Глава VIII
Монастыри и монашество

 

Монастырей во Владикавказской епархии было не много. Объективными тому причинами служили: во-первых, окружение мусульманского большинства, часто агрессивно воспринимавшего упрочения позиций православных на Северном Кавказе; во-вторых, продолжительные войны, грабительские набеги горцев, приводившие в упадок хозяйства не только обителей, но и окружавших их сел и станиц.

Кроме того, отсутствие устоявшихся традиций и достойных кандидатов для замещения настоятельских вакансий не способствовали нормальной организации внутренней жизни в обителях. Положение дел в монастырях стало нормализовываться лишь ко второму десятилетию ХХ века.

Несмотря на трудности, которые возникали в первые годы существования обителей, в целом значение их в истории епархии было позитивным.

[Карта русских монастырей на Северном Кавказе 1868 г.]

Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь

Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь являлся самой древней иноческой обителью на территории Владикавказской епархии. Время его основания доподлинно не известно. Некий игумен Герман, работавший в 1850 году в архиве этого монастыря, писал: "не находя ясных следов в архиве монастырском начальному основанию Кизлярской обители, а также и не встречая о сем верных преданий, лишаемся возможности удостоверительно определить, в каком именно году и месяце начала оная устрояться" .

В 1735 году, по договору России с Ираном, была упразднена крепость Святого Креста. Гарнизон и административные учреждения этой крепости переведены в новооснованный генерал-аншефом В.Я. Левашевым город Кизляр.

Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Манглийский, православный миссионер в Дагестанской области, принимая во внимание выгодное для дела миссии положение этого города, ходатайствует об открытии при Кизлярской Крестовоздвиженской церкви, построенной грузинами, мужского монастыря. Ходатайство это имело успех. Монастырь был открыт при Астраханском епископе Илларионе (1731-1755 гг.), который в 1739 году возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля игумена Даниила .

Архимандрит Даниил был родом из грузинских князей. Известно, что с собой в обитель он принес фамильную грузинскую икону Божией Матери "Знамение" . Монастырские летописи свидетельствуют, что первый настоятель выхлопотал для церкви священные сосуды , а в 1752 году по делам монастыря был в Астрахани .

Кизлярская обитель за историю своего существования несколько раз переживала периоды упадка. Причинами этому были как частые грабительские набеги горцев на обитель, так и многочисленные стихийные бедствия. Например, в 1744 году во время сильного пожара монастырь сгорел вместе со всем городом .

Можно предположить, что время расцвета обители приходится на 1755-1805 года, когда Кизляр являлся русской столицей Кавказа. Во второй половине XVIII века, когда монастырем управлял игумен Антоний, в обители был наведен порядок, разведены многочисленные виноградники, дававшие хороший доход. К этому же периоду относятся и многие строительные работы. Так епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий I (1758-1776 гг.) за свой счет выстроил в монастыре церковь, которую сам же и освятил в 1764 году .

1 ноября 1831 году чеченские отряды под предводительством Кази-Мулы совершили разбойничье нападение на Кизляр. Город, и в том числе монастырь, подверглись разорению . После этого набега малочисленной братии оказалось не под силу привести в порядок монастырское хозяйство. В 1845 году епископ Ставропольский Иеремия (Соловьев) назначил специальную комиссию для заведования монастырем. Известно, что монастырское имущество некоторое время находилось в ведении протоиерея Димитрия Гремяченского .

В каком году здесь снова возродилась иноческая жизнь, в точности установить трудно из-за отсутствия соответствующих документов. Ввиду упоминания существования школы для мальчиков, которую содержал монастырь, можно предположить, что в 1884 году в Кизлярской обители жизнь стала устраиваться. К этому периоду относится распоряжение епископа Владикавказского Иосифа (Чепиговского) настоятелю монастыря архимандриту Алексию о запрещении производить в монастырском лесу порубки. В 1887 году архимандрит Алексий покинул обитель, вместо него обителью управлял протоиерей Нобилетов.

С 1897 по 1900 года настоятелем монастыря являлся архимандрит Филофей (Сташевский), при непродолжительном управлении которого стабилизировалось материальное положение обители. При нем в монастыре было 13 монахов и 15 послушников .

10 ноября 1901 года настоятелем Кизлярского монастыря стал иеромонах Глинской пустыни Геласий: "Как знаток практики ведения хозяйства вообще отец Геласий поставил в весьма хорошее экономическое состояние вверенную ему обитель" . Им был построен небольшой теплый храм во имя великомученика Георгия.

Четыре с половиной года отец Геласий возглавлял монастырь. 11 февраля 1906 года в восемь часов вечера он был зверски убит своим келейником, происходившим из крещеных персов .

Дальнейшее положение дел в монастыре видно из отчета о состоянии Владикавказской епархии в 1907 год: "Нравственное состояние в монастыре печально. Всякие меры оказываются безрезультатными, тем более, что у монастыря имеется свои виноградники. Прихожу к мысли преобразовать этот монастырь в женский" .

В 1908 году последовал указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря. Оставшуюся братию (13 монахов и 20 послушников ) перевели в другие монастыри Владикавказской епархии.

Первой настоятельницей теперь уже женского Крестовоздвиженского монастыря стала игуменья Нина (+ 1913 г.). Под ее руководством сестры обители своим трудолюбием и желанием строго следовать монашескому образу жизни быстро снискали уважение со стороны местных жителей . В 1911 году в монастыре проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 рясофорных.

В городе Петровске (ныне Махачкале) у монастыря имелось подворье.

Размеренное течение монастырской жизни было нарушено в 1918 году, когда революционеры устроили в обители грабеж. Несколько сестер, за сопротивление, оказанное святотатцам, были убиты. С приходом частей Добровольческой армии по делу убийства монахинь было проведено следствие. Преступники были сурово наказаны. При восстановлении Советской власти в Кизляре справедливое наказание уголовников было расценено как расправа над революционерами. На основании этого объявлен розыск игумении Кизлярского монастыря Антонины, а монастырь закрыт .

 

Георгиевский женский монастырь

Георгиевский женский монастырь на реке Куре во Владикавказскую епархию был передан вместе с приходами Терской области.

История возникновения обители связана с именем ветерана русско-турецкой войны 1877-78 годов полковника Михаила Спиридоновича Ласточкина. В 1879 году отставной полковник обратился к епископу Ставропольскому Герману (Осецкому), выразив желание увековечить память о славной победе русского оружия постройкой в своем имении храма. В свою очередь Владыка предложил Михаилу Спиридоновичу устроить в Терской области первую женскую иноческую обитель.

В том же 1879 году указом Ставропольского епископа для первоначального обустройства монастыря в имение полковника Ласточкина были направлены насельницы Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря монахиня Агафоника с послушницами Евдокией Кондратовой и Параскевой Беловой.

Через шесть лет, в 1885 году, указом Святейшего Синода Георгиевская женская община преобразована в монастырь. В этом же году престарелый полковник Михаил Ласточкин рукоположен во священника к Георгиевской церкви обители.

При постоянном попечении отца Михаила и игумении Агафоники в Георгиевском монастыре шло интенсивное строительство. В 1886 году кроме келий и небольшого Георгиевского храма, в обители были выстроены здания больницы и церковно-приходской школы. Вся территория обители была обнесена стеной высотой в 2,5 метра и протяженностью 1 километр. Такое грандиозное сооружение понадобилось для защиты от степных хищников.

В 1891 году живший по соседству овцевод пожертвовал Георгиевскому монастырю 10 десятин земли и кирпич для постройки школы для сирот с условием устройства при ней образцовой сельскохозяйственной фермы .

За 10 лет существования Георгиевской обители число насельниц монастыря возросло до 150 сестер, что потребовало строительства нового просторного храма. 23 апреля 1896 года ректором Ардонской Семинарии архимандритом Иоанном (Алексеевым) была осуществлена закладка монастырского собора. 18 апреля 1904 года величественный храм Рождества Богородицы освятил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) .

Как протекала иноческая жизни в монастыре, можно видеть из отчета благочинного 3-го округа Владикавказской епархии: "Нравственно-религиозное состояние монастыря не представляет желать лучшего. Торжественное совершение служб, стройное пение и благоговейная молитва сестер глубоко влияет на души сторонних посетителей монастыря, так что у них всех надолго остается благодарная память о нем - как рассаднике благочестия. Уединенный от жилья и огражденный высокой каменной стеной, монастырь внешним своим видом служит для окружающего населения указанием надежной пристани души, местом отрешения от сует мира и душевного успокоения" .

В 1917 году монастырь возглавляла монахиня Сидония, под началом которой было 37 мантийных монахинь, 14 рясофорных послушниц, 3 послушницы и 150 сестер на испытании.

Георгиевская женская обитель просуществовала до 20-х годов XX века. С закрытием монастыря в его стенах был создан приют для беспризорных детей, а в настоящее время размещается спецшкола для трудновоспитуемых подростков .

 

Владикавказский Покровский женский монастырь

В 1891 году, благодаря инициативе Евдокии Феодоровны Лозенко (в иночестве Евпраксия), во Владикавказе появилась женская община. Для ее обустройства Городская управа отвела небольшой участок земли, на котором в 1892 году была воздвигнута церковь, перевезенная сестрами из станицы Терской .

С первого же дня в храме стали совершаться богослужения. На антиминсе этой церкви было написано: "Иоанникием, епископом Владикавказским, священодействован антиминс для священнодействия в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что во граде Владикавказе" и дата 28 сентября 1892 года. Окончательное обустройство церкви пришлось на 6 января 1894 года, когда епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) освятил общинную церковь.

В июне 1894 года, благодаря особому попечению о сестрах Покровской общины Владикавказского преосвященного, последовало синодальное утверждение общины . А в сентябре 1897 года община была преобразована в женский монастырь.

Первой игуменией монастыря стала монахиня Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. Это была образованная монахиня. Ее личную библиотеку составляли 179 книг, в числе которых были творения святителя Игнатия Ставропольского . При матушке Неониле в обители устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские, небольшой свечной завод и просфорня, обеспечивавшие церкви города всем необходимым. В октябре 1897 года при монастыре открывается школа для 30 девочек-сирот. У монастыря была своя больница на 10 мест, а с 1914 года - лазарет для 20 раненых воинов.

В трудные годы лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (Щербинина Анна Макаровна). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее требовали ключи от кладовых монастыря и от несуществующих сокровищ. Матушка Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от старицы Анастасии Владикавказской . После мученической кончины игуменьи Клавдии обитель возглавила матушка Ермиония.

В 1921 году распоряжением ЦИК Горской ССР Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В 1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены обители .

В Покровском храме монастыря в специальном ковчежце с 12 мая 1905 года хранились небольшие частицы святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии, игумении Полоцкой , привезенные игуменьей Агнией из Киева.

 

Пятигорский Успенский Второ-Афонский мужской монастырь

Успенский монастырь на горе Бештау был основан русскими инокам Иоанно-Богословской кельи Хиландарского монастыря на Афоне. Настоятель этой кельи иеромонах Герасим, желая с частью келиотов переселиться в Россию 27 июля 1902 года, благословил иеромонаху Иоанну (Мирошникову) и монаху Сергию найти удобное место под строительство новой обители.

Успенская церковь Второ-Афонскго монастыряИеромонах Иоанн остановил свой выбор на пустынном юго-западном склоне горы Бештау близ Пятигорска. Директор Кавказских Минеральных вод Хвощинский, идя навстречу желанию афонских иноков поселиться на Бештау, решил вопрос о выделении им небольшого участка.

13 мая 1903 года иеромонах Иоанн подал прошение в Священный Синод об открытии обители на Бештау. Не дожидаясь формального решения вопроса, по возвращении в Пятигорск, он принялся за обустройство обители. Строительство шло быстро. За полгода были возведены братский корпус и хозяйственные постройки, а 2 мая 1904 года настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев в присутствии четырех тысяч богомольцев освятил место строительства Успенского храма.

21 июля 1904 г. новостроящийся монастырь посетил великий князь Дмитрий Константинович Романов, по просьбе братии принявший на себя обязанности ктитора обители. По окончании основного строительства 16 сентября 1904 года в обитель приезжает иеромонах Герасим [i] с 20 насельниками Иоанно-Богословской кельи. 22 сентября состоялась встреча Владикавказского епископа Гедеона (Покровского) с отцом Герасимом. Владыка Гедеон сочувственно отнесся к братии, разрешив совершение в новоустрояемой обители богослужений суточного круга, кроме Литургии.

Вскоре 12 ноября 1904 года последовал указ Святейшего Синода об учреждении Второ-Афонского Успенского мужского монастыря на горе Бештау, около Пятигорска. К этому времени уже было завершено строительство Успенской церкви. 28 ноября 1904г. епископ Владикавказский Гедеон в сослужении ректора Александровской миссионерской Семинарии архимандрита Никодима (Кроткова), консисторского и епархиального духовенства, а также братии обители, при пятитысячном стечении народа совершил освящение Успенского храма.

Внутренний интерьер Успенской церкви Второ-Афонского монастыряЭтот Успенский храм просуществовал чуть больше года. В ночь с 9 на 10 января 1906 года он сгорел вместе с братским двухэтажным корпусом. Благодаря народной поддержке 15 августа того же года Успенский храм был воссоздан и вновь освящен. Необходимо отметить, что пожары в обители были частыми. В январе и ноябре 1911 года сгорели братский корпус и странноприимница.

Бедствия монастыря были не только от пожаров. В ночь с 23 на 24 сентября 1905 года на монастырь группой неизвестных было совершено разбойное нападение, в результате которого погиб послушник Димирий Лихолетов.

В 1909 году по распоряжению епархиального начальства ректором Александровской Семинарии архимандритом Иерофеем была проведена ревизия по всем частям монастырской жизни. О результатах ревизии владыка Агапит (Вишневский) писал следующее: "Ревизия открыла много важных упущений, злоупотреблений и беззаконий, допущенных иеросхимнонахом Герасимом и его приближенными. Монастырь существует шесть лет, но почти вся его братия, пришедшая с Афона с иеросхимонахом Герасимом, не приуказана духовной властью, не утверждена в сущих санах и званиях. Это произошло по вине отца Герасима, так как не входило в его честолюбивые планы. Дело в том, что отец Герасим, состоя настоятелем Второ-Афонского монастыря, одновременно состоит настоятелем двух монастырей на Афоне. Он имел неограниченную власть над братией всех этих монастырей, которая проявлялась, например, в том, что он из Второ-Афонского монастыря не угодивших ему или провинившихся ссылал на старый Афон, а угодных и нужных вызывал с него. (…) Власть его основывалась не на его нравственном авторитете, а всецело на страхе пред его личным усмотрением, ничем не ограниченным. И стоило ему только выехать на старый Афон, как сейчас поднялись нестроения, разногласия и ссоры между братией. Организовалось несколько партий, цель которых была освободиться от капризного всевластия отца Герасима (…) Большинство братии мелочно самолюбивы и власти не покорны. Результатом ревизии монастыря было отстранение от настоятельства отца Герасима и введение строгих порядков в обители" .

Далее епископ Агапит указывает, что в период внутренних неурядиц в монастыре братия бродили по Пятигорску в пьяном виде.

После иеросхимонаха Герасима должность настоятеля временно замещал иеросхимонах Варсонофий. При нем внутренняя жизнь монастыря, по мнению правящего Владикавказского епископа, "стала заметно улучшаться - тунеядцы, прочие из монашествующей братии лица, видя в лице отца Варсонофия строгого исполнителя монастырских законов и порядков, поспешили оставить монастырь, хотя и уступили свои позиции не без борьбы, дошедшей в последнее время до покушения на убийство названного отца Варсонофия; но благодаря Богу последний отделался лишь незначительными поранениями, а преступники преданы судебным властям" .

24 октября 1910 года определением Святейшего Синода настоятелем монастыря назначается викарий Владикавказской епархии епископ Пятигорский Арсений (Смоленец). "Под руководством епископа Арсения жизнь в Пятигорском монастыре стала заметно улучшаться под его опытным авторитетным руководством (…) Стал проходить строже набор в монастырь (…) Запрещено всем монашествующим ходить "по сбору по миру", где они "обмирщались" .

14 августа 1914 года во время Всенощного бдения под престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы разыгралась трагедия. Около пяти тысяч паломников, пришедшие вместе с крестным ходом из Пятигорска, заполнили единственный монастырский храм. Маленький храм вместил около 500-600 человек, остальные молящиеся стояли плотным кольцом вокруг него. В храме кто-то крикнул: "Хоры валятся! Пожар". И все молящиеся устремились на выход. В результате давки погибло семь старушек, сидевших на ступеньках храма.

Что же касается внутреннего течения жизни в обители, то в совершении монастырского богослужения братия руководствовалась традицией афонской Иоанно-Богословской келии. За каждым богослужением присутствовала вся братия, кроме тех, кто был занят на неотложных послушаниях. Ежегодно в монастырь из Пятигорска совершалось два крестных хода. Один накануне престольного праздника обители 14 августа от Спасского собора. Другой, совершавшийся с 1911 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 11 мая, называвшийся детским, был замечателен тем, что в нем участвовали учащиеся приходских школ Кавказских Минеральных Вод.

В Пятигорске у монастыря было подворье, и при нем приходская школа, которую из-за острой нехватки денег в 1911 году закрыли. С 1917 по 1919 года на подворье Втро-Афонского монастыря проживал находившийся на покое митрополит Питирим (Окнов).

Хозяйственная часть монастыря состояла из коровника на 30 коров и небольшого огорода.

В начале первой мировой войны 25 насельников Второ-Афонского монастыря ушли на фронт в качестве братьев милосердия, а в самой обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых и больных воинов.

В 20-х годах Второ-Афонский монастырь стал оплотом православия перед лицом обновленчества. Сохранилось свидетельство о незаурядном для того времени событии. В праздник Успения Пресвятой Богородицы 1923 года, при настоятельстве иеромонаха Дорофея, в обитель с крестным ходом хотели прийти обновленцы. Когда крестный ход под предводительством двадцатишестилетнего обновленческого епископа Александра Шубина приблизился к обители, навстречу ему вышел другой крестный ход, состоявший из братии монастыря во главе с настоятелем. На виду собравшегося народа обновленческий епископ Шубин, театрально упав на колени, произнес: "О, святая обитель! Дай мне облобызать твои святыни!". В ответ прозвучало: "Гражданин Шубин! Лобзанием ли предаете Церковь Православную!?". Даниил Маркович Кохно, один из паломников, бывших в монастыре, зачитал из обновленческого журнала критику и насмешки Шубина на Православие. Многие из пришедших с обновленцами стали переходить на сторону монахов. Шубин, разъяренный, вскочил с колен со словами: "Ну, Кохно, это тебе даром не пройдет!". Обратный путь в Пятигорск "епископ" разделил лишь с несколькими "дамочками". Празднование Успения тогда в монастыре прошло особенно торжественно. "С этого времени, - вспоминает участница событий, - несмотря на аресты, православные подняли головы, а обновленческие церкви опустели".

В день апостолов Петра и Павла 12 июля 1927 года монастырь закрыли, а братия ушла в горы. В 1928 году монахи попытались вернуться в свой монастырь, но в начале следующего 1929 года они все были арестованы.

С 1930 года на территории обители устроен санаторий для "героев гражданской войны", а в 1939 году здесь был размещен интернат для детей испанских коммунистов. В 1942 году, во время гитлеровской оккупации района Кавказских Минеральных вод, фашисты расстреляли испанских детей в здании бывшей Успенской церкви.

Вид на Второ-Афонский моностырь от подножия Бештау

Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Троицкая обитель, располагавшаяся в семи километрах от Владикавказа в местности "Редант", была основана 17 января 1908 года братией Пятигорского Второ-Афонского Успенского монастыря на участке земли (100 десятин), купленном у ингушей и пожертвованном статским советником Алексеем Самойловым .

Первым настоятелем новоустроенной обители стал иеромонах Иоанн, но в 1911 году он был освобожден от занимаемой должности.

24 ноября 1911 года Синод утвердил настоятелем Троицкого монастыря иеромонаха Варсонофия, возглавлявшего, после смещения иеросхимонаха Герасима с должности настоятеля, Второ-Афонский монастырь .

Внутримонастырская жизнь была устроена так же, как и в Пятигорском Второ-Афонском монастыре, согласно традиций афонской Иоанно-Богословской кельи Хиландарского монастыря. Богослужение совершалось ежедневно.

В 1915 году при настоятеле иеромонахе Феофилакте [ii] в монастыре было 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов и 7 послушников . После первой мировой войны 20 ветеранов-инвалидов этой войны нашли себе приют в Троицкой обители.

С 31 мая 1915 года во Владикавказе у Троицкого монастыря было подворье. Здание и участок земли подворья обители переданы по духовному завещанию В.П. Денисенко . В этом подворье с 1920 по 1922 годы жил Владикавказский архипастырь, здесь же располагалось и епархиальное управление.

Когда закрыт монастырь, точно не известно. Вероятней всего, в начале 1923 года, в это время Троицкая церковь уже не встречается в списках действующих, тогда как в списке, датированном 16 мая 1922 года, она еще существовала.

 

Троице-Серафимовская женская община

Троице-Серафимовская женская община была устроена благодаря усердию Екатерины Алексеевны Хомяковой.

Троицкий женский монастырь В своем имении Екатерина Алексеевна из местного камня в ново-византийском стиле построила красивый храм, который 15 сентября 1901 года был освящен во имя Живоначальной Троицы. При этом храме хозяйка хотела открыть женскую общину, о чем ходатайствовала перед епископом Владикавказским Гедеоном (Покровским). Прошение благочестивой помещицы не встретило возражения у епархиального начальства, было направлено на рассмотрение Святейшего Синода. 10 января 1907 года Синод благословил на пожертвованном Хомяковой земельном участке учредить женскую общину во имя преподобного Серафима Саровского. Старшей сестрой Троице-Серафимовской общины была определена послушница Ольга. "Монашеского пострига она не принимала, - писалось в годовом епархиальном отчете" .

В первые два года существования обители Екатерина Алексеевна Хомякова на свои средства построила несколько зданий, где размещались кельи насельниц, школа-приют для 40 сирот.

Детей обучали ремеслам, преимущественно вязанию чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством Торговли и Промышеленности. "Вязанию детей обучает особая инструктор, получающая содержание из того же Министерства. Продажа изделий чулочного производства и служит главным образом источником в содержании общины. Дети принимают участие в чтении и пении при богослужениях. Община призревает сирот бесплатно. Начальница общины, Ольга, поглощена изысканием средств для жизни общины и по сей причине часто отлучается из общины" .

В 1915 году Троице-Серафимовской общине из государственного бюджета для расширения имеющегося приюта для детей погибших воинов было выделено 10000 рублей. С этого времени приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. "Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь по окончании курса начальной школы будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу", - сообщалось в епархиальном журнале .

Согласно данным, имевшимся у составителя сборника "Православные монастыри Российской Империи" Л.И. Денисова, "сестры содержали больницу с амбулаторией".

Богослужение в Троицком храме совершалось по праздничным и воскресным дням. К храму общины были приписаны жители близлежащего хутора с русским населением. Окормлял общину священник Василий Полянский-Кедров. Община просуществовала до 30-х годов XX столетия.

В 1998 году по благословению Высокопреосвященного Гедеона (Докукина), митрополита Ставропольского и Владикавказского, Троице-Серафимовская обитель, при активной помощи Президента Кабардино-Балкарской республики Валерия Мухамедовича Кокова, стала возрождаться . Старшей сестрой общины была назначена монахиня Антония (Бобылева). В настоящее время ведутся работы по реставрации Троицкого храма.

 

Женская община во имя святой праведной Анны Кашинской

Женская община во имя праведной Анны Кашинской была учреждена в городе Грозном 21 апреля 1909 года. 23 апреля казаками станицы Ильинской общине была отдана старая деревянная церковь.

Других сведений об этой общине найти неудалось .


[i]  Иеросхимонах Герасим (в мире – Глеб Павлович Попов)

Родился 24 июля1859 г. в с. Рожковец, Орловской губернии. Его родители вскоре переехали в с. Правокумское, Новогригорьевского уезда, Ставропольской губернии.

С 8 ноября  1822 г. – послушник Иоанно-Предтеченской кельи Хиландарского монастыря.

10 декабря 1882 г. – пострижен в монашество.

В  1886 г.  – рукоположен в иеромонахи.

С 8 ноября 1896 г. настоятель Иоанно-Богословской кельи Хиландарского монастыря.

В сентябре 1904 г. покинул Афон.

С 12 ноября 1904 г. настоятель Второ-Афонского Успенского монастыря на горе Бештау близ Пятигорска.

В 1909г. удален из монастыря.

Когда скончался неизвестно.

 

[ii] ИеромонахФеофилакт (Щербаков Федор Степанович)

Родился в 1868 году в семье крестьян Харьковской губернии.

В 1910 году – послушник Троицкого монастыря.

В1911 году – принял монашеский постриг.

6 апреля 1911 года – рукоположен во иеродиакона, а 7 апреля - во иеромонахи.

В апреле 1919 года возведен в сан игумена

20 января 1919 года – возведен в архимандриты.



Hosted by uCoz