Глава VII
Владикавказская епархия с 1917 по 1922 год

 

1. Священномученник Фаддей, епископ Владимиро-Волынский, временноуправляющий Владикавказской епархией

В сентябре 1916 года в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского) во Владикавказ для архипастырского окормления местной паствы до выздоровления Владикавказского архиерея был назначен епископ Владимиро-Волынский священномученик Фаддей (Успенский).

Священномученик Фаддей (Успенский), епископ Владимиро-ВолынскийПребывая во Владикавказе, епископ Фаддей каждый день ходил в кафедральный собор молиться за Божественной Литургией, часто служил, много произнес проповедей. Молитвенностью и доступностью в общении Владыка снискал себе любовь владикавказцев.

За недолгий период управления епархией с 15 сентября 1916 года по 27 января 1917 года преосвященный Владимиро-Волынский ни разу не выезжал из Владикавказа. Он был "наблюдавший жизнь здешнего края лишь из небольшого угла его, частью же лишь из кабинета, при приеме приезжавших во Владикавказ из дальних мест края и разборе дел" .

Часто дела епархиального управления рассматривались им совместно с находившимся здесь же епископом Антонином. Например, 1-30 журналы состоявшегося во Владикавказе в октябре 1916 года съезда духовенства епархии утверждал 31 октября епископ Фаддей, а 31-37 журналы рассматривал 1 ноября - епископ Антонин . На одном из журналов съезда, где духовенство решило просить архипастыря "ввиду тяжелого времени, переживаемого всеми и особенно духовенством, у которого источники содержания не только не увеличились, но даже до некоторой степени сокращались, возбудить ходатайство о том, чтобы законопроект о наделении духовенства казачьих приходов причтовыми участками рассмотрен был в возможно скорейшем времени", была положена следующая резолюция: "Епархиальная власть не может влиять на укоренение решения дела в Государственной Думе. Отцы депутаты пусть сами войдут по этому делу в сношения с членами Государственной Думы. Е.Ф." .

2. Преосвященный Макарий, епископ Владикавказский и Моздокский

21 января 1917 года с увольнением епископа Антонина (Грановского) Владикавказским архипастырем был назначен епископ Макарий (Павлов) .

Нового архиерея духовенство епархии ждало 26 января, но поезд пришел с опозданием на целые сутки. "Ненормальное движение по нашим полуатрофированным "артериям" страны отразилось и на прибытии нашего архипастыря", - писалось в епархиальном журнале . Возможность первыми встретить епископа Макария была у священников, служащих близ железнодорожной станции Минеральные Воды, где поезд стоял в течение двух часов. Первые впечатления о преосвященном Макарии были следующие: "Среднего роста, моложавый на вид, русский тип лица, приветливая улыбка, осанистая походка, ласкающие речь и обращение - все оставило самое приятное впечатление" .

Преосвященный Макарий (Павлов), епископ Владикавказский и МоздокскийВ кафедральный город поезд с архипастырем прибыл поздно ночью, поэтому епископ Макарий оставался в вагоне всю ночь. Утром в Михаило-Архангельском соборе Владикавказского преосвященного встречал епископ Фаддей с городским духовенством. В своей приветственной речи преосвященный Фаддей произнес пророческие слова, вполне исполнившиеся на последнем Владикавказском епископе: "Эти (Кавказские - иером. А.) горы, которыми можно здесь любоваться, напоминают не только о восхождении "на гору Господню" духовного совершенства во Христе, но и горах духовного заблуждения и страстей, от которых гибнут многие души" . Так князь Н.Д. Жевахов в своих воспоминаниях, со ссылкой на издание "Новое время", писал, что епископ Макарий "объявил себя коммунистом , завел гарем, стал кутить и безобразничать открыто и цинично" . Однако, последнее высказывание можно, так же, подвергнуть сомнению ввиду одиозности автора утверждения .

На время правления преосвященного Макария пришлись две революции 1917-18 годов, Гражданская война и первые годы Советской власти.

2 марта 1917 года последовало отречение императора Николая II от престола, власть перешла образованному Государственной Думой Временному Правительству. Через неделю 9 марта во Владикавказе под председательством епископа Владикавказского состоялось собрание духовенства единогласно признавшее "законный престиж нового Правительства, как выявление народных стремлений всеми мерами, доступными пастырю, поддерживать в прихожанах в переживаемый момент чувства гражданского долга перед страной и новым Правительством" .

Несмотря на поддержку духовенством Временного Правительства, авторитет его в народе был невысок. Неспособность Керенского навести порядок была настолько очевидна, что грабежи и разбойные нападения совершались среди белого дня, порой при большом стечении народа. Преступники в своей наглости доходили до святотатства. В связи с этим в июне 1917 года Консистория разослала распоряжение, в котором говорилось: "ввиду участившихся краж из церквей епархии злоумышленниками даже священных предметов, [духовенство] не хранило таковых на престолах и жертвенниках, а под замком в надежном месте" .

На мартовском собрании было также решено организовать "Союз духовенства Владикавказской епархии" и обратиться в Святейший Синод и к обер-прокурору Синода с просьбой о разрешении об организации таких же союзов во всех епархиях Русской Церкви. Задачей Союза было "разрешение и правильное урегулирование, в связи с требованиями времени, наболевших вопросов, чисто сословного, а не политического характера" . Новообразованный Союз ходатайствовал перед Владикавказским архипастырем о созыве епархиального съезда.

В предложении от 29 марта 1917 года, изданном через Консисторию, епископ Владикавказский Макарий предоставил возможность самоопределиться духовенству и мирянам епархии в целях, задачах и платформе предстоящего съезда. Еще до начала всеепархиального собрания сформировался под руководством священника А. Богоявленского временный комитет из духовенства города Владикавказа. Этот комитет разработал вопросы и проекты постановлений, которые должны были бы рассматриваться на Съезде. 8 апреля Временный комитет в епархиальном журнале помещает Воззвание, в котором определяет 25 апреля 1917 года датой начала съезда. С изданием Воззвания во всех благочиниях прошли собрания, избравшие делегатов на предстоящий съезд.

Съезд открыл свою работу 25 апреля 1917 года. Для участия в нем прибыло много делегатов. Очевидец происходившего писал об этом: "Среди съехавшихся можно было увидеть нескольких благочинных, нескольких отцов председателей бывших ранее Епархиальных съездов и депутатов. На съезд явились священники, диаконы, псаломщики, церковные старосты, казаки и не казаки-миряне, прибыли и законоучители гимназий, явились делегаты от духовно-учебных заведений епархии, явились представители и черного духовенства в лице настоятелей и настоятельниц монастырей и рядовых монахов и монахинь; отрадно было видеть среди выборных и делегаток женщин: явились осетины и грузины; не было только делегатов и выборных от Духовной Консистории" .

Перед началом заседаний епископ Макарий в Михаило-Архангельском соборе отслужил молебен, по окончании которого все участники отправились к зданию соборной школы. В приветственном слове съезду епископ Макарий определил основные требования времени, поставленные перед Церковью. После этого слова епископ удалился с заседании съезда. Это был первый съезд духовенства епархии, на котором епископ Владикавказский уклонился от присутствия на заседаниях.

Делегаты собирались на заседания в течение девяти дней. Были рассмотрены вопросы, касавшиеся практически всех сторон жизни Владикавказской епархии. Так духовенство определилось по политическим вопросам. В частности, результаты Февральского переворота 1917 года были признаны как дарованная Богом свобода русскому народу, и что свобода государства должна стать гарантом свободы Церкви. (Резолюция съезда, 1). Временное правительство, по мнению делегатов, необходимо признавать, так как любое правительство спасает государство от анархии (Резолюция съезда, 2). Поэтому от имени съезда была направлена телеграмма председателю Совета Министров князю Львову, в ней, в частности, сообщалось: "Съезд духовенства и выборные представители от прихожан Владикавказской епархии, радуясь наступившей свободной эре дорогой родины, приветствует в лице Вашем Временное Правительство и выражают твердую надежду, что только оно одно, обличенное доверием народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную жизнь народов России на общее благо Отечества" .

Съезд также высказался о необходимости продолжения войны, определяя немецкий милитаризм как тормоз для культуры всего человечества и угрозу всему миру (Резолюция съезда, 3).

Делегаты приветствовали созыв Учредительного Собрания, признавая необходимость проведения различных собеседований и мероприятий в подготовке созыва этого Собрания. В то же время было заявлено, что духовенство должно остаться нейтральным к программам всех партий и бороться за улучшение жизни беднейшей части населения страны, и прежде всего призывать к братскому объединению на основе свободного религиозно - нравственного возрождения "на христианских православных началах искренней веры в личного Бога и Спасителя мира Христа, благовествуя любовь Христову" (Резолюция съезда, 4.1-3).

Решение вопроса о партийном членстве священников предоставлялось совести каждого, хотя, по мнению участников съезда, было "желательно организовать православно-христианский союз духовенства и мирян для возрождения Церкви и Родины на демократических началах" (Резолюция съезда, 5.1-2).

В связи с возможностью для духовенства участвовать в работе местных Исполнительных Комитетов власти признано целесообразным не уклоняться от такой возможности, утвердив избрание протоиерея Завитаева в Терский областной исполнительный Комитет и священника Молодченко в Дагестанский областной Комитет (Резолюция съезда, 7.1-2).

Съезд счел возможным призвать всех клириков и мирян участвовать в приобретении облигаций займа Свободы, выпущенных Временным Правительством (Резолюция съезда, 5).

После разрешения этих вопросов делегаты епархиального съезда перешли к обсуждению непосредственно внутрицерковных проблем.

Особой резолюцией утвержден вопрос "о насаждении трезвости", определяя пьянство "врагом русской народной жизни". Делегаты каким-то странным образом посчитали, что этот недуг развился "под покровительством и защитой старого правительства, одурманивал ум и расслаблял волю народа, вел нашу Родину к разрухе". Признавая всю пагубность пьянства, съезд просил правительство принять меры к его искоренению (Резолюция съезда, 7).

Ввиду повсеместного большого распространения акафистов Григорию Распутину, делегаты имели суждение по вопросу свободы слова и печати. В принятой резолюции епархиальное собрание просило Терский областной Исполнительный Комитет пресечь распространение подобной печатной продукции. Контроль за издаваемой духовной литературой был возложен на Епархиальный Совет, Миссионерский епархиальный Совет и редакцию епархиального печатного органа (Резолюция съезда, 9).

Съезд принял несколько постановлений, связанных непосредственно с реорганизацией церковной жизни.

В организации прихода признано необходимым участие паствы во всех сторонах церковной жизни. Считая унизительным существовавшее разделение пастырей и паствы, решил съезд предоставить широкую самодеятельность и всю полноту власти в деле церковно-приходского управления Приходским собраниям, состоящим из клира и мирян. За приходом было признано безусловное право избирать на вакантные места кандидатов к замещению священнических, диаконских и псаломщицких мест, предоставляя их кандидатуры на утверждение и рукоположение Епископа (Резолюция съезда, 10). Кандидат на вакантные места должен был иметь обязательное среднее образование, быть благочестивой и беспорочной жизни и долгим служением Церкви подготовиться к пастырскому служению.

Цели прихода определялись как религиозно-нравственные, просветительные и благотворительные. Для осуществления приходской деятельности было решено собирать Общие собрания из всех прихожан, достигших 18-летнего возраста, "не опороченных проступками против веры и нравственности" (Резолюция съезда, 10,4). Для решения текущих вопросов Общее собрание обязывалось избирать Приходской Совет, который должен ежегодно отчитываться перед избравшим его органом. В связи с принципами самоуправления упразднялась должность церковных старост (Резолюция съезда, 10.13). Теперь деньги, выручаемые от продажи свечей и прочей деятельности, всецело принадлежали приходу (Резолюция съезда, 10.15).

Взаимоотношения членов клира также являлись предметом обсуждения. В частности, было вынесено постановление, что отношения внутри клира должны обязательно строиться на взаимоуважении и христианской любви. "Слова и выражения, оскорбляющие достоинство свободной личности служителя Церкви Христовой: "аще изволит настоятель", "разрешаю", "приказываю", "знать не хочу", "исполнить", "подать" и т.п. должны отойти в область преданий" (Резолюция съезда, 11). Не остались в стороне, в связи с выше поднятым вопросом, кружечные сборы. Участники епархиального съезда "четко установили доли, кому сколько причитается из братских доходов. Например, в тех приходах, в которых существуют диаконские штаты, а также в кафедральном соборе, раздел кружечных доходов производится на четыре с половиной части: две священнику, полторы диакону и одну псаломщику (Резолюции съезда, 12).

Чтобы упрочить положение клириков на приходе, было решено, что ни кто не может без суда перевести священника с прихода, при этом суд должен проходить в присутствии подсудного (Резолюция съезда, 13). Кардинально изменяя положение приходов, съезд упразднил институт благочинных, заменив его Советом духовенства и мирян (Резолюция съезда, 14).

Серьезной критике подверглась Духовная Консистория. Решение съезда по этому вопросу касалось как смены членов Консистории (Резолюция съезда, 15), так и учреждения вместо Консистории Епархиального Совета.

Епархиальный совет создавался как высший орган церковного управления, который должен был служить объединяющим центром всей церковной жизни. В Епархиальный Совет входили епархиальный епископ, три священника, один диакон, два псаломщика, два мирянина. Все члены Совета, кроме епископа, избирались сроком на один год. На заседания Совета могли приглашаться для отчетов представители духовно-учебных заведений и других епархиальных органов (Резолюции съезда, 17).

Само положение епископа также обсуждалось: "На основании учения святых апостолов и практики апостольской и первенствующей Церкви - признать возможным и желательным, чтобы Епископ для данной епархии был избираем духовенством и мирянами этой епархии. Епископ может быть выбран как из черного и белого духовенства, так и из мирян, причем должен быть лицом высокой христианской мудрости и нравственно высокой жизни; выборное начало епископа должно быть проведено в жизнь Церкви исключительно при санкции такого лица русским епископатом и только на вдовствующие епархии" (Резолюция съезда, 18).

Все священники, которые были наказаны епархиальным начальством до Февральской революции, по решению съезда восстанавливались в своих прежних правах, кроме тех, кто наказан за безнравственное поведение (Резолюции съезда, 21). Особого внимания заслуживает резолюция "О миссии":

"1.Старый режим налагал свою тяжкую руку на такое святое дело, как дело православной миссии, сообщая ему нежелательное для христианского дела направление, убивая развитие основных принципов любви и миролюбия в отношении к инакомыслящим.

Ныне православная Церковь чувствует себя совершенно свободной в своих святых проявлениях.

Посему объединенный Съезд духовенства и мирян Владикавказской епархии признает за благо и крайней необходимостью, чтобы миссионерское дело у нас в православной Церкви по возможности незамедлительно было изменено коренным образом, на началах полной христианской любви и вытекающей отсюда широкой веротерпимости, уважения и добросердечного отношения ко всем людям без различия национальностей и верования их.

2. Исходя из принципа христианского миролюбия, христиане - духовенство и миряне Владикавказской епархии - выражают душевное пожелание, чтобы все члены других вероисповеданий и православных общин, оставаясь в сфере своих религиозных воззрений, относились бы только с должным уважением, веротерпимостью и добросердечием к своим иноверным собратьям, чего настойчиво требует и обновленный строй свободной России при свободе совести и убеждений, и нашли бы возможность в той или иной форме общими усилиями созидать Царство Божие на земле на общехристианских началах братской любви, совершенствования, стремления к Богу.

3. Публичные миссионерские полемические диспуты не желательны и допускаются только в исключительных случаях. Беседы должны вестись сообразно объявленной веротерпимости и в духе христианской любви и миролюбия.

Отношение миссионеров и пастырей церкви к проживающим в приходах инакомыслящим должно быть благожелательным в смысле христианской любви и благотворительности.

Миссионерские собеседования должны носить положительный характер, заключающийся в разъяснении тех или иных религиозно-нравственных запросов и недоумений, волнующих паству, и в уяснении гибельности развивающихся в последнее время индифферентизма и атеизма.

Дабы эти беседы носили жизненный характер, миссионеры предварительно осведомляются о материалах будущего собеседования путем опроса у самой паствы прихода или у местного священника.

4. Целями миссии поставляются, главный образом, цели положительные: удерживание чад Православной Церкви в лоне ее и всестороннее уяснение религиозно-нравственного христианского миросозерцания, защита вероучения от нападок врагов Христовой веры, религиозно-нравственная, просветительная и благотворительная деятельность, оказание помощи в той же деятельности приходским священникам (организация в приходах миссионерских кругов и курсов, разного рода братств и др. религиозно-просветительских и благотворительных учреждений).

На местах миссионеры пишут и издают листки и брошюры по нуждам епархии, особенно против атеизма и индифферентизма в религии, следят за текущей религиозно-просветительской литературой и составляют библиографические отчеты о ней, рекомендуя появление трудов, наиболее выдающихся и распространяя их в народе.

Примечание: Признается крайне желательным самое широкое распространение в народе духовных журналов, популярных религиозно-просветительских изданий, что способствовало бы христианизации общества.

Желательно, чтобы епархиальные миссионеры чаще посещали те места епархии, кои особенно нуждаются в их миссионерской помощи.

Миссионеры являются в приход по требованию приходского священника.

Желательно присутствие миссионеров при выборах священников на приходах как лиц, могущих уяснить прихожанам на основании Священного Писания и святоотеческой литературы качества и достоинства избираемых кандидатов во священники" .

Осетинским духовенством на повестку дня был поставлен вопрос об образовании самостоятельной Осетинской епархии. Участники съезда признали справедливым и своевременным выделение осетинских приходов Северной и Южной Осетии в особую епархию во главе с епископом Осетинской епархии. "Съезд Владикавказским Церкви приветствует стремление братского по вере Осетинского народа, с любовью благословляет его от имени Владикавказской Церкви на вступление в самостоятельную церковную жизнь в единении с Всероссийской Церковью" (Резолюции съезда, 26). Съезд отправил ходатайство об этом в Святейший Синод. Но ответа, по видимому, не последовало.

Обсуждался на съезде вопрос об издании "Владикавказских епархиальных Ведомостей". Делегаты съезда предлагали, чтобы при редакции журнала издавалась ежедневная газета, оперативно реагирующая на текущие события, которая бы и по цене была доступна населению. Сам же журнал предлагали из двухнедельного сделать еженедельником. Предполагалось изменить формат журнала и его название "ввиду предвзятости взгляда читателей на старый епархиальный орган, новый журнал должен иметь новое название: "Владикавказское церковное обновление", "Терский епархиальный журнал" и т.п. (Резолюции съезда, 27.8). Съезд постановил также, что редактора журнала может выбирать только съезд, при этом он должен обязательно иметь штат постоянных сотрудников. Принятое решение о реорганизации епархиального органа отложили до изыскания денежных средств, необходимых для осуществления данного проекта.

Съезд, проходивший под общим одушевлением в связи с представившейся возможностью обновить церковно-общественную жизнь, не мог не высказаться по такому насущному вопросу, как существование монастырей. В частности, съезд признал за монастырями культурные, просветительские и религиозные заслуги не только в прошлой тысячелетней истории христианства на Руси, но посчитал их пригодными и в новых условиях, при условии реформы (Резолюции съезда, 30.1-2). Реформы, по мнению делегатов съезда, должны выражаться в автономном начале монастырей, в выборном начале, в коллегиальной системе управления монастырской жизнью. Высшее духовное руководство над монастырями признавалось за правящим епископом. Кроме того, съезд принял решение о ходатайстве перед Святейшим Синодом за запрещенных монахов выходцев со Старого Афона проживавших во Владикавказской епархии.

Одним из позитивных решений съезда стало постановление "О наградах духовенству". В частности, в нем говорилось: "Все награды духовенству отменить. Скуфья, камилавка и набедренник составляют принадлежность священнического облачения, при чем скуфья и камилавка могут быть употребляемы вне церкви. Желательно заменить настоящую форму крестов крестами одинакового образца из белого металла" (Резолюции съезда, 32).

Среди решений съезда, отнесенных к частным вопросам, есть постановления, относящиеся к общеепархиальным. Перенесение Моздокской иконы Божией Матери, как и прежде, будет осуществляться с 15 августа по заранее составленному маршруту в течение трех месяцев (Резолюции съезда, 36). Решено иметь при железнодорожной станции города Владикавказа специальный вагон-церковь для того, чтобы находящиеся на переездах служащие могли удовлетворять свои религиозные нужды (Резолюции съезда, 37).

На съезде были избраны делегаты на предстоящий Поместный Собор: протоиерей Иоанн Завитаев, протоиерей Александр Малиновский, граф Павел Михайлович Граббе, преподаватель епархиального женского училища Павел Андреевич Жадин, инспектор народных училищ Павел Иванович Сорокин .

По завершении работы съезда все постановления были предоставлены на утверждение епископу Владикавказскому и Моздокскому Макарию, который благословил временно ввести постановления общеепархиального съезда духовенства и мирян в церковную жизнь епархии до окончательного решения поднятых вопросов на предстоящем Всероссийском Съезде духовенства и мирян и Поместном Соборе Российской Православной Церкви. Преосвященный Макарий отклонил резолюции, которые касались упразднения института благочинных, образования самостоятельной Осетинской епархии, выборности Епископов и старо-афонских монашествующих, мотивируя это тем, что решение этих вопросов относится к компетенции Поместного Собора .

В начале августа делегаты во главе с епископом Макарием отбыли в Москву. 15 августа 1917 года православные верующие Владикавказской епархии с радостью восприняли известие об открытии Поместного Собора.

На соборе епископ Владикавказский Макарий был заместителем председателя Отдела по устройству Православной Церкви в Закавказье в связи с заявлением грузин об автокефалии своей Церкви . В сентябре преосвященный Макарий вернулся обратно в свой кафедральный город, а вместо него в заседаниях собора и работе Отдела участвовал протоиерей Александр Нефедьев, смотритель Владикавказского Духовного Училища .

Падение жизненного уровня и постоянный рост цен в Терской области сильно отражались на епархиальной жизни. 18 сентября 1917 года на очередном съезде духовенства и мирян, согласно доклада протоиерея А.Нефедьева, редактора "Владикавказских епархиальных ведомостей", об отсутствия средств для выпуска журнала, постановили временно прекратить издание. Консистории было предложено по возможности выпускать официальную часть . В сентябре вышел последний номер епархиального журнала, который навсегда прекратил свое существование.

События 7-8 ноября 1917 года в Петрограде и в Москве не сразу отразились на жизни народов, населяющих Терскую и Дагестанскую области. Лишь 14 декабря 1917 года во Владикавказе было образовано буржуазно-демократическое Временное Терско-Дагестанское правительство из 12 главноуправляющих ведомствами.

Однако это правительство оказалось не в состоянии навести порядок. Даже столичный Владикавказ был не защищен от банд грабителей. Это видно из того, что городскому духовенству пришлось стать инициаторами в организации отряда самообороны. 12 января 1918 года триста человек этого отряда были напутствованы к защите города представителями различных конфессий, проживавших во Владикавказе .

Спад производства и нестабильность курса валюты усугубляли и без того тяжелое положение в Терской и Дагестанской областях. 8 февраля 1918 года смотритель свечного завода А.Степанов одному из благочинных Владикавказской епархии писал, чтобы оплату за свечи не производили через банки, так как они денег не выдают, а дают "бесполезные" талоны. Кроме того, А. Степанов говорил о необходимости покупки воска у частных лиц по любой цене, иначе завод мог остановить производство свечей .

В Пятигорске 3 марта 1918 года начал работу II съезд народов Терека (567 делегатов), 4 марта признавший Советскую власть, образовав Терскую республику. 5 марта избирается правительство этой республики - Терский народный совет. В этот же день после непродолжительного сопротивления Терско-Дагестанское правительство бежало в Грузию .

В церковной жизни в марте произошло чрезвычайное событие, получившее отражение в распоряжении от 27 марта 1918 года епископа Макария, запретившего священникам совершать требы позже 18 часов вечера, ввиду убийства священника Матфея Накусова. В этом распоряжении Владикавказский епископ предписывал поминать отца Матфея как мученически погибшего . К сожалению, документов об обстоятельствах, связанных с мученической кончиной вызванного на требу отца Матфея, найти не удалось.

В следующем месяце, 24 мая 1918 года, согласно постановления апрельского 1917 года съезда епископ Макарий упраздняет Духовную Консисторию, а ее дела передает избранному духовенством и мирянами Епархиальному совету . 15 июня 1918 года собирается Епархиальный съезд духовенства и мирян, который рассматривает вопрос финансирования епархиальных учреждений .

Каково было положение на приходах, видно из письма от 29 апреля 1919 года благочинному 9-го округа отцу Павлу Свавицкому, в котором один из священников его округа доносил: "В течение 1918 года венчики и разрешительные молитвы не возлагались на умерших за неимением их при церкви и за невозможностью приобрести что-либо таковое" .

Связь приходов с епархиальными учреждениями становилась все более затруднительной. В связи с этим собрание духовенства и мирян, бывшее во Владикавказе с 24 июня по 7 июля 1918 года, постановило обязать отцов благочинных в дни приезда их во Владикавказ участвовать в заседаниях Епархиального совета по делам, касающимся их округов, с правом совещательного голоса. Также на собрании решили образовать специальные испытательные комиссии благочиннических округов для "ищущих поступления в церковный клир" .

Одной из существенных проблем, решенных представителями религиозных конфессий Владикавказа, было предотвращение очередного набега и разорения города со стороны "революционно настроенных" ингушей. В августе под обращением к ингушам, составленным священником Харлампием Цомаевым поставили свои подписи владикавказский Преосвященный, три священника, три муллы, лютеранский пастор, католический ксендз, армянский священник и раввин .

27 января 1919 года в связи с наступлением Добровольческой армии под командованием генерала Антона Деникина советским правительством Терской области создается Революционный комитет обороны. А в конце февраля Владикавказ был взят Добровольческой армией. 30 марта 1919 года епископ Макарий в Михаило-Архангельском кафедральном соборе приветствовал главнокомандующего вооруженными силами Юга России Антона Ивановича Деникина. В своей речи преосвященный Макарий, в частности, сказал:

"Ваше Высокопревосходительство!

Переживши вполне естественные страхи во дни бывшего безначалия и многоначалия, потерявши множество дорогих привязанностей за время тяжелого лихолетья, наша местная православная церковь горячо молилась Господу Богу за имена тех, кого Всевышняя Десница воздвигла на спасение погибшего Отечества.

Глубокая вера в Бога и в правое русское дело озаряла и окрыляла Ваш дух, когда Вы беззаветно отдали себя на святой подвиг воссоздания обессилевшей Родины. И эта вера, подобно приточному евангельскому семени, дала могучие отпрыски и создала цветущее многоветвистое дерево, под сенью которого нашло себе приют сильное духом христолюбивое воинство, крепко спаянное доброй волей, поставившее целью воссоздать единой, неделимой и сильной Россию.

Ваше имя напишется золотыми буквами на страницах истории восстанавливающейся Русской земли, и горячо наше желание, чтобы народное возрождение создавалось прежде всего на нравственных принципах Божиих заповедей, как единственной основе прочного уклада жизни личной, семейной, общественной и государственной.

Молитвенно и радостно встречая Вас в сем храме Господнем, посвященном имени Архистратига небесных сил, от лица моей любимой Владикавказской паствы, от лица духовенства и от себя приношу Вашему Высокопревосходительству самый искренний и сердечный привет: да благословит Господь вхождение Ваше миром и счастьем, и да поможет Вам в полноте благополучия завершить начатое строительство Русской земли" .

С утверждением Правительства Юго-Востока России на территории, занятой Добровольческой армией, делались попытки нормализовать положение гражданской администрации. Не исключением были и церковные дела. 9 апреля 1919 года Епархиальный Совет доводил до сведения благочинных, что "согласно резолюции Его Преосвященства, просит Вас объявить духовенству своего округа для неуклонного руководства, что ношение священнослужителями светских костюмов и появление в них в публичных местах является недопустимым, возбраняется также и короткое стрижение волос и бород" .

С 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе был созван Юго-Восточный Собор Российской Православной Церкви. В Соборе приняли участия все члены Московского Поместного Собора 1917-1918 года, оказавшиеся на территории, занятой Добровольческой армией. Епископ Владикавказский Макарий также присутствовал на заседаниях, но активного участия в работе не принимал. Одним из важнейших решений Собора было учреждение Временного Высшего Церковного Управления. Так 15 июня 1919 года, разъясняя приходскому духовенству Владикавказской епархии правовое положение нового органа, Епархиальный совет разослал следующее сообщение: "Епархиальный Совет уведомляет Вас, что высшая церковная власть на юго-востоке России, до установления со Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом сношения, сосредоточивается в учрежденном Юго-Восточным Русским Церковным Собором Высшем Церковном Управлении, которое именуется: "Временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России"

Временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России простирает свои полномочия на все области России по мере освобождения их вооруженными силами Юга России. Оно ведает и решает все те дела, которые подлежат ведению Высшего Церковного Управления Православной Российской Церковью. Ему подчиняются в порядке высшей инстанции все Духовные учебные заведения и церковно-приходские школы на Юго-Востоке России.

Местопребывание Временного Высшего Церковного Управления определяется им самим по соглашению с Главнокомандующим всеми вооруженными силами на Юге России. В настоящее время оно открыло свои действия в городе Екатеринодаре" .

Кроме того, за несколько дней до этого письма, 10 июня 1919 года разослан указ Владикавказского епископа, в котором ссылкой на соборный авторитет предписывалось совершать "за богослужениями во всех церквах Юго-Востока России всенародное молитвенное поминовение Верховного Правителя Русского Государства (Антона Ивановича Деникина - иером.А.)" .

Первоначально жизнь на Юго-Востоке России стала нормализовываться. Благодаря сохранившейся записке неизвестного лица отцу Павлу Свавицкому видна одна из сторон этого явления: "У меня к Вам просьба - не сочтите за труд, и если возможно, то пожалуйста объявите завтра в церкви и в заутрени и в обедни прихожанам, что с Божьей помощью во всех училищах открываются занятия через неделю в понедельник 26 августа, а 25 августа будет отслужен молебен перед началом заутрени - для всех училищ ст. Ардонской в здании Ардонского Высшего начального училища. Запись учеников будет производиться и новичкам, и старым ученикам всех классов и всех училищ до 26 августа, и на этот счет есть распоряжение Войскового правительства.

P.S. О преподавании Закона Божия во всех училищах Вы должны заранее позаботиться" .

Реалиями того времени были различные сборы. Например, священник Иоанн Левицкий препровождал акт о сборе 6 августа 1919 года денег на содержание Высшего Церковного Управления на Юго-Востоке России в сумме 71 рубль . А священник А.Поляков доносил отцу благочинному 6 октября 1919 года, что он выслал на Добровольческую армию 39 рублей 45 копеек; на высшее Церковное Управление за 4 двунадесятых праздника 41 рубль 57 копеек и с проданного пуда свечей - 10 рублей .

Кроме того, в распоряжениях Высшего Церковного Управления можно было встретить документы, подобные рассылаемым Владикавказским Епархиальным советом 15 ноября 1919 года: "Согласно распоряжения Главнокомандующего вооруженными силами на Юге России и отношения из Временного Высшего Церковного Управления, Епархиальный совет просит Ваше Высокопреподобие, в спешном порядке конфиденциально запросить подведомственное Вам духовенство обо всех данных, могущих пролить свет на те настроения в народных массах, которые могли бы дать почву и послужить почвой для развития вредной пропаганды и успеха Махно с его бандитами в деле расстройства тыла там, куда ему удается проникать" .

Интересным представляется письмо от 12 декабря 1919 года адресованное отцу Павлу одним из членов Епархиального совета о положении дел в епархиальном управлении в этот период: "Жить в Совете теперь нормально. Особенно выдающихся дел пока не имеется. О жаловании для духовенства возбуждается ходатайство перед Высшим Церковным Управлением и Главнокомандующим и Терским Войсковым Правлением. Результаты пока еще не получены.

Не ладится у нас дело только со свечным заводом. Вовремя не сумели заготовить воска и теперь стоят, бездействуют. А тут еще кража денег. Из Высшего Церковного Управления получен указ, что для завода нашей епархии будет отпущена 1 тысяча пудов воска, который якобы идет из Лондона, но когда он будет получен, да и будет ли еще, неизвестно.

Архиерею, по его словам, будто бы предложили Ставропольскую кафедру, но он отказался, хотя между строк проглядывается его желание перейти в Ставрополь и между прочим выборщиком назначен он. Разрешенное совместительство сильно тормозит работу в Совете. Дороговизна растет не днями, а как будто часами. Жить становится тяжелей" .

К концу 1919 года положение на фронтах стали складываться не в пользу Добровольческой армии. Первыми военные неуспехи стали отражаться на финансовой стабильности. 28 января 1920 года епископ Макарий распорядился циркулярно разослать письмо следующего содержания:

"Епархиальное управление силою обстоятельств поставлено в чрезвычайно тягостные материальные условия существования. Свечной завод, являющийся исключительным источником содержания Епархиального управления, накануне краха, так как не имеет ни свечей, ни воска, а денежные суммы в ближайшем будущем должны, естественно, растаять. Высшее Церковное Управление, согласно журналу епархиального собрания, от 2 июня 1919 года за №15, еще 31 июня сего года определило ходатайствовать перед высшим Командованием об ассигновании из Государственного Казначейства тридцати двух тысяч рублей на содержание Епархиального управления, но, к сожалению, это ходатайство до сего времени не увенчалось успехом, нет надежды на успех и в дальнейшем, так как Казначейство само переживает финансовые затруднения. Между тем рыночные цены на продукты возросли и продолжают расти до безумия. Оклады содержания, установленные Епархиальным собранием журналом за №15 от 3.06.1919 года, при цене на хлеб 22 рубля за фунт в настоящий момент, конечно, удовлетворить никого на могут, а между тем и эти минимальные оклады непосильны для материально немощного Свечного завода, о чем последний уже заявил официальной бумагой. Наступило время, когда служащие Епархиального управления должны обречь себя на буквально голодное существование. Полагаю, что Владикавказская епархия не останется безучастной к тяжелой участи своих избранников и служащих интересам епархии и примет все меры к тому, чтобы создать для них более или менее сносное существование. Нужна материальная помощь, и ввиду остроты нужды, помощь скорая. Обращаясь к отцам благочинным епархии, остаюсь в уверенности, что они употребят всю силу своей энергии и такта на немедленное проведение в церквах своего благочиния принципа самообложения на нужды Епархиального управления. Если принцип самообложения еще в июне на общенародном Епархиальном съезде признавался желательным, то теперь его нужно признать решительно необходимым и вместе с тем спешным" .

К 7 марта 1920 года свечной завод уже не работал .

В марте Владикавказ вновь перешел в руки Красной армии. В этот период начались антирусские выступления среди ингушей. 16 марта 1920 года Священник Николай Кузнецов сообщал: "Население станицы Тарской под давлением ингушей эвакуировалось частью во Владикавказ, а частью - на хутор Тарский. Все церковное имущество до последней мелочи мною упаковано, вывезено из станицы и сдано церковному старосте и комиссару станицы, а 12 марта и я, последним, покинул Тарскую" .

С приходом Красной армии связь с Высшим Церковным Управление в Екатеринодаре прервалась. Владикавказский архиерей остался один решать проблемы своей епархии в новых условиях. К тому же, положение было отягощено тем, что с Москвой связь еще не была налажена. Как обстояло дело в кафедральном Владикавказе, видно из письма, датированного маем 1920 года: "Христос Воскресе! У нас дела плохи: царит большевизм. Прожил день, и слава Богу. О деятельности большевиков, конечно, сами хорошо знаете. Духовенство с кафедры должно только восхвалять большевиков, а говорить что-либо другое предписано большевиками духовенству строго-настрого. Вмешиваются в церковные дела. Теперь закон новый о браке и разводе вошел в практику; ежедневно масса народа находится в Штабе, и все просят развод и получают его. Наша служба стала такая - служи, да оглядывайся" .

Вмешательство новой власти в церковные дела вылилось в то, что 16 апреля 1920 года Коллегия отдела народного образования отменила преподавание Закона Божия во всех школах Горской республики, а следом последовал указ о ликвидации в школах литературы церковного и монархического содержания .

10 октября 1920 года состоялся суд Терского Областного Революционного Трибунала над епископом Владикавказским и Моздокским Макарием, обвиненным в контрреволюции. Его обвиняли за хранение монархической газеты "Гроза" от 8 ноября 1912 года, со статьями об иеромонахе Илиодоре, о деле Бейлиса, и за произнесение приветственных речей в адрес генерала Эрдели, Врангеля и Деникина "политически-религиозного содержания", а также за сокрытие мануфактуры от учета. От строгости "пролетарского закона" пятидесятитрехлетнего преосвященного Макария спасло то, что "преступления совершены в период владычества добровольческой реакции, преклонные лета подсудимого, а так же заявление епископа о сочувственном отношении его к декретам Советской власти, об отделении церкви от государства и школы от церкви" .

В феврале 1921 года распоряжением Центрального исполнительного комитета Горской республики был лишен права юридического лица и распущен Епархиальный совет. Это событие стало центральной темой на состоявшемся 17 февраля собрании духовенства 1-го округа епархии. Судя по тону выступлений на собрании, многие из них носили характер недовольства епископом .

В феврале 1921 года по вторичному обвинению в контрреволюционной деятельности арестован и препровожден в лагерь епископ Макарий. Интересен в этой связи запрос коменданта Главного лагеря Орджоникидзевского края от 9 июня 1921 года, в котором он интересовался по поводу того, имеет ли епископ право из лагеря руководить церковными делами. На это из Ревтрибунала последовал ответ, в котором преосвященному Макарию предоставлялась возможность через одно доверенное лицо осуществлять управление епархией .

17-18 апреля 1921 года состоялся очередной суд, который приговорил епископа Макария к пяти годам лишения свободы в лагерях принудительных общественных работ. Но в конце мая преосвященного Макария освободили ввиду загноения уха, явившегося осложнением после операции по трепанации черепа, сделанной в январе 1921 года .

Летом 1921 года, в результате засухи и неурожая, во многих южных областях России люди умирали от голода. 18 июля 1921 года был создан "Всероссийский комитет помощи голодающим" (Помгол), объединявший церковных и общественных деятелей. 22 августа 1921 года с письмом к властям обратился патриарх Московский святитель Тихон, заявивший о готовности помочь голодающим и организовать сбор денежных средств, "вещественных и продуктовых пожертвований" . Патриарх не был услышан. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей .

Во Владикавказской епархии изъятие церковных ценностей происходило в предельно сжатые сроки. 30 апреля 1922 года в Доме профсоюзов состоялась конференция верующих на которой обсуждался вопрос об изъятии церковных ценностей. Владикавказские священники призывали отдать те немногие ценности, которые еще оставались в церквах. Со стороны мирян стали раздаваться протесты. В результате из-за большого шума, возникшего в зале, по настоянию милиции конференция была закрыта .

6 мая было опубликовано Воззвание пастырей Владикавказа к пасомым, призывавшее помочь голодающим. А 7 мая священник Григорий Королев, настоятель владикавказской Вознесенской церкви, призывая прихожан отдать ценности, снял с себя серебряный позолоченный иерейский крест и сдал его представителю комиссии . В конце мая при Ревкомах городов, станиц и аулов Горской ССР были образованы комиссии для изъятия церковных ценностей в пользу голодающих . По некоторым данным, в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году во Владикавказской епархии расстреляно и замучено 72 человека .

В областных газетах одновременно со статьями об изъятии церковных ценностей стали появляться воззвания обновленцев. Так 25 мая 1922 года в "Терской правде" следом за передовицей была помещена статья под заглавием "Верующим сынам Православной церкви". В довольно большой статье, написанной епископом Антонином (Грановским) и так называемым прогрессивным духовенством, изобличались якобы антигосударственные действия святителя Тихона, патриарха Московского. Подводя итог своим злопыханиям в адрес Предстоятеля Церкви, они предлагали: "Мы считаем необходимым немедленный созыв Поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и Советской властью. Руководимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена". А в "Терской правде" за 17 августа 1922 года с призывом к расколу Российской церкви к духовенству Горской республики обратились лидеры "Живой церкви" . К расколу Владикавказское духовенство подталкивали и местные власти.

В вышедшем в июне 1923 года обновленческом "Пятигорском епархиальном вестнике" говорится, что 9 месяцев на территории Владикавказской епархии не поминается святейший патриарх Тихон, из чего можно сделать вывод, что возношение его имени за Божественной Литургией прекратилось примерно к сентябрю 1922 года.

Таким образом, можно утверждать, что в конце августа 1922 года епископ Макарий (Павлов) уклонился в обновленческий раскол. Вслед за своим епископом последовала большая часть духовенства Владикавказской епархии.

1922 год явился последним годом существования Владикавказской епархии. Обновленческий епископ Макарий (Павлов) переехал на жительство во вторую столицу Терской области - город Пятигорск, и с этого времени стал именоваться "Пятигорским".

Единичные приходы бывшей Владикавказской епархии, сохранявшие верность патриарху Московскому Тихону, долгое время существовали в общении с православными Пятигорскими архипастырями . А с 1943 года все православные приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии, которую возглавлял святитель-исповедник Антоний (Романовский), архиепископ Ставропольский и Пятигорский .

Hosted by uCoz