ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Акафист Пресвятой Богородице, в честь чудотворной Ее иконы называемой "Моздокская"

Приложение 2. Положение об Александровской миссионерской Духовной Семинарии в селе Ардоне (Терской области)

Приложение 3. Списки обновленческих архиереев по кафедрам находящихся ныне на территории современной Ставропольской и Бакинской епархий



Приложение I

Акафист Пресвятой Богородице,
в честь чудотворной Ее иконы называемой "Моздокская"

Кондак 1.
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко честным образом Твоим милости источник стяжавшии, Ты же, Госпоже, Яко благосердая Мати, буди неотступна милостию Твоею от нас, да зовем Ти:
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Икос 1.
Ангелов лицы сопредсташа, небесная Царице, окрест святыя иконы Твоея, благодатию Твоею прославленныя. Темже и мы, взирающе на икону Твою, в божественных храмах нас осеняющую, почитаем ю, приклоняем колена пред величеством Твоим, Владычице, и умильно воспеваем сице:
Радуйся, Небесная Царице Мати Господа небеси и земли.
Радуйся, Архангелов и Ангелов Владычице.
Радуйся, горних сил величание.
Радуйся, человеческих ликостояний похваление.
Радуйся, праведных душ сладосте.
Радуйся, живущих в Бозе умиление.
Радуйся, пред Богом предстательнице.
Радуйся, Божественныя благости подательнице.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 2.
Вместилище святое силы Божия икону Твою Богомати, Тамара, царица Иверская, принесе людям Осетии. Пришествием убо образа сего Ты, Пречистая Богородице, вселилася еси в них, яко благосердая Мати, ущедряющая благочестно почитающих Тя и воздвизающи их воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 2.
Разумне исповедуем дивное промышление Божие о стране нашей, ейже подобие Иверския иконы Богоматере, Благодатию прославленное, даровася. Темже, благодарящи Тя, Владычице, за милость Твою к роду нашему, воспеваем сице:
Радуйся, щедроты Твоя на нас изливающая.
Радуйся, Твоею благостынею нам благодеющая.
Радуйся, во всякой нужде нам помогающая.
Радуйся, надежду нас недостойных не отвергающая.
Радуйся, уповающих на Тя помощию не оставляющая.
Радуйся, силою врачевания икону Твою знаменующая.
Радуйся, тою источники чудес источающая.
Радуйся, ею немощи наша исцеляющая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 3
Сила вышнего осеняще страну Осетинскую, егда икона Пречистыя Богоматере прииде в ню, пребыванием осеняющи землю, к созданию храмов святых воздвизающи, да славится имя Триипостастного Бога, явлением Твоим, Владычице, и воспевают Ему: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи премногую милость к Кавказу, Пресвятая Владычице, устроила еси в стране нашей иконы Твоея благодатное утверждение. Охраняй убо область сию и всю державу Российскую, да в мире и тишине воспеваем Ти сице:
Радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая.
Радуйся, Хранительнице, державу Российскую покрывающая.
Радуйся, Православие в ней утверждающая.
Радуйся, заступлением Твоим нас ограждающая.
Радуйся, земное житие наше добре устрояющая.
Радуйся, праведно движимый на нас гнев Божий утоляющая.
Радуйся, Господа на милость к нам преклоняющая.
Радуйся, благодатию сына Твоего нас осеняющая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 4
Буря злостраданий и бед опустошающе страну Осетинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху. Имуще спасение от них людие Куртатинския области от гор под сень державы Российския преселяхуся. Грядуще на новое место жительства, взяша с собою икону Твою, Богомати, да и оное Тобою освятится. Ограждай убо, Владычице, Твоим покровом и наше жительство, да, осеняеми Тобою, взываем к Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышав пастырь паствы своея пришествие к Моздоку икону Божия Матере, устрояет церковь, в ней же поставляет святую икону и священника учреждает, да, выну прославляюще Богоматерь вопиют Ей:
Радуйся, святых храмов благодатию наполнение.
Радуйся, домов наших небесное благословение.
Радуйся, святых обителей покров и защищение.
Радуйся, всех верных прибежище и утешение.
Радуйся, спасительную веру в стране нашей утверждающая.
Радуйся, благочестие в земли нашей насаждающая.
Радуйся, во благонравии возрастати нам помогающая.
Радуйся, в добрых делех преспевающих укрепляющая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 5
Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну Кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом боговедения озарающи, скорбящих радостию исполняющи, ищущих помощи Твоея утешающи благодатию Сына Твоего и Бога, Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше людие града Моздока икону Твою, от места их не двигшуюся, со умилением уразумеша, яко сим проявися великое Твое к нам благоволение и тем показуеши святую волю Твою, благоволи убо, Пречистая, показати и нам милость Твою, да ею ущедряемы, со благодарением воспеваем Ти хвалы сия:
Радуйся, матернею любовию нас возлюбившая.
Радуйся, иконою Твоею нас сладце утешающая.
Радуйся, источник благодати Тою открывающая.
Радуйся, обилие милости нам изливающая.
Радуйся, милосердия двери нам отверзающая.
Радуйся, усердныя наша молитвы приемлющая.
Радуйся, воздыхания сердечныя послушающая.
Радуйся, скорое утешение подати поспешающаяя.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 6
Проповедует чудеса Твоя и милости область Кавказская, яко дивно оградила еси покровом Твоим чудотворную икону Твою от огненнаго запаления, объявшего церковь, в ней же святая икона пребываше. Трижды бо, церкви возгараемей, людие икону Твою на горе близ церкви неврежденну обретаху. Темже и мы Тебе вопием: О Пресвятая Владычице, призри, всемилостивым оком Твоим и на нас, предстоящих пред пречистым образом Твоим, и молитвами Твоими избави нас от запаления бед и от пламене огня вечного, да с веселием поем Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияти свету боговедения в древней Осетии изволяющи, рукою царицы Тамары святую икону Твою в ню послала еси и по сих силою и чудесы тую прославила еси. И тако уверившеся о Твоем промышлении, Пречистая, люди Твоя соблюдающем, благодарственне прославляем Тя сице:
Радуйся, икону Твою из пламене чудесно сохранившая.
Радуйся, сию многими чудесы в стране нашей прославившая.
Радуйся, молящимся пред иконою Твоею здравие подавающая.
Радуйся, уповающим на Тя спасение дарующая.
Радуйся, от христианских родов ублажаемая.
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая.
Радуйся, благочестивых чувства услаждающая.
Радуйся, подвизающихся в вере благодатне посещающая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 7
Хотяще людие осетинстии в Кавказскую область преселитися, достигоша града Моздока, носяще чудотворную икону Твою, Богомати. Нощию от колесницы, в ней же святая икона пребываше, небесный свет возсия. И то слышав епископ Гаий со множеством народа исшед, поклоняшеся пред нею до земли, яко Тебе Самей, Пречистая Богородице, молебное пение творя и взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое место пребывания святыя иконы Твоея чудесным знамением и откровением епископу Гаию утвердила еси. Како убо изречем Твою к нам любовь, Богородице, и кто возглаголет силы Твоея, дарованныя иконе Твоей? Обаче, приими песнь хвалы и благодарения сицевую:
Радуйся, во граде Моздоке чулотворною иконою пребывати благоволившая.
Радуйся, и прочие грады и веси пренесением иконы заступлением Твоим не оставляющая.
Радуйся, ею на Тя надеющихся возвеселяющая.
Радуйся, иконою Твоею от всякого зла нас сохраняющая.
Радуйся, тою аки облаком светом нас покрывающая.
Радуйся, любовь к нам неизсекающая.
Радуйся, милости Своя к нам умножающая.
Радуйся грехи наша благостию Твоею побеждающая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 8
Странное чудо избрания Тобою, Владычице, нового места вселения иконы Твоея удивляет умы. Не точию бо свет нощи облиста место стояния колесницы с иконою Твоею, но и наутрие, егда людие, воздвигшеся далечайше идти, волы своя в колесницу впрягоша, тии не могоша повлещи ю, аще и много биеми бяху. И слышавше окрест живущии о таковем знамении на месте пребвания Твоего, стекошася во множестве, поклоняющеся иконе Твоей и воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вси православнии людие славят имя Твое, Богородице, честным бо предстательством Твоим чудесную помощь нам являеши. Дивна суть дела Твоя, и дивна пресвятая икона Твоя, пред неюже припадающе, с верою и упованием глаголем Ти сице:
Радуйся, заступнице роду христианскому, от Бога дарованная.
Радуйся, пред Господем о нас ходатайствующая.
Радуйся, молитвы о нас Тому простирающая.
Радуйся, прошения верных к Сыну Своему и Богу приносящая.
Радуйся, престолу благости Его матерински о нас предстоящая.
Радуйся, благодать смирения и терпения нам подавающая.
Радуйся, Божие к нам грешным благоволение.
Радуйся, нас недостойных пред Богом дерзновение.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 9
Всякое естество ангельское, видя Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за христианы молящуюся, восхваляет Тя, людие же града Моздока, приявши святую икону Твою, аки некое небесное сокровище, прославляют всевышнего Господа, чудотворную силу ей даровавшего, и воспевают Ему: Аллилуиа.

Икос 9
Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспевати чудеса Твоя, от иконы являемая. Обаче, благая сущи, приими от нас за премногую любовь к нам и милость хвалебное пение сие:
Радуйся, верующих благая заступнтце.
Радуйся, призывающих Тя непостыдное упование.
Радуйся, благочестивых всевеселящее радование.
Радуйся, труждающихся помощь и укрепление.
Радуйся, обидимых скорое заступление.
Радуйся, гонимых покров и защищение.
Радуйся, изнемогающих крепосте и утверждение.
Радуйся, болящих благонадежное посещение.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 10
Спасти хотящи многи люди от бед и скорбей, источащи, Богомати, неоскудный источник милости от Твоея иконы роду нашему, тою, аки Тебе самей сущей, грады и веси области нашея обтекающи и в них чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляюще Бога, давшего нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем к Тебе прибегающим, ибо небеси и земли Творец, на руку Твою носитися благоволивый, приемлет Тя, о людех молебне руце простирающую. Буди убо стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречистей иконе Твоей с верою припадающим и вопиющим Тебе:
Радуйся, от обстояний и бед нас сохраняющая.
Радуйся, от потопления скорбей нас изимающая.
Радуйся, искушения душевредая далече отгоняющая.
Радуйся, вражды на благосердие прелагающая.
Радуйся, на милосердие нас подвизающая.
Радуйся, любити друг друга наставляющая.
Радуйся, во непорочнем житии верных укрепляющая.
Радуйся, присноблаженная, блаженство и нам уготовляющая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 11
Пение Всякое побеждается, спростретися тщащееся к явлением благодати, присно бываемы от святыя и чудотворныя иконы Твоея, Богородице, якоже бо скорая помощница, недуги исцеляеши, от бед избавляеши на всяком месте с верою Тя призывающих и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу зрим икону Твою, Богомати, во области Кавказстей благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих к свету Своему на спасение душ и телес привлекающую. Темже вопием Ти сице:
Радуйся, Бога с человеки соединяющая.
Радуйся, нас земнородных к Богу приближающая.
Радуйся, о кающихся пред Богом предстательствующая.
Радуйся, призывающих Тя сохраняющая и спасающая.
Радуйся, падших Твоею благостию возставляющая.
Радуйся, отчаянным надежду возвращающая.
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая.
Радуйся, печали наша благодатию Своею утоляющая.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 12
Благодатию Твоею, Пресвятая Богородице, якоже древле, и ныне притекающая к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши, призывающим Тя благопоспешне вспомоществуеши, в печалех бедствующим помогаеши. И мы убо Твоим заступлением спасаеми, благодарными усты поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя и милости, роду нашему явленныя, умильно припадаем к пречистому образу Твоему, Владычице, и благоговейно лобызающе той, молим Тя: Настави нас на путь Спасения, буди помощница и заступница нам, вопиющим Тебе:
Радуйся, верных утверждение и защищение.
Радуйся, недужных и немощных исцеление.
Радуйся, вдов и сирот покров и соблюдение.
Радуйся, в нуждах сущих вспоможение.
Радуйся, лишение терпящих довольством исполнение.
Радуйся, скорбных матерей утешение.
Радуйся, сиротствующих чад невидимое охранение.
Радуйся, прибегающих к Тебе скорое посещение.
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 13
О, Всеблагая и Всемилосердая Мати, Пречистая Госпоже Богородице, приими моление сие, ныне Тебе приносимое от нас грешных и недостойных рабов Твои ко образу Твоему, аки к Тебе Самей, припадающих. Призри милостивно на веру и упование наше, избави нас от бед и скорбей, подаждь нам руку помощи в жизни сей и будущия изми муки, да, спасаемы Тобою, выну вопием: Аллилуиа.

Молитва.
О, Всемилостивая Госпоже, Дева Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, моли Сына Твоего избавитися нам от всякого зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти. Всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити. Призри на нс призрением милостивного Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениях наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда и заступница всем, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимого Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими благоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя бесконечныя жизни достигнути и трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

В начало

 

Приложение II

Положение

об Александровской миссионерской Духовной Семинарии

в селении Ардоне (Терской области)

 

1.Александровская миссионерская Духовная Семинария имеет своей ближайшей задачей приготовить местных юношей к служению, в звании священно-церковнослужителей и учителей, миссионерским целям Общества восстановления православного христианства на Кавказе в пределах Владикавказской епархии и Южной Осетии.
2. В Семинарию принимаются дети осетин и других туземцев, равно и русские, без различия сословий.
Примечание. Дозволяется принимать детей магометанского вероисповедания с целью расположения их к христианству.
3.В Семинарии полагается шесть классов с годичными курсами.
4.В первый класс поступаю воспитанники, с успехом окончившие курс в церковно-приходских школах Общества восстановления православного христианства на Кавказе - в возрасте от 14 до 18 лет.
5. В последующие классы принимаются молодые люди, имеющие соответствующие классу познания и возраст.
6.Лица, с успехом окончившие курс в Духовных Училищах, принимаются без экзамена в 3-й класс, если в этом классе окажутся свободные вакансии.
7. В каждый из первых трех классов допускается до 30 учеников с таким расчетом, чтобы общее число учеников Семинарии не превышало 150.
8. Из беднейших воспитанников, отличающихся хорошими успехами и добрым поведением, принимаются на казенное содержание в каждом классе по 6 человек из русских на средства Святейшего Синода и по 6 из туземцев на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе.
9. Своекоштные ученики за право учения в Семинарии вносят по 20 р. в год.
Примечанue. От оплаты за право учения освобождаются дети жителей Ардонского селения, каковое преимущество присвоено Ардону за отвод земли и постройку первоначального здания для заведения.
10. В Александровской миссионерской Семинарии преподаются по установленным программам следующие предметы:
1) Священная история Ветхого Завета.
2) Евангельская история.
3) Православный катехизис.
4) Богословие.
5) Священное Писание Нового Завета.
6) Изложение и разбор мусульманского учения.
7) Изъяснение Богослужения с церковным уставом (Литургика).
8) Практическое руководство для пастырей.
9) Гомилетика.
10) История Христианской Церкви и в частности русской с учениемо русском расколе и сектантстве.
11) Русский язык с церковно-славянским и русская словесность.
12) Гражданская история всеобщая и русская.
13) Педагогика и дидактика.
14) География всеобщая и русская.
15) Арифметика.
16) Геометрия.
17) Физика.
18) Гигиена.
19) Осетинский язык.
20) Церковное пение: славянское и осетинское.
21) Чистописание русское и осетинское.
22) Иконописание (если позволят средства).
11. Александровская миссионерская Семинария имеет свой штат и особое распределение учебных предметов по классам, утверждаемые Святейшим Синодом.
12. Средства на содержание сей Семинарии, отпускаются частью из духовно-учебного капитала, частью от Общества восстановления православного христианства на Кавказе.
13. Ни к съездам местного духовенства, ни к местному Духовному Училищу миссионерская Семинария не имеет никакого отношения, а потому и членов от духовенства в правлении оной не полагается.
14. По отбыванию воинской повинности ученики, окончившие полный курс миссионерской семинарии, пользуются правами наравне с воспитанниками прочих Духовных Семинарий, окончивших в них курс учения II класса, а ученики, окончившие курс II класса миссионерской Семинарии - наравне с учениками, окончившими курс Духовных Училищ.
Примечание. Воспитанники Александровской миссионерской Духовной Семинарии пользуются отсрочкой, но отбыванию воинской повинности, для окончания образования в Семинарии, до достижения ими 24-летнего возраста, и одним годом льготы, по окончании курса для приискания соответствующего своему образованию места служения.
15. Для приготовления к поступлению в Семинарию мусульман из туземцев, при ней учреждается приготовительная школа с 15 стипендиями, в 60 руб. каждая.
16. Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе, имея попечение о благоустройстве Семинарии в хозяйственном отношении, производит в Семинарии через своих членов ревизии по экономической части.
17. В случае получения достоверных сведений о неудовлетворительном состоянии учебно-воспитательной части в Семинарии и о служебной неисправности должностных лиц. Совет Общества сообщает о том епископу Владикавказскому для принятия им надлежащих мер к устранению усмотренных недостатков.
18. По окончании каждого учебного года правление Семинарии представляет Совету Общества подробный отчет о состоянии Семинарии в хозяйственном отношении и копию отчета о состоянии учебно-воспитательной части Семинарии.
19. Александровская миссионерская Духовная Семинария пользуется всеми правами, указанными в главе тринадцатой общего устава Духовных Семинарий, за исключением лишь тех, кои указаны в §§ 176, 177 и 179.
20. Сохраняя указанные в сем положении особенности, во всем остальном, как относительно учебно-воспитательного дела, так и в администрации, Александровская миссионерская Семинария руководствуется указаниями общего устава Духовных Семинарий. (Церковные Ведомости. 1895, N35. С. 339-341).

В начало

 

 

Приложение III

Списки обновленческих архиереев

по кафедрам находящихся ныне на территории современной

Ставропольской и Бакинской епархий

(материалы к истории проблемы)

 

Епископы Терские

Августин (Разумовский)

1925 г. - еп. Мариупольский 1926 г. - еп. Изюмский 2 февраля 1927 г. - еп. Терский - 8 апреля 1927г. - епископ Пятигорский. Согласно прошения по болезни 8 апреля 1927 года уволен на покой. (1)

Александр (Щербаков)

Родился 22 июля 1892 г. Окончил Духовную Семинарию и 3 курса Духовной Академии 26 июля 1923-1924: Актюбинская (обн.), в. у. 1924-1924: Киевская (обн.), в. у. 1925-1927: Витебская (обн.) 17 декабря 1927-1927: Смоленская (обн.) 24 ноября 1928 - 1929 - еп. Терский и временно управляющий Пятигорской епархией. 1929-1930: Боровичская (обн.)

Василий (Кожин)

он же Гермоген (Кожин Василий), митрополит Алеутский и Северо-Американский Родился в 1880 году в станице Кумылженской нынешней Волгоградской области, в семье псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое Духовное училище, Донскую Духовную Семинарию и в 1916 году Казанскую Духовную Академию, со степенью кандидата богословия. В 1907 г. рукоположен в сан диакона. В 1908 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. защитил диссертацию на тему: "Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви" и получил ученую степень магистра богословия. Преподавал в Новочеркасском Политехническом институте богословие и Закон Божий в мужской гимназии. В 1917 году был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, а в 1918-1920 гг. состоял членом Донского Епархиального Совета. После 1922 года уклонился в обновленческий раскол. 21 сентября 1931 года, будучи в брачном состоянии хиротонисан во епископа Темрюковского, викария Кубанской епархии, затем 7 марта 1932 г. епископ Моздокский. С 7 марта 1932 г. - епископ Кубанский. 13 апреля 1932 года возведен в сан архиепископа. С марта 1934 г. - архиепископ Терский, управлял Северо-Кавказской митрополией. 5 декабря 1935 года возведен в сан митрополита Сев.Кавказского и Ставропольского. По отзывам о нем в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, "был злейшим обновленцем". Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство. В 1943 году получил вторую панагию. Пребывал в обновленческом расколе до 1945 года. Принят чрез покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году. 18 февраля 1946 года рукоположен православными архиереями во епископа Казанского и Чистопольского, с назначением временно ректором Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии. Здесь он читал курс Истории Западных исповеданий. В 1948 году на Пасху возведен в сан архиепископа. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь, б) Экуменическое движение и Православная Церковь, в) Об англиканской церковной иерархии, г) О Церковном календаре. По совокупности трудов Преосвященного Гермогена, Совет Московской Духовной Академии присудил ему в 1949 году ученую степень доктора богословия. 19 октября 1949 года перемещен на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку. За этот период служения своего он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 году он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником третьей Всесоюзной Конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году он сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу. Последним этапом Церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Экзарха митрополита Макария. Выполняя возложенное на него поручение, он принял участие во втором съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Северной и Южной Америки. 8 февраля 1954 года награжден правом ношения креста на клобуке. 19 мая 1954 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Алеутским и Северо-Американским. Скончался 3 августа 1954 года.
Иоанн (Острогорский) 26 апреля 1931 -1932 - еп. Терский 1932 - июль 1934: Донская (обн.) июль 1934 - февраль 1935: Звенигородская (обн.) февраль 1935 - 22 апреля 1936: Калининская (обн.) 22 апреля 1936 - 18 июня 1937: Воронежская (обн.)

 

Епископы Владикавказские

Мелхиседек (Николаев)

(Николев) (Николин Михаил Иннокентьевич), епископ Каширский, викарий Тульской епархии Родился 7 ноября 1870 года. Окончил Московскую Духовную Семинарию и Московский университет по юридическому факультету. В университете обучался до 1898 года. С 1898 г. по 1921 год пребывал в разных монастырях в священнической должности. Пострижен в монашество. Был игуменом Железноборовского монастыря Костромской епархии, а затем экономом архиерейского дома в гор.Омске. 26 сентября 1920 года хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Каширского, викария Тульской епархии. В мае 1922 года уклонился в обновленчество, возведен в сан архиепископа и назначен в этом же году архиепископом Донским и Новочеркасским. Был участником 2-го обновленческого т.н. "Всероссийского Поместного Священного Собора" 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества. Святейшего Патриарха Тихона. (См. "Деяния П-го Всеросс.Помести.Собора Пр.Ц." М. 2-е мая 1923 г., стр.б-7). Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом. С 1 марта 1924- года - архиепископ Владикавказский и Грузинский. С 20 октября 1925 г. - правящий Ярославской епархией, а затем архиепископ Ярославский. С июня 1926 года - архиепископ Тверской. В 1927 году возведен в сан митрополита. 1928 г. - управлял Владимирской епархией. С ноября 1928 г. - митрополит Алма-Атинский. С сентября 1931 г. управлял Череповецкой епархией. С октября 1931 года управлял Новгородской епархией. С 30 марта 1932 года уволен из Новгорода "за несоответствующее поведение". Предложено настоятельское место. С апреля 1932 года уволен за штат. С 29 июня 1932 года - управляющий Карельской епархией. С 1933 года - настоятель собора гор. Задонска. С 22 ноября 1933 года уволен из Калининской епархии "за неумелое управление епархиальными делами". Предложено настоятельское место. С 1934 года - управляющий Борисоглебской епархией. С сентября 1935 года управляющий Сыктывкарской епархией. С 30 декабря 1935 года - митрополит Архангельский, управлял Архангельской митрополией. В 1944 году принес покаяние и принят в сане епископа. Дальнейших сведений о нем не имеем.
Петр (Рождественский) Родился 1865 г. Вдов. Окончил Московскую Духовную Академию. Священник Николаевской церкви г. Усмани. Хиротонисан во епископа 24 сентября 1922 г. 4 октября 1922 г. - командирован в г. Симферополь для устроения церковных дел. 30 января 1923 г. правящий Тамбовской епархии. 11 мая 1923 г. перемещен на Борисоглебскую кафедру Тамбовской епархии. 10 апреля 1925 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Новочеркасскую кафедру. 15 октября 1925 г. - 28 июня 1930 г. - правящий Владикавказской епархии. 28 июня 1930- архиепископ Калининский. 2 июля 1931 - архиепископ Ярославский 1932 - архиепископ Борисоглебский.

Сергий (Танаевский)

1927 - епископ Сальский. 15 марта 1927 г. утвержден правящим Новгородской епархии. 1927 г. - возведен в сан архиепископа к 5 летнему юбилею обновленчества. 1927 - епископ Владикавказский,

Филипп (Власов)

Родился 1879 г. Женат. Окончил Донскую Духовную Семинарию. Священник. 15 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 12 февраля 1924 г. - 1924 епископ Задонский. 1926 - 1927 гг. - епископ Пятигорский. 1927 - 1929 - епископ Новороссийский. 1929 -10 декабря 1930 - епископ Владикавказский. 10 декабря 1932 - март 1935- епископ Ставропольский.
Епископы Моздокские (обновленческие)
Василий (Кожин) - он же Гермоген Кожин см. выше

 

Епископы Пятигорские

Макарий (Павлов Михаил Михайлович)

епископ Владикавказский и Моздокский Родился 4 ноября 1867 года в семье священника Томской епархии. Первоначальное образование получил в Барнаульском Духовном Училище. В 1890 году окончил Томскую Духовную Семинарию и в этом же году 16 сентября рукоположен во священника. В 1891 году - законоучитель Семипалатинской женской прогимназии. Овдовев, он в 1894 - году поступил в Казанскую Духовную Академию . В 1897 году пострижен в монашество. В 1898 году окончил академию со степенью кандидата богословия и определен миссионером Главного Стана Киргизской Миссии в Заречной Слободке г. Семипалатинска. С 1899 года - начальник той же миссии в сане архимандрита. 18 марта 1901 года хиротонисан в г.Томске во епископа Бийского, викария Томской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Томский Макарий и епископ Омский и Семипалатинский Сергий. С 17 января 1905 г. - епископ Якутский и Вилюйский. 1 мая 1909 года уволен на покой, согласно прошению, а 5 мая назначен управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской епархии. 28 января 1917 года - епископ Владикавказский и Моздокский. В начале обновленческого движения уклонился в обновленческий раскол. 1922 - 1923 - епископ Пятигорский. До конца ли дней своей жизни пребывал в обновленчестве, нам неизвестно. Год смерти также неизвестен. Александр (Шубин) Родился 1893 г. Женат. Окончил Александровскую Духовную Семинарию. Настоятель Пятигорского собора. 19 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Святокрестовского, викария Пятигорской епархии. 10 июля 1923 г. епископ Пятигорский. 11 ноября 1924 г. правящий Таганрогской епархии. 24 августа 1926 г. за выдающуюся службу и достигнутые благоприятные результаты по управлению Таганрогской епархией - возведен в сан архиепископа. Май 1927 - временно управляет Первой Ленинградской епархией. 1927 - архиепископ Вологодский. С декабря 1930 г.-17 июня 1931- управлял Новороссийской епархией. С августа 1931 - архиепископ Старорусский. С декабря 1931 - Псковский архиерей. С августа 1932 - управляющий Астраханской епархии. С марта 1935-29 октября 1936 г.- архиепископ Сталинградский. 26 февраля 1937-29 октября 1938 г.- управлял Смоленской епархией.
19?? уволен за штат.

Иоанн (Завадовский)

Родился 1870 г. Вдов. Окончил Духовную Академию. Противосектантский миссионер и священник Духовской церкви в г. Томске. С 21 сентября 1922 г. епископ Барнаульский. По видимому назначение было в день хиротонии. 5 ноября 1922 г. епископ Бийский. 10 мая 1923 г. епископ Щегловский. 5 июля 1923 г. снова Бийский. 14 ноября 1923 г. уволен на покой. 23 июля 1924 г. -1926 - управляющий Пятигорской епархией.

Серапион (Сперанцев)

Родился в 1893 г. Монах. Окончил Олонецкую Духовную Семинарию. Студент Казанского университета. Священник Введенского Собора г. Петрограда. 2 августа 1923 г. - хиротонисан во епископа. С сентября 1923 г. - управляющий Бийской епархией. С июля 1924 г. - епископ Коломенский, викарий Московской епархии. 31 декабря 1924 г. - правящий Свердловской епархии. 7 августа 1925 г.- правящий Нижне-Тагильской епархией. 5 ноября 1925 г.- правящий Ставропольской на Кавказе епархии. 1925 - 1926 - временно управлял Каневской епархией. 19 апреля 1926 г. - правящий Пятигорской епархии. 27 июля 1926 г. - правящий Нижне-Тагильской епархии. 3 августа 1926 г. постановлением Св. Синода был утвержден заместителем председателя Уральского ОЦУ, а уже 24 августа освобожден. 1928 - 1929 - епископ Ижевский. 1929 - 1930 - епископ Бийский. 1932 - 1934 - епископ Псковский.

Филипп (Власов)

Родился 1879 г. Женат. Окончил Донскую Духовную Семинарию. Священник. 15 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 12 февраля 1924 г. - 1924 епископ Задонский. 1926 - 1927 гг. - епископ Пятигорский. 1927 - 1929 - епископ Новороссийский. 1929 - 10 декабря 1930- епископ Владикавказский. 10 декабря 1932 - март 1935 - епископ Ставропольский.

Августин (Разумовский)

1925 г. - еп. Мариупольский 1926 г. - еп. Изюмский 2 февраля 1927 г. - епископ. Терский - 8 апреля 1927г. - епископ Пятигорский. Согласно прошения по болезни 8 апреля 1927 года уволен на покой. (1)

Александр (Щербаков)

Родился 22 июля 1892 г. Окончил Духовную Семинарию и 3 курса Духовной Академии 26 июля 1923-1924: Актюбинская (обн.), в. у. 1924-1924: Киевская (обн.), в. у. 1925-1927: Витебская (обн.) 17 декабря 1927-1927: Смоленская (обн.) 24 ноября 1928 - 1929 - еп. Терский и временно управляющий Пятигорской епархией. 1929-1930: Боровичская (обн.)

Алексий (Микулин)

Родился 16 марта 1878 г. Окончил Воронежскую Духовную Семинарию. 9 ноября 1927 г. хиротонисан во епископа Фергантского 1929 г. возведен в сан архиепископа Хабаровского. декабрь 1930 г. - апрель 1931 г. - епископ Пятигорский. С апреля 1931г.- временно управлял Московской епархией. 25 сентября 1931 г. уволен на покой.

Николай (Чудновец)

Родился в 1873 г. Вдов. Окончил Духовную Академию. Кафедральный протоиерей г. Одессы. 13 июля 1924 г. хиротонисан во епископа Армавирского, викария Кубано-Черноморской епархии. 1927 г. возведен в сан архиепископа в честь 5-летнего юбилея обновленчества с оставлением архиепископом Армавирским. 1927 г. - архиепископ Донской. 1929 -1930 гг. - правящий Пятигорской епархии. С 3 июня 1931г.- архиепископ Кировский. С 1934 г. - Горьковский. С 1935 г.- Тамбовский епархиальный архиерей. 5 августа 1936-26 февраля 1937 г.- архиепископ Ишимский.

 

Епископы Свято-Крестовские, викарии Пятигорской епархии

Александр (Шубин)

Родился 1893 г. Женат. Окончил Александровскую Духовную Семинарию. Настоятель Пятигорского собора. 19 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Святокрестовского, викария Пятигорской епархии. 10 июля 1923 г. епископ Пятигорский. 11 ноября 1924 г. правящий Таганрогской епархии. 24 августа 1926 г. за выдающуюся службу и достигнутые благоприятные результаты по управлению Таганрогской епархией - возведен в сан архиепископа. Май 1927 - временно управляет Первой Ленинградской епархией. 1927 - архиепископ Вологодский. С декабря 1930 г. - 17 июня 1931 - управлял Новороссийской епархией. С августа 1931 - архиепископ Старорусский. С декабря 1931 - Псковский архиерей. С августа 1932 - управляющий Астраханской епархии. С марта 1935-29 октября 1936 г. - архиепископ Сталинградский. 26 февраля 1937-29 октября 1938 г.- управлял Смоленской епархией. 19 уволен за штат.

 

Епископы Ставропольские

Алексий (Марков)

Родился 1854 г. Вдов. Окончил Воронежскую Духовную Семинарию. Кафедральный протоиерей г. Ташкента. 23 декабря 1923 г. хиротонисан во епископа Джытысуйского или Семиреченского. 2 января 1923 г. - 18 апреля 1924 г. - епископ Ставропольский и Кавказский. С 18 апреля 1924 г. - правящий Джатысуйское епархии (Семиреченская). 12 декабря 1924 г. возведен в сан архиепископа. 19 октября 1926 г. - временно управлял Пензенский. 21 февраля 1928 г. - управляющий Пензенской епархией. 24 ноября 1928 г. - архиепископ Сталинградский. 24 мая 1929 г. - Архангельский архиерей. 3 февраля - 26 мая 1930 г.- архиепископ Челябинский. 19 мая 1931 -30 ноября 1932 - управлял Волынской епархией. Скончался в 1933 году.

Христофор (Сокольский)

Родился в 1857 г. Монах. Студент Полтавской Духовной Семинарии. Настоятель церкви в Ростове-на-Дону. 7 февраля 1924 г. хиротонисан во епископа Ставропольского на Кавказе. 20 февраля 1924 г. еп. Калужский. 12 апреля 1925 г. еп. Алексинский. 20 ноября 1925 г. еп. Уральский. 27 апреля 1926 г. возведен в сан архиепископа. 17 августа 1926 г. освобожден от управления епархией, согласно его прошения. 1926 г. - архиепископ Сальский. 1927 г. - управлял Мичуринской епархией.

Назарий (Андреев)

Родился в 1864 г. Окончил Духовную Академию со степью кандидата богословия. 7 июля 1912 г. хиротонисан во епископа Алатырского с 1917 по 22 февраля 1918- временно управлял Енисейской и Красноярской епархией Уклонился в обновленчество С 22 февраля 1918 г.- управляющий Енисейско -Красноярской епархией. С 1922 - епископ Красноярский. 1924 - 16 января 1925 гг. Архиепископ Ставропольский и митрополитом Севере кавказской области. 16 января 1925 г. - архиепископ Ростовский-на-Дону. В 1927 г. будучи епископом Ростовским изменил обновлению и подчинился ВВЦС -Григорианский раскол.

Георгий (Крашенинников)

Родился в 1874 г. Рясофорный монах. Студент Оренбургской Духовной Семинарии, зачислен студентом Московской Богословской Академии. Настоятель храма Христа Спасителя в Уральске. 7 июля 1923 г. хиротонисан во епископа Уральского и Покровского. С 3 марта 1925 г. - епископ Ставропольский. С 10 октября 1925 г. - епископ Курский. В феврале 1926 г. возведен в сан архиепископа. 31 августа 1926 г. уволен на покой. 29 сентября 1926 г. временно управляющий Уральской епархией, впредь до избрания на епархиальном съезде. 17 декабря 1926 - 2 декабря 1927 - архиепископ Семиреченский.

Серапион (Сперанцев)

Родился в 1893 г. Монах. Окончил Олонецкую Духовную Семинарию. Студент Казанского университета. Священник Введенского Собора г. Петрограда. 2 августа 1923 г. - хиротонисан во епископа. С сентября 1923 г. - управляющий Бийской епархией. С июля 1924 г. - епископ Коломенский, викарий Московской епархии. 31 декабря 1924 г. - правящий Свердловской епархии. 7 августа 1925 г. - правящий Нижне-Тагильской епархией. 5 ноября 1925 г. - правящий Ставропольской на Кавказе епархии. 19 апреля 1926 г. - правящий Пятигорской епархии. 27 июля 1926 г. - правящий Нижне-Тагильской епархии. 3 августа 1926 г. постановлением Св. Синода был утвержден заместителем председателя Уральского ОЦУ, а уже 24 августа освобожден.

Иоанн (Кушнев)

Родился в 1846 г. Монах-рясофорный. Окончил Орловскую Духовную Семинарию. Орловский епархиальный миссионер. 9 августа 1925 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 1926 г. епископ Ставропольский. 8 апреля 1927 г. назначен Рыльским викарным епископом Курской епархии. В 1927 г. - управлял Курской епархией.

Алексий (Михайлов)

Родился в 1868 г. Вдов. Окончил Казанскую Духовную Семинарию. Священник; Законоучитель. 20 июля 1924 г. хиротонисан во епископа. С 1924 г. правящий Уфимской епархии. 1927 - 26 января 1928 г. правящий Ставропольской епархии.

Александр (Филиппов)

Родился 1858 г. Женат. Студент Тобольской Духовной Семинарии. Настоятель Градо-Троицкого Собора в г. Тюмени. 28 июля 1923 г. хиротонисан во епископа Туринско-Ирбитского. С сентября 1923 г. - временно управлял Тобольской епархией. 21 февраля 1924 г. назначен архиепископом Тобольским. С 30 сентября 1924 г. - архиепископ Кустанайский. 23 ноября 1925 г. правящий Тюменской епархией. 1927 г. - архиепископ Ишимский. 1927 г. - правящий Омский. 21 февраля 1928 -1929 гг. - правящий Ставропольской епархии. С 1929 - архиепископ Елецкий. 2 января 1930- назначен управлять Борисоглебской епархией. В 1931 -5 августа 1936 снова Ишимским архиерем.

Николай (Автономов)

18 мая 1930 - 1932 гг. епископ Ставропольский. 1932 - 1933 - епископ Калининский. 13 сентября - 29 декабря 1934 г.- епископ Старо-Оскольский С 22 апреля 1936- епископ Александровский, викарий Владимирской епархии. 30 декабря 1937-3 декабря 1938 г.- епископ Иваново-Вознесеновский.

Филипп (Власов)

Родился 1879 г. Женат. Окончил Донскую Духовную Семинарию. Священник. 15 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 12 февраля 1924 г. - 1924 епископ Задонский. 1926 - 1927 гг. - епископ Пятигорский. 1927- 1929 - епископ Новороссийский. 1929 - 10 декабря 1930- епископ Владикавказский. 10 декабря 1932 - март 1935 - епископ Ставропольский.
Сергий (Баженов) 1929 -1934 - епископ Курганский. 1934 - 1935- епископ Минусинский. В 1935 г. - Епископ Ставропольский. 1935-1936- епископ Алтайский.

Василий (Кожин)

он же Гермоген Кожин см. выше

В начало



Hosted by uCoz