Глава V
Преосвященный Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский

 

12 июня 1893 года на Владикавказскую кафедру получил назначение викарий Томской епархии, епископ Бийский преосвященный Владимир (Сеньковский). Его деятельность открыла новый период в истории рассматриваемой нами епархии.

Преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Владикавказский и МоздокскийВ это время Кавказский край являлся стратегически важным регионом для внутренней Российской политики. Послевхождения Грузии в состав России, а также присоединения государств, находившихся на территории современного Азербайджана, граница Российской империи вплотную приблизилась к давним российским соперникам - Ирану и Турции. Отныне постоянные волнения горских племен Северного Кавказа воспринимались внутренними проблемами Империи и, следовательно, были весьма нежелательными. Российское правительство стремилось к дальнейшему наращиванию русского присутствия на Кавказе. Это было немыслимо без соответствующих мероприятий в церковной жизни. Кандидатура алтайского епископа-миссионера Владимира (Сеньковского) наиболее соответствовала всем эти требованиям. Потому его назначение не было простым административным повышением.

Простившись с Алтайской паствой, епископ Владимир прибыл во Владикавказ. За первую половину года своего пребывания во Владикавказе он посетил практически все вверенные его архипастырскому окормлению приходы.

Приходская жизнь в это время была не легкой. Духовенство считало, что круг их непосредственных обязанностей ограничивается только совершением храмовых богослужений и треб. Внебогослужебной работы с прихожанами ими не проводилось. Народ пребывал в невежестве, большинство не знало начальных молитв и Символа веры. А это в дореволюционной России было обязательным условием для каждого приступающего к Исповеди.

Кроме того, ввиду особых исторических причин приходы Владикавказской епархии не были однородными. По национальному признаку они делились на русские и осетинские. Русские приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел русских и украинских переселенцев и городские приходы. В каждом из таких приходов существовали традиции тех мест и областей, из которых происходили переселенцы. Например, в некоторых приходах существовала практика провожать новобрачных в венцах домой. Чтобы преодолеть такую традицию, епископ Владимир издал специальный указ, запрещающий подобные шествия [i].

Осетинские приходы также не были однородны. Приходы горных аулов были малочисленны, бедны, часто заражены язычеством и более подвержены исламской пропаганде. Напротив, равнинные осетинские приходы были в материальном отношении более стабильными, многолюдными; уровень образованности среди прихожан и духовенства здесь был значительно выше, чем у горских осетин.

В такой ситуации могло казаться, что Православие среди казаков должно быть более крепко, так как они считались наиболее религиозными, чем остальные. Однако из отчета благочинного III округа Владикавказской епархии священника Павла Бартенева видно, что дело и в этих приходах обстояло далеко не лучшим образом. "Казаки, - писал он, - как служилое военное сословие, отличаются большим благочестием и чинопочитанием, чем крестьяне. Но они же чрезвычайно горды и тщеславны от воображаемых ими подвигов, оказанных в славу русского оружия. К людям невоенного сословия относятся высокомерно. Религиозность казаков большей частью ограничивается внешней стороной, привычкой к известного рода обрядности, глубокого проникновения религиозными истинами совсем не замечается. Большинство казаков к истинам веры относятся индифферентно. Примером в этом служат для них офицеры их же сословия. Не приходилось встречаться с религиозным казаком-офицером. Хотя немало религиозных казацких высшего ранга офицеров среди посетителей Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, казаки склоны к пьянству, обману и лукавству. Супружеская жизнь чистотой не отличается. Понятия о чести, хотя казаки и воображают себя рыцарями, низкие. Несмотря на это, долг Исповеди и Святого Причастия исполняют больше, чем крестьяне, вероятно потому, что меньше озабочены добыванием средств к пропитанию. [...] При богослужении молящихся бывает не мало, но зато приходы велики, а храмы малопоместительны".

Михаило-Архангельский кафедральный собор во ВладикавказеВ период управления Преосвященным Владимиром произошло значительное историческое событие - преобразование Владикавказской епархии в самостоятельную. В архивном деле "Об образовании самостоятельной Владикавказской епархии" имеется материал, в котором обосновывается необходимость придания епархии нового статуса: "Преосвященный Владимир, от которого были истребованы сведения по сему предмету, рапортом от 29 января сего года (1894 г. - иером.А.) за №452, донес, что в настоящее время Владикавказская епархия, состоя в подчинении Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе не имеет ни одного из тех учреждении, которые, облегчая местному епископу труд епархиального управления, следя за различными проявлениями епархиальной жизни и согласно предначертаниям епископа производят управление духовенством и паствой. Во Владикавказской епархии при теперешнем ее положении весь труд управления всецело лежит на одном лице - местном епископе, которому приходится не только быть инициатором и главным руководителем епархиальной жизни, но и входить в непосредственное разбирательство всех дел, возникающих в епархии. Это нередко ставит епископа в очень затруднительное положение, возлагая на него массу совершенно непроизводительной работы. Особенно это должно сказать о следственных делах. В отношении к ним местный епископ является не высшей инстанцией, утверждающей или отвергающей приговор Духовной Консистории, как это бывает в другие епархиях, но только, так сказать, докладчиком их. Каждое следственное дело, из которого многие представляют собой очень объемистые тома - в 200 и более страниц епископ обязан внимательно прочитать, сообразить изложенные в нем обстоятельства с действующими законами, дать на этом основании свое заключение и затем все дело представить в Грузино-Имеретинскую Синодальную Контору. Выполнение этой работы, лежащее в других епархиях на обязанности Духовных Консисторий, конечно отнимает у епископа много труда и времени, не оставляя его для другой, более важной деятельности. Нельзя также не обратить внимание и на то обстоятельство, что при единоличном управлении епископ вынужден бывает непосредственно разбирать даже самые мелочные и незначительные явления епархиальной жизни, которые во множестве в каждой епархии и которые в большинстве случаев не имеют никакого значения, но тем не менее не могут быть оставлены без рассмотрения, и как таковые более важных и существенных задач епархиального управления" .

В свою очередь, о нормализации приходской деятельности в осетинских приходах Синоду докладывал Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе, утверждая, что причты этих приходов вполне обеспечены со стороны прихожан и уже не нуждаются в материальной поддержке со стороны Общества . Необходимо отметить то, что выводы Общества сыграли позитивную роль в деле об учреждении самостоятельной епархии, тем не менее они оказались преждевременными в отношении осетинских приходов.

10 сентября 1894 года согласно Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода Владикавказская епархия была выделена из состава Грузинского Экзархата и стала самостоятельной. Епархиальный архиерей стал именоваться "Владикавказским и Моздокским" .

Официально определение причины реорганизации Владикавказской епархии было следующее: "Подчинение Грузино-Имеретинской Синодальной конторе Владикавказской епархии, в состав населения которой входят свыше 300 000 православных и свыше 400 000 иноверных и мусульман, при отдаленности и племенной обособленности ее жителей, крайне неблагоприятно влияло на правильное и успешное течение дел епархиального управления и служило препятствием к желательному развитию просветительской деятельности православного духовенства среди многочисленных раскольников и сектантов в крае" .

С учреждением епархии вскоре, 29 мая 1895 года, последовало и новое штатное расписание [ii].

А 5 октября 1894 года указом Святейшего Синода предписывалось незамедлительно открыть при Владикавказском архиерее Духовную Консисторию. Прежнее епархиальное управление было распущено, а в его помещении разместилась Консистория, деятельность которой началась 17 ноября 1894 года . Консисторское помещение было маленьким, перестроенным в свое время из каменного сарая, поэтому в августе 1895 года, после переезда в новый архиерейский дом на Дворцовой площади, владыка Владимир старый дом на Сергиевской улице передал Духовной Консистории .

Успенский кафедральный собор в МоздокеНовоучрежденную епархию составили первоначальная Терская область, к которой присоединена обширная Дагестанская область и Ново-Георгиевское осетинское селение Кубанской области. [Карта епархии]

В 1895 году епархия была разделена на 12 благочиннических округов и одно единоверческое благочиние (4 прихода) . Многие приходы были значительно удалены от кафедрального города, поэтому связь епископа с приходским духовенством была не всегда хорошо отлажена. Кроме того, ввиду особого положения этой кавказской епархии, где порой приходское служение граничило с исповедничеством, не приходилось особо тщательно выбирать кандидатуры на замещение вакантных мест. Здесь часто служили священники, которые за те или иные нарушения запрещались в других епархиях. По этой же причине и общий уровень образованности священнослужителей был значительно ниже, чем у их собратьев, служивших в средней полосе России [iii].

При сложившихся обстоятельствах необходимо было учреждение своего епархиального периодического издания, на страницах которого могли бы помещаться образцы проповедей, опыты внебогослужебных и противосектантских собеседований, материалы, своевременно знакомящие священнослужителей и мирян с распоряжениями епархиального начальства, жизнью епархии и т.п..

Владыка Владимир 19 октября 1894 года направил рапорт в Святейший Синод, в котором ходатайствовал о разрешении издавать в городе Владикавказе с января 1895 года "Владикавказские Епархиальные Ведомости". Программа этого издания была традиционной для подобных журналов. Она состояла из Официальной части, которую предполагалось заполнять императорскими манифестами и повелениями, указами Святейшего Синода касательно Владикавказской епархии, распоряжениями местного епархиального начальства, а также отчетами попечительств и правлений духовных учебных заведений. В Неофициальной части должны были публиковаться гомилетические произведения, статьи по истории и облечению сектантства, очерки и рассказы религиозного, историческо-краеведческого характера и другие материалы .

Отвечая насущной проблеме, Синод благословил издание с 1 января 1895 года с периодичностью два раза в месяц "Владикавказских Епархиальных Ведомостей". Цензором издания был назначен настоятель Владикавказского кафедрального собора протоиерей Капитон Александров, а первым редактором стал преподаватель Владикавказского Духовного Училища кандидат богословия Василий Иванов. Журнал издавался до революционных событий 1917 года.

Принимая во внимание недостаточную активность приходского духовенства, епископ Владимир как опытный миссионер понимал, что одними только его усилиями и изданием различных указов Консистории изменить создавшееся положение будет невозможно. Острой необходимостью явилось объединение всех способных и ревнующих о деле христианской проповеди, а таких оказалось не мало.

25 марта 1894 года епископом Владимиром было открыто Михаило-Архангельское братство. В его уставе были обозначены задачи, к осуществлению которых должно было стремиться братство: 1) созидание и развитие миссионерского дела, 2) распространение книг религиозно-нравственного содержания, 3) помощь школам и 4) помощь нуждающимся, в особенности новокрещенным . Несмотря на широкий спектр задач, которые ставили пред собой братчики, главная цель этого братства выражалась в стремлении "просвещать евангельским учением тех инородцев епархии, которые еще не слышали благовестия Христова, а равно подать руку помощи тем из них, которые и слыша не уразумели евангельскую истину, недостаточно восприняли и слабо усвоили ее" . Для координации деятельности братства был образован Совет, председателем которого единогласно был избран епископ Владимир.

Вскоре явились и первые плоды этой деятельности. В станице Червленной, населенной гребенскими казаками, давшими начало Терскому казачьему войску, проживало около 5 тысяч человек. Большинство станичников были старообрядцами-беглопоповцами. В период управления епархией епископом Петром (Лосевым) для двадцати червленских единоверцев, обращенных миссионером архимандритом Павлом, был назначен священник Назарий Пузин, который проводил разъяснительную работу с раскольниками . Одних его усилий оказалось недостаточно, поэтому по инициативе Михаило-Архангельского братства сюда приезжал епархиальный миссионер священник Иаков Матвеев, чьи собеседования "вызывали большое движение не только среди представителей раскола, но и среди всей массы их" . Неоднократно бывал в станице с миссионерскими беседами и сам епископ Владимир. Результатом такой совместной деятельности стало событие 4-го и 8-го сентября 1894 года, когда по-особому чиноположению епископ Владикавказский на правах единоверия присоединил к Церкви 2000 раскольников.

Через полгода после присоединения старобрядцев к Православию в станице Червленой состоялось освящение церкви, которая для станичных единоверцев была перестроена из старообрядческой часовни. Освящение стало великим торжеством. Специально для совершения богослужений в храме червленских единоверцев из ризницы Новгородского Софийского собора был выписан антиминс, освященный, согласно существовавшей на нем надписи, в 1648 году, при патриархе Иосифе и царе Алексее Михайловиче . Единоверцы и любопытствовавшие старообрядцы не без радости смотрели, как совершалось возложение антиминса на престол по чину из старопечатного Требника. А как совершается Божественная Литургия, многие увидели впервые. В храм для регулярного совершения богослужения также передан полный комплект богослужебных книг, часть из которых были старопечатными .

В 1896 году при Владикавказском Михаило-Архангельском братстве открыт епархиальный склад, где книги Синодального издательства продавались по типографским ценам . Несколько ранее, 9 августа 1895 года начала свою деятельность Комиссия по распространению дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди простого населения Владикавказской епархии" . Председателем Комиссии являлся священник Василий Жуков.

Преосвященный Владимир, находясь во Владикавказе, почти каждое воскресенье или праздничный день участвовал в проведении внебогослужебных бесед. Особенностью этих бесед было то, что после раскрытия предложенной темы и ответов на вопросы, присутствующие вместе со своим архиереем пели духовные песни из сборника "Лепта", читали стихотворения. Слушатель одной из таких бесед, проходивших в зале Владикавказской классической гимназии 18 февраля 1896 года, писал: "Владыка говорил об искренне-сердечной молитве и непоколебимой вере русского православного народа, благодаря которым Россия многократно выходила торжествующей из тяжелых бед, ее посещавших. Простые по форме, но глубокосодержательные беседы, в соединении с стройным пением архиерейского хора, произвели на присутствующих самое отрадное впечатление" .

Такие беседы проводил не только Владикавказский преосвященный. С 1 февраля 1895 года в кафедральном городе по инициативе местного духовенства проводились в церковно-приходских школах религиозно-нравственные чтения. Учреждение этих чтений было вызвано желанием "дать своим прихожанам, в большинстве бедным людям, религиозно-нравственные чтения в праздничное и свободное время" .

Частыми были поездки епископа Владимира по приходам епархии. Обозрение церквей обычно совершалось в таком порядке: "Его Преосвященство, осмотрев алтарь, престол и его принадлежности, в малом святительском облачении, в сослужении благочинного и местного священника, при общем народном пении совершал на середине храма молебен храмовому святителю, а сопровождающий его протоиерей ревизовал церковные документы. После молебна, сняв облачение, Владыка с амвона в живой импровизации поучал народ и тут же в храме производил испытание учащихся [церковно-приходской школы]" .

Особое внимание епископ-миссионер уделял осетинским приходам, положение которых по-прежнему оставалось тяжелым. Образованных осетинских священников было мало: это видно из отчета священника Георгия Сикоева, благочинного самого лучшего из трех осетинских благочиний. Из 9 священников и 2 диаконов этого благочиния двое окончили Духовные Семинарии, 1 Учительскую Семинарию, 4 - Духовные Училища. "А остальные священники или обучались в средних классах Духовных Училищ, или в сельских школах, или же дома" .

Ректор Ардонской Семинарии архимандрит Иоанн (Алексеев) так же много потрудился в деле миссии среди горцев. Стяжав большое уважение среди осетин, он был желанным гостем в каждом доме. Бывая там, отец Иоанн часто проповедовал, а если не видел святых икон в домах христиан, "то тотчас поворачивался назад, чем давал чувствительный урок хозяину" .

Среди осетин особым почитанием пользовались так называемые священные рощи. Преподаватель Ардонской Семинарии иеромонах Виталий , желая придать христианский характер посещения их осетинами, повесил икону в одной из таких священнных рощ .

С миссионерско-просветительской целью так же открыты в 1896 году Зольское Николаевское церковно-приходское братство, ставившее целью организацию собеседований с сектантами , а в 1904 году - Общества ревнителей Православия в Грозном и Моздоке . Например, только за три месяца существования Михаило-Архангельского общества ревнителей благочестия в Грозном, благодаря устраиваемым собеседованиям, присоединились к Церкви 6 человек . Это братство, открытое 28 сентября 1903 года при Косьмо-Дамиановском соборе, состоявшее всего из 10 человек, ставило своей целью оказание содействия приходскому духовенству в деле утверждения колеблющихся в вере и возвращения в лоно Церкви уклонившихся в раскол или сектантство. Особо активными членами были Антон Иванович Голяков и А.Толстой .

С 1893 года, для решения своих текущих вопросов, духовенство Владикавказской епархии проводило съезды. Круг вопросов, обсуждавшихся на таких епархиальных собраниях, в основном касался распределения материальных средств на нужды образования и благотворительности, а так же, хотя и редко, кардинальных вопросов епархиальной жизни. Так, в сентябре 1901 года во Владикавказе под председательством преосвященного Владимира состоялся съезд духовенства епархии. На нем рассматривался вопрос об открытии Епархиального свечного завода. Средства на его устройство предполагалось собрать через специальный налог на все приходы епархии. Хотя сумма, необходимая для такого предприятия, была значительной, около 120 тысяч рублей, отцы-делегаты постановили, что "завод должен открыть свои действия к первому мая 1902 года" . Открытие своего Епархиального свечного завода, требовавшее первоначально значительных капиталовложений, впоследствии позволяло экономить приходские средства за счет низкой себестоимости производимой продукции. Кроме того, решением Правления свечного завода в первое время товар со склада завода отпускался по заниженной цене с целью погашения суммы, выданной приходами для устройства завода.

На этом съезде решался вопрос о взносах в Епархиальную эмеритальную кассу. Некоторые отцы-делегаты предлагали делать взносы из приходских средств, так как, по их мнению, приход должен обеспечить безбедную старость духовенству. Однако такая возможность пополнения фонда эмеритальной кассы не позволяла на равных правах участвовать причтам состоятельных и бедных приходов, ставя последних в менее выгодное положение. Поэтому было решено вносить взносы из личных средств каждого священнослужителя в отдельности, как это делалось прежде.

Делегаты двух благочиннических округов епархии высказались за то, чтобы упразднить благочиннические библиотеки и после упразднения книги, находившиеся в их фондах, передать в церкви, школы и епархиальную библиотеку. Однако большинство делегатов съезда высказались за сохранение библиотек. Они считали, что "духовная жизнь общества идет вперед, и священнику, как народному руководителю, не только нельзя отставать в развитии от народа, но должно быть светильником для народа; благочиннические же библиотеки, состоящие из сочинений ценных, в большинстве случаев недоступных для приобретения ни самому духовенству, ни отдельным церквам, могут служить богатым источником для самообразования" . В итоге было решено сохранить библиотеки, предоставив на собственное усмотрение благочиннических съездов духовенства контроль над ними и выработку необходимых правил в приобретении и пользовании книгами.

4 и 5 июля 1901 года в городе Пятигорске под председательством епископа Владимира проходил съезд миссионеров Владикавказской епархии, на котором обсуждались вопросы организации миссионерской работы. В работе съезда приняли участие священники пяти благочиний (2-5,8 округов), сотрудники Михаило-Архангельского братства и епархиальный миссионер. После двухдневной работы была выработана новая программа протевосектантской и противораскольничей миссии, которая предполагала широкое участие мирян через организацию на приходах, зараженных сектанством, братств и обществ ревнителей православного благочестия и ежегодных миссионерских курсов . Для оживления миссионерской деятельности и объединения миссионеров решено проводить подобные съезды ежегодно .

С 15 января 1902 года во Владикавказе городское духовенство собиралось на пастырские собрания, проходившие в актовом зале Духовного Училища. Так, в следующем, 1903 году состоялось 10 таких собраний, на которых было прочитано 20 докладов, из которых 9 были посвящены вопросам проповедничества, 11 - "наиболее выдающимся событиям церковно-общественной жизни". На собраниях рассматривались так же вопросы пастырской практики .

Значительным деянием владыки Владимира в деле помощи страждущим явилось открытие близ станицы Александрийской колонии для прокаженных.

В 1893 году при первой своей поездке по епархии епископ Владимир обратил внимание на бедственное положение прокаженных, проживавших компактной группой в станице Александрийской. Страдания этих несчастных, которыми гнушались даже близкие родственники, нищета и отсутствие необходимой медицинской помощи, не могли не вызвать чувства сострадания к этим несчастным и желания облегчить их скорби. Исходатайствовав разрешение Святейшего Синода, он обратился с воззванием ко всем православным людям России о материальной помощи, необходимой для устройства специальной колонии для прокаженных.

В июне 1895 года был образован специальный Строительный Комитет для строительства колонии под председательством священника Михаила Жукова, настоятеля местной церкви станицы Александрийской . Станичники, в свою очередь, содействуя начинанию своего архипастыря, на общем сборе постановили отвести под лепрозорий 15 десятин земли.

Вскоре со всех концов России на имя преосвященного Владимира стали поступать целевые денежные пожертвования от десяти копеек до сотен рублей, в зависимости от материального состояния жертвователей. Среди них была императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, она дала на богоугодное дело 400 рублей. Всех же пожертвований поступило около 15 тысяч рублей. На собранные деньги для 24 больных было построено шесть зданий, по две комнаты в каждом, баня, кухня, дом для администрации и, конечно же, часовня. Последняя состояла из двух отделений с особыми в них входами. Одно помещение было для молитв прокаженных, другое отводилось для отпевания умерших. Часовня, по свидетельству очевидцев, "своим благолепием превосходила многие храмы Кавказского края и осетинских сел" .

После завершения строительных работ владыка Владимир сам пожелал освятить колонию. 29 декабря 1897, отслужив Литургию в александрийской станичной церкви, он прибыл в лепрозорий. Несмотря на холодную погоду, глубокий снег и значительное расстояние (6 км.) от станицы в колонию, собралось много станичников. За водосвятным молебном отдельной группой от всех остальных молились и сами прокаженные. По окончании молебна преосвященный Владимир сам совершил освящение всех зданий колонии, окропляя каждое помещение освященной водой. Всех страждущих жителей этого лепрозория он благословил иконой святого великомученика и целителя Пантелеимона, присланной ему в дар алтайскими миссионерами, а так же подарил по иконе святителя Феодосия Черниговского.

Особую важность в жизни Владикавказской епархии события 29 декабря владыка Владимир подчеркнул в своем послании по случаю наступающего Нового года, которое он направил во Владикавказ из станицы Александрийской: "Благодарю Господа Бога, что Он даровал мне радость закончить истекший год благословением и освящением тех сиротских зданий, которые служат плодом истинной христианской любви к ближним. Разумею колонию для прокаженных" .

День освящения колонии не был последним посещением ее преосвященным Владимиром. Обозревая приходы 3 и 4 благочиннических округов (район современных Кавказских Минеральных Вод), считал своим долгом обязательно посетить эту колонию и лично беседовать с больными .

Например, уже на следующий 1899 год он снова посещает колонию. Протоиерей Владикавказского кафедрального собора Никандр Колпиков, сопровождавший Владыку в этой поездке, ярко описал событие посещения колонии. "Прежде всего, он близко подошел к прокаженным, - писал он, - к тем, от кого все бегут, подошел к ним с любовью, искренним сочувствием, что ясно отражалось на глазах Владыки, блиставших слезой. Больные, зная заразительность своей ужасной болезни, отступили, тогда Владыка подошел к ним еще ближе и начал свое слово. Невозможно передать это могучее, задушевное слово. Такие слова изливаются только из сердца любящего, искреннего и глубоко тронутого несчастьем ближнего. [...]

Преподав свое назидание и утешение, преосвященный Владыка начал благословлять больных, и еще раз утешил больных тем, что дал им целовать свою руку. [...]

Между больными нашлись грамотные, которым Владыка дал несколько книг религиозно нравственного содержания" .

К 1900 году предполагалась передача Александрийского лепрозория в ведение гражданской администрации Терской области, но этот вопрос не был решен положительно. Так как уже решено было построить два крупных региональных лепрозория: один для христиан под Ростовом-на-Дону, второй под Владикавказом для мусульман. С отказом гражданской администрации принять на себя содержание колонии стал вопрос о ее дальнейшем финансировании. Поэтому Владыка обратился с новым посланием к пастве о помощи больным проказой. Собранные деньги вложили в банк, а больных и обслуживающий персонал содержали с процентов от этих средств и на не оскудевавшие пожертвования доброхотных христиан.

Александро-Невская (Линейная) церковь г. ВладикавказаСвященник Владикавказской Александро-Невской церкви Димитрий Беляев с 1899 года начал в дни своего служения на утренях произносить проповеди против пьянства. А в 1902 году он подал прошение преосвященному Владимиру об учреждении Общества трезвости.

25 января 1902 года состоялось открытие Общества трезвости в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и святителя Феодосия Черниговского.

В том же году 1 апреля Владыка Владимир утвердил "Правила" для членов Общества трезвости, позднее издававшиеся трижды, каждый раз по тысяче экземпляров. Важным в Правилах был пункт 10: "Желающий поступить в члены Общества трезвости, произносит обет: "Господи! Я раб Твой (имя рек), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, даю обет пред иконой Божией Матери не пить никаких охмеляющих напитков. Боже милосердый! Помоги мне, по молитвам Пречистыя Твоея Матери "Утоляющия наша печали" и угодника Твоего святителя Феодосия Черниговского, выполнить сие мое обещание для спасения своей души и благого примера другим. Аминь" .

Членами Общества было 5 священников, 1 дворянин, 2 купца, 2 чиновника, 1 монахиня, 1 послушница, 20 прогимназисток. Членом Общества мог стать любой православный в возрасте от 14 до 70 лет. К 1 января 1904 года в Общество вступило 817 человек из которых 232 человека обязались быть трезвенниками "навсегда", "по гроб", "вечно", другие же давали обеты "до Пасхи", "до Красной горки", один человек - на 10 лет, 3 человека - 1 месяц и 49 часов . Каждому новому члену вручались Правила с приложением нескольких "Троицких листков" со статьями против пьянства.

На воскресных и праздничных богослужениях трезвенники пели: "Воскресение Христово", запевы на канонах, и с Великого славословия все до конца без певчих.

Владыка-миссионер, много потрудившийся в деле евангельского благовестия среди народов Сибири и Средней Азии, понимал острую необходимость и важность школьного образования для укрепления христианской веры. Церковные школы Владикавказской епархии имели свою особенную специфику, они давали горским детям не только практические знания в изучении грамоты, но были большим подспорьем для местных священников в деле духовного просвещения. Часто дети, приходя домой, становились проповедниками христианства, в своих семьях читая вслух родителям Катехизис или Священную историю. В малочисленных горных приходах, где не было хоров, школьники пели за богослужениями.

Епископ Владимир любил посещать церковно-приходские школы. В тех селениях, где он бывал с визитами, специально заранее планировалось посещение школ. Архипастырь экзаменовал учащихся на знание преподаваемых дисциплин, при этом за лучшие ответы награждал книгой духовного содержания . Преосвященный Владимир всегда поощрял добросовестных и прилежных тружеников на ниве школьного образования и наказывал, не взирая на лица и ранги тех, кто относился к этому важному делу с леностью и небрежением. Приходское духовенство, имея перед собой живой пример ревностного отношения к делу образования в лице епископа Владимира, само стремилось не отставать в этом направлении. Только за 1895-96 учебный год в епархии открыто 15 новых школ и выстроено 13 новых школьных зданий, число учащихся по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1137 человек .

Желая улучшить положение горских школ, указом от 31 декабря 1895 года епископ Владимир при Александровской миссионерской Духовной Семинарии учредил отделение Владикавказского епархиального Училищного Совета для заведования церковно-приходскими школами Северной Осетии во главе с ректором Семинарии архимандритом Иоанном (Алексеевым). В компетенцию этого Отделения входил контроль за учебной и хозяйственно-административной деятельностью школ в осетинских селениях.

Архимандрит Иоанн, ознакомившись с положением школьного образования в Осетии, предлагал, чтобы "1) школы были заведуемы непосредственно законоучителями, 2) образовать школьные советы, занимающиеся делами этих школ, 3) отцы благочинные были наблюдателями этих школ" .

К началу 1897/98 учебного года в ведении Ардонского отделения находилось 32 школы. В течение года им были открыты церковно-приходские школы в селениях Заки, Нар, Тиб, Стур-Дигора, Хидикус, Саниба, Новый и Средний Урух, Унал и 8 школ грамоты в селениях Ахсау, Гулар, Задалеск, Цамад, Архон, Кобан, Лисри и Ногкау. Открытие школ везде встречало понимание и поддержку местного населения.

Но средств у Отделения было мало. В 1898 году из 50 осетинских школ 17 содержалось на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе и 33 - на средства Училищного совета. В первое время существования школ ощущалась острая нехватка учителей. Учителями, как правило, работали выпускники Ардонского Духовного училища, воспитанницы Ольгинского Училища и иногда окончившие церковно-приходские школы. Для последних (25 человек) по инициативе Ардонского отделения в 1898 году были устроены курсы во Владикавказе .

Создание этого Отделения Училищного Совета позволило сосредоточить усилия его сотрудников только на проблемах осетинской школы с ее особенностями, а не ставить школьное образование среди осетин в один ряд с более благополучными русскими школами .

Открытое еще при епископе Иосифе (Чепиговском) Ардонское осетинское Духовное Училище при епископе Владимире 12 августа 1895 года было преобразовано в Александровскую миссионерскую Духовную Семинарию. Повышение статуса учебного заведения позволило значительно улучшить уровень преподавания и материально обеспечить это учебное заведение.

Существовало еще два духовных учебных заведения в Осетии - Владикавказское Духовное Училище и Владикавказское епархиальное женское училище. Если первое из них в 1896 году переехало в собственное здание , то второе было открыто исключительно по личной инициативе Владыки. Училища брали на себя основную тяжесть в воспитании детей священнослужителей. Поэтому Владыка Владимир, обеспокоившись тем, что дочери священников и церковнослужителей не имеют достаточного образования, возложил на себя ответственность в обосновании необходимости и подготовке открытия епархиального женского училища.

Владикавказское епархиальное женское училищеС 17 октября 1894 года начались занятия в трехклассном женском училище, помещавшемся в наемном доме, а через три года 4 сентября 1897 года Преосвященный Владимир освятил собственное здание Училища. С 1899-1900 учебного года Владикавказское епархиальное женское училище из трехклассного было преобразовано в шестиклассное. Большинство выпускниц его стали учителями церковно-приходских школ в многочисленных горных аулах, равнинных селениях Осетии, Дагестана и различных районов Терской области.

С 24 июля по 1 августа 1895 года во Владикавказе по личной инициативе и распоряжению Владикавказского преосвященного проходил первый Съезд учителей церковно-приходских школ епархии. В нем приняло участие 12 учителей-диаконов, 14 учителей-псаломщиков и 4 учителя-мирянина. Все расходы по содержанию участников съезда взяла на себя епархия.

На съезде обсуждались наилучшие формы и методы школьного преподавания. Первые два дня учителя-делегаты провели в теоретических занятиях. Например, учителям было предложено уяснить "сущность звуковой методы обучения, [...] обращено было внимание слушателей на значение такта при письме" и иные формы формы организации учебного роцесса . В другие дни в городских школах участники съезда поочередно проводили открытые уроки, после которых их обсуждали . Приняв во внимание положительные итоги в работе учительского съезда, было решено проводить подобные собрания ежегодно.

Кроме съездов для учителей церковно-приходских школ проводились специальные краткосрочные курсы по повышению квалификации. Например, в 1896 году такие курсы, оплачиваемые Училищным Советом при Святейшем Синоде, проводились в городах Георгиевске, Грозном и Кизляре [iv]. В целях экономии средств и возможности всем учителям без затруднений приехать в близлежащий из перечисленных городов школы были разделены на три округа.

12 июня 1903 года исполнилось 10-летие пребывания преосвященного Владимира на Владикавказской кафедре. А в следующем году 18 мая 1904 года он выехал в Петербург для присутствия в заседаниях Святейшиго Синода . При отъезде в Петербург никто не мог предполагать, что видят своего архипастыря в последний раз. 12 августа последовал Высочайший указ быть преосвященному Владимиру епископом Кишиневским и Хотинским. В своем прощальном письме, прочитанном в августе месяце во всех Владикавказских церквах, Владыка писал: "Разлучаясь с вами при отъезде моем в Петербург, я не думал, что разлука эта будет последней. Прощаясь с Владикавказом на время, я не предвидел, что уже более не увижусь, и может быть, никогда не увижу незабвенный свой кафедральный град. […] Покоряясь воле Божией, я не в силах даже умалить ту великую скорбь, которая объемлет мое сердца при мысли о разлуке с вами" . Причиной такого перевода могли стать как церковная необходимость, так и физическое здоровье епископа Владимира. В бытность его миссионером на Алтае и в Киргизской степи он заболел ревматизмом, который в период обострений не давал Владикавказскому епископу управлять обширной епархией. Например, для его лечения Владыка Владимир получал отпуск и уезжал на все лето в Крым .

За одиннадцатилетний период управления Владикавказской епархией преосвященный Владимир лично совершил освящение 30 церквей, церквей-школ и часовен. Особой торжественностью отличались освящение двух главных соборов епархии - кафедрального Михаило-Архангельского во Владикавказе и Успенского в г. Моздоке . Насколько значительно было это явление для епархии видно уже из того, что с 1894 года строительство храмов из государственного бюджета и средств Общества восстановления православного христианства на Кавказе прекратилось .

Личное, пристальное внимание Владикавказского архипастыря к приходским проблемам за период его правления также дало свои плоды. Это видно из отчета благочинного 9-го округа священника Сергия Путятина: "По справедливости и к чести духовенства нужно сказать, что большинство из них почти бросило старый взгляд на свою деятельность, как только совершителей богослужений и отправителей треб. Все осознали, что столько же обязательна и по существу дела необходима для них деятельность религиозно-просветительная с целью упорядочения нравственной жизни народа и нахождения в нем знаний своей религии. К достижению этого и направляется деятельность духовенства. Священники усердно проповедуют, ведут внебогослужебные беседы, деятельно стараются о заведении общенародного пения, о надлежащей постановке церковных школ, побуждают к тому же и нижних членов клира" .

Епископ Владимир (Сеньковский) был наиболее значительным и ярким архипастырем на Владикавказской кафедре.


[i] «Обычай провожать некоторых новобрачных в венцах из церкви в дом священнослужителями в облачении существует, вероятно, не в одной Екатериноградской станице. Нельзя одобрить этот обычай, - писал Владыка, - ибо оный поощряет в одних – имеющих возможность приплатить причту за провожание – тщеславие, а в других – неимеющих – зависть. Посему предлагаю духовенству прекратить этот обычай, где оный существует, без исключения навсегда». - (Владикавказские епархиальные ведомости. – 1896. - № 3 . – С.13-14).

[ii] Содержание архиерейского дома: жалование архиерею – 4000 рублей,жалование свите архиерея, содержание павчих, наем служителей и ремонт архиерейского дома – 8000 рублей. Итого – 12 000 рублей.

Содержание духовной консистории: три члена консистории по 500 рублей – 1500 рублей, секретарь – 2275 рублей, трое столоначальников по 1050 рублей – 3150 рублей, казначей (он же смотритель дома) – 900 рублей, архивариус – 900 рублей, регистратор – 900 рублей, секретарь при архиерее – 1050 рублей, на содержание канцелярских чиновников – 3000 рублей, на канцелярские расходы, на наем сторожей, ремонт, отопление, освещение и прочее – 2000 рублей. (Церковные Ведомости. 1895. - №28. – С.287.).

[iii] Начиная с епископа Владимира (Сеньковского) все правящие Владикавказской епархии пытались исправить сложившееся положение в подборе кандидатов в священнослужители, однако окончательно исправить положение  не удалось. Неправильная кадровая политика привела к тому, что практически все духовенство епархии уклонилось в обновленчество.

[iv] Так к 1 июля в Грозный должны были явиться учителя церковно-приходских школ станиц Горячеисточниченской, Ильинской, Щедринской, Калиновской, Алхан-Юртовской, Закан-Юртовской, Самашкинской, Троицкой, Слепцовской, Сунженской, Ассинской и Архонской; к 19 июля в Георгиевск – учителя станиц Ессентукской, Кисловодской, Боргустанской, Горячеводской, Александрийской, Зольской, Лысогорской, Подгорной, Урухской, Ново-Павловской, Марьинской, Незлобной, Екатериноградской, Павлодольской, Государственной, Курской, Ново-Осетинской, Пришибской, Прохладной, Солдатской, Старо-Павловской, Змейской, Константиногорской, слободы Кисловодской, города Моздока, поселков Михайловского, Султановского и Ново-Ивановского, хуторов Хухлачевского, Баксанского, Ново-Полтавского, Попова. 2 сентября в Кизляр вызывались учителя сел Брянского, Большой Арешевки, Малой Арешевки, Коктюбей, Юрковки, Таловки, Раздолье, Тарумовки, станиц Бороздинской и Александрийской, острова Чечень. - (Владикавказские епархиальные ведомости. – 1896. - №12. – С.58-59).



Hosted by uCoz