Глава III
Преосвященный Иосиф, епископ Владикаказский

 

В1868 году Экзарх Грузии архиепископ Евсевий (Ильинский), поднял вопрос об учреждении викариатства в Осетии с центром во Владикавказе. Об этом же в июне1870 года писал обер-прокурору Святейшего Синода Дмитрию Толстому НаместникКавказа великий князь Михаил Николаевич. Поскольку на викариатство, а тем более на епархию денег у Министерства финансов не нашлось, дело было отложено "до лучших времен".

Преосвященный Иосиф (Чепиговский), епископ Владикавказский - апостол ОсетииВ1872 году великий князь Михаил Романов вторично ходатайствовал об учреждении епископской кафедры во Владикавказе. Это ходатайство возымело успех: император Александра II распорядился рассмотреть этот вопрос на заседании Государственного Совета. 14 января 1875 года обер-прокурор Д.Толстой внес на утверждение Государственного Совета проект штата второго викариатства Грузинского экзархата. Было решено финансировать викариатство ежегодно, начиная с 1875 года. Годовой бюджет викария и его секретаря был определен в 5 тысяч рублей.

3 апреля 1875 года последовал императорский указ об учреждении викариатства. В этом документе определялся статус новой епископской кафедры: "Викариатству сему быть под управлением Экзарха, непосредственно заведовать церквами и причтами города Владикавказа, Северной Осетии и Алагирского завода; епископу, назначаемому на сие викариатство, именоваться епископом Владикавказским, вторым викарием Грузинского экзархата, и иметь местопребывание в г.Владикавказе" .

Экзарх Грузии, архиепископ Евсевий желал, чтобы Владикавказским епископом стал "долго и с пользой послуживший в Осетии" архимандрит Иосиф (Чепиговский) . Об этом он ходатайствовал перед Святейшим Синодом. 14 октября 1875 года последовал новый указ, в котором Российский император Александр II повелел быть архимандриту Иосифу (Чепиговскому) епископом Владикавказским, вторым викарием Грузинского Экзархата.

28 ноября 1875 года в Тифлисском Сионском соборе состоялось наречение, а 30 ноября хиротония архимандрита Иосифа во епископа Владикавказского . Хиротонию совершил Экзарх Грузии архиепископ Евсевий с епископами Имеретинским Гавриилом (Кикодзе) и Горийским Александром (Окропидзе).

В декабре 1875 года, через семь лет отсутствия, епископ Иосиф прибыл в Осетию практически на ту же должность управляющего осетинскими приходами. Бесспорным преимуществом архиерейского служения уже не молодого, 54-летнего епископа Иосифа было то, что оно проходило не в далеком и незнакомом краю, а среди кавказских горцев, которых в прежние, лучшие годы своей жизни он стремился привести ко Христу.

Первоочередной задачей, стоявшей перед Владыкой, было устроение епархиального управления. Первоначальное епархиальное управление состояло из одного епископа Иосифа, так как в его ведении было всего 20 осетинских приходов, попечение о которых еще не требовало большого объема делопроизводства. В первое время должность секретаря-письмоводителя исполнял сам Владикавказский преосвященный.

Спасо-Преображенский (Старый) собор г . ВладикавказаС учреждением викариатства маловместительный, находящийся на окраине города Спасо-Преображенский храм стал выполнять функции кафедрального. Сам же кафедральный собор предстояло построить. 8 мая 1876 года под председательством преосвященного Иосифа состоялось первое заседание Комитета по строительству собора, на котором было решено начать подготовительные работы и сбор необходимых средств.

Епископу Иосифу приходилось испытать серьезные неудобства, связанные с неустроенностью быта. Архиерейского дома во Владикавказе не было, а потому Владыка снимал квартиры. За шесть лет пребывания его с 1876 года преосвященный Иосиф сменил четыре квартиры. Во многих из них он жил с шумными соседями. В 1882 году Владыка Иосиф писал: "На вольно-наемных квартирах весьма неудобно, беспокойно и разорительно и для архиерея неприлично. В настоящей квартире - ценой в 900 рублей - сырость и запущенность, сожительство в одном доме хозяев и других квартирантов, споры прислуги между собой; самому приходится вмешиваться в кухонные дрязги, так как эконом архиерейского дома, соборный священник (А. Цаликов) при доме не живет" .

На отведенном 24 апреля 1876 года городской думой большом земельном участке в центре города на Воронцовской улице из-за отсутствия средств ничего не строилось. Постоянные ходатайства преосвященного Иосифа о выделении средств для приобретения архиерейского дома лишь в 1884 году увенчались успехом. Деньги выделили ввиду предстоявшей реорганизации церковного управления в Терской области. За 9 лет своего епископства Преосвященный Иосиф, переходя из одной квартиры на другую, выплатил за наем жилища стоимость большого одноэтажного дома .

Осень 1881 года была для Осетии знаменательна приездом архиепископа Иоанникия (Руднева), Экзарха Грузии, посетившего все 24 осетинских прихода Владикавказского викариатства. Во время этой поездки Экзарх много проповедовал и беседовал с осетинами. При встрече архиепископа Иоанникия с духовенством викариатства священнослужители подняли вопрос об открытии вновь Владикавказского Духовного Училища, так как его необходимость обусловливалась падением образовательного уровня среди осетинских учителей и нехваткой духовенства в осетинских приходах, что сильно ослабило миссию среди горцев. О той же проблеме докладывал и Владыка Иосиф.

В 1882 году возник вопрос о реорганизации Кавказской епархии. Многие приходы епархии находились дальше от кафедрального Ставрополя, чем от Владикавказа. Владикавказ был центром гражданской администрации Терской области. Например, Ставропольскому преосвященному для решения проблем с приходами, отстоящими от Владикавказа в 50-60 километрах, приходилось сноситься с Начальником Терской области, находившимся от него за 400 километров.

Осложнена была связь и с Закавказьем. От Грузинского Экзархата Владикавказское викариатство было расположено по другую строну Большого кавказского хребта. Хороших дорог, облегчавших связь с административными учреждениями Экзархата, не было. В зимнее время Владикавказский преосвященный месяцами не мог отправить почту в Грузино-Имеретинскую синодальную контору из-за снежных завалов на перевалах. Все эти причины давали основание для реорганизации церковного управления как Кавказской епархии, так и Владикавказского викариатства.

Предполагалось приходы Терской области, входившие в состав Кавказской епархии, подчинить Владикавказскому архипастырю. Для решения этого вопроса должна была произойти встреча Экзарха Грузии архиепископа Иоанникия (Руднева) (1877 - 1882 гг.) с епископом Ставропольским Германом (Осецким) (1882 - 1886) в Моздоке. 26 мая архиепископ Иоанникий прибыл во Владикавказ и вместе с епископом Иосифом посетил Моздок. В свою очередь, из Ставрополя им навстречу выехал епископ Герман, но из-за весенней распутицы дороги оказались непроезжими. Проехав всего около 50-ти километров, он из Невиномысска вернулся обратно в Ставрополь, сообщив во Владикавказ архиепископу Иоанникию, что приехать не сможет.

Встреча епископов Ставропольского Германа и Владикавказского Иосифа состоялась летом 1884 года. Епископ Герман находился с архипастырским визитом в Моздоке и оттуда заезжал во Владикавказ. По всей видимости, епископы обсуждали вопрос о положении приходов в Терской области .

Дальнейшее развитие дело получило 23 апреля 1885 года, когда император Александр III утвердил представление Святейшего Синода об учреждении Владикавказской епархии в новом составе [карта]. 26 мая состоялась передача приходов Терской области из состава Кавказской епархии во Владикавказскую [i].

30 августа 1885 года последовал указ Святейшего Синода, в котором говорится: "1) взамен существующего Владикавказского викариатства учредить в г. Владикавказе самостоятельную епархию, с включением в состав оной Терской Области и Северной Осетии и с подчинением сей епархии Грузино-Имеретинской синодальной конторе на одинаковых основаниях с прочими епархиями Экзархата; 2) образовать при Владикавказской епархии канцелярию; и 3) вносить на содержание учреждаемой епархии, начиная с 1886 года из сумм Государственного казначейства по 12 260 рублей ежегодно, с зачетом в то число 5 000 рублей, отпускаемых из казны на содержание Владикавказского викариатства" .

Новый статус Владикавказской кафедры представлялся чем-то средним между викариатством и самостоятельной епархией. Важнейшие административные и судебные дела Владикавказской епархии рассматривались в Грузино-Имеретинской синодальной конторе. Другие епархиальные дела решались самим епископом Иосифом. Круг этих дел был небольшим: назначение и перемещение священно-церковнослужителей, проблемы Духовных Училищ и церковно-приходских школ, вопросы церковных попечительств, поддержания и ремонта церквей и т.п. .

Епископ Иосиф (Чепиговский)При разделе Кавказской епархии к 24-м церквям Владикавказского викариатства было присоединено 98 церквей и 2 монастыря Терской области. Всего в составе Владикавказской епархии Грузинского Экзархата на момент ее образования числилось 122 церкви и 2 монастыря, один из которых, Кизлярский Крестовоздвиженский мужской монастырь, был пристанищем Осетинской Духовной Комиссии, учрежденной императрицей Анной Иоанновной в 1736 году. Все приходы разделялись на 13 благочиннических округов .

После реорганизации епархии остро стал вопрос о пособиях бедным духовного звания. Вдовы и сироты получали пособия из Кавказского попечительства. С передачей приходов Терской области выплаты из Попечительства прекратились, а во Владикавказской епархии подобного благотворительного учреждения еще не было. Только благодаря епископу Ставропольскому Герману, пожертвовавшему из личных средств необходимую для выплат сиротам и вдовам сумму (750 рублей), последние были спасены.

С 1885 года стали регулярно собираться съезды духовенства епархии, которые решали текущие епархиальные вопросы. 30 октября состоялся первый такой съезд. На нем епископ Иосиф сообщил депутатам предложение Высокопреосвященного Павла, Экзарха Грузии, об открытии Владикавказского филиала Тифлисского Братства во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы Грузии. Съезд согласился с предложением Экзарха, а 12 декабря последовало утверждение Устава Владикавказского отделения Братства.

На этом же съезде духовенство предлагало учредить печатный епархиальный орган. Но Владыка Иосиф посчитал такое предложение преждевременным и требующим больших средств, которых у епархии не было. Однако по настоянию духовенства он написал рапорт с просьбой разрешить издавать с 1 января 1886 года "Владикавказские епархиальные ведомости", хотя позже просил отложить рассмотрение этого рапорта.

Братская церковь г. ВладикавказаБратствоПресвятой Богородицы не было единственным в епархии. По инициативе смотрителяВладикавказского реального училища протоиерея Иасона Мамацева с религиозно-просветительской и благотворительной целью учреждено в городе Владикавказе Свято-Троицкое братство ревнителей Православия. 16 июля 1886 года состоялось утверждение Устава и назначение председателем Братства отца Иасона.Трудами и стараниями протоиерея Мамацева на собранные пожертвования выстроенаособая Братская каменная "весьма обширная и благолепная" церковь в честь Живоначальной Троицы. Храм был построен за один год [ii]. В июне 1888 года протоиерей Мамацев утвержден настоятелем и благочинным Братской церкви, "с сохранением за ним такового звания пожизненно". Его стараниями 8 июля 1888 года куплен двухэтажный дом для Братской богадельни и больницы стоимостью 15 000 рублей .

Также с просветительской целью в церковно-приходской школе Спасо-Преображенского кафедрального собора священниками Самадовым и Тугариновым в воскресные и праздничные дни проводились собеседования .

Частыми были поездки Владикавказского архипастыря по приходам епархии. Больше внимания Владыка по-прежнему уделял осетинским аулам. Бывая в них, он подолгу беседовал с осетинами и посещал их дома. В этих поездках ярко раскрывался миссионерский талант преосвященного Иосифа. Основой его миссии было стремление воцерковить культуру осетин. Он не допускал по отношению к их обычаям никакой критики, кроме тех случаев, когда они носили откровенно языческий характер. Некоторые обычаи ему даже нравились. Например, перед отъездом Владыки из Дар-Коха он просил стариков произнести напутственную молитву в честь святого великомученика Георгия Победоносца. "Сейчас же вынесли из дома хозяина большую чашу пива, - вспоминает современник, - отдали ее старшему священнику из осетин, который громко и красноречиво прочитал сказанную молитву" .

Свято-Никольская церковь г. Прохладный КБР. Строительство начато в 1883 г. освящен в 1886 г. епископом Владикавказским ИосифомЗначение подобных поездок и встреч отражается в годовом отчете Грузинского Экзархата за 1888 год: "Особенно, говорит епископ Иосиф, отрадно было видеть, что вообще сельское население, весьма почтительно выслушивая даваемые наставления, выражает заметное удовольствие по случаю посещения их приходов архипастырем" .

Во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов, как это обычно и прежде бывало в таких условиях, остро стал ренегатский вопрос. Например, только в двух осетинских селениях Стырдигоре и Махческе отпавших насчитывалось 448 человек. В 1886 году уклонение в ислам приняло такие масштабы, что "стало угрожать всему православному населению Дигории" . Чтобы обеспечить безопасность православных, пришлось прибегнуть к помощи гражданских властей. Последние предупредили предводителей ренегатов об их высылке из России, если те не успокоятся.

Положение осложнялось еще тем, что духовенство Владикавказской епархии преимущественно состояло из русских и грузин, мало обеспеченных как в материальном, так и в бытовом плане. А потому, многие из священнослужителей было неграмотными, едва умевшими писать и читать, что в свою очередь не позволяло надеяться на улучшение миссионерской работы. Несмотря на общий низкий уровень образования духовенства епархии среди владикавказского духовенства стали появляться образованные и деятельные пастыри, такие как протоиерей Алексий Колиев, благочинный священник Михаил Сухиев, священник Давид Агладзе, священник Соломон Жускаев, благочинный протоиерей Косьма Токаев, благочинный священник Аладжиков, благочинный священник Георгий Сикоев, священник Алексий Гатуев. Об их деятельности много писалось в отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе в связи с ренегатским и школьно-просветительскими вопросами .

В борьбе с ренегатством особое место отводилось школьному образованию. Школы открывались на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Учителя в горских школах получали такие же оклады, как и приходские священники. Характеризуя учебно-воспитательное состояние школ, Владыка Иосиф отмечал: "Судя по успехам учеников, можно заключить, что эти школы с каждым годом обставляются к лучшему и приносят несомненную пользу для населения" .

В 1887 году во Владикавказской епархии произошли знаменательные события. 13 января из Моздока во Владикавказ было переведено Духовное Училище, а 11 октября в селении Ардон открыто Осетинское Духовное Училище. Если первое преимущественно было рассчитано на обучение детей священно-церковнослужителей русских приходов, то второе на осетинских детей .

Самым же существенным вкладом епископа Иосифа в дело христианского просвещения осетин стала его переводческая деятельность. Благодаря ей дальнейшая миссия среди горцев имела больший успех. Теперь жители горных аулов имели возможность читать Священное Писание и вероучительную литературу на собственном языке .

В 1884 году епископ Иосиф заболел тифом. Болезнь протекала довольно тяжело, так как была осложнена пневмонией. Организм Владыки оказался способным победить тяжелый недуг, однако следствием перенесенного заболевания явилось поражение нервной системы. Осложнения проявились в расстройстве речи, а так же слабости мышц рук и ног. В том же 1884 году он уезжал для лечения в Москву. "Теперь состарился, - писал Владыка в 1885 году, - зрение притупляется, дел по епархии умножилось; руки уже служить отказываются, едва перо держится в руке и с усилием движется. Карандашом пишу свободней" . Видимо, врачи не могли помочь преосвященному Иосифу: его болезнь постоянно прогрессировала. Тем не менее, еще пять лет он находил в себе силы управлять епархией.

В сентябре 1888 года Владикавказ посетил император Александр III с августейшей семьей. Царственных особ встречал на паперти Преображенского собора престарелый епископ Иосиф. За три дня пребывания с 18 по 20 сентября император с семьей посетил все городские церкви, а так же многие учебные и благотворительные учреждения Владикавказа.

В начале 1889 года, Владыка подал прошение в Святейший Синод. Ссылаясь на состояние здоровья, преклонный возраст (67 лет) просил его уволить на покой. 22 июля 1889 года последовал соответствующий синодальный указ об увольнении "Апостола Осетии" от епархиального управления в Московский Новоспасский монастырь с настоятельством в последнем.

Епископ Иосиф (Чепиговский) в последнии годы своей жизни18августа 1889 года преосвященный Иосиф, первый епископ Владикавказский отслужил последнюю Божественную Литургию в своем кафедральном городе, а затем отбыл в Тифлис для передачи епархиальных дел в Грузино-Имеретинской синодальной конторе. При сдаче дел во Владикавказской епархии числилось 136 церквей, из которых каменных было 43, деревянных - 93, строящихся - 3 .

Меньшегода прожил епископ Иосиф в Новоспасском монастыре. В два часа дня 25 июня 1890 года Владыка скончался. Через два дня 27 июня после Божественной Литургии, высокопреосвященным Иоанникием (Рудневым), митрополитом Московским в сослужении епископов Нестора (Метаниева) и Можайского Александра (Светлакова), четырех архимандритов и двух иеромонахов было совершено отпевание почившего архипастыря. Погребли епископа Иосифа под алтарем Преображенского собора Новоспасского монастыря.

Епископ Иосиф был лучшим архипастырем на Владикавказской кафедре. Следующие за ним архиереи продолжали строительство, начало которому положил "Апостол Осетии" - первый епископ Владикавказский. "История распространения христианства в Осетии показывает, - признавал архиепископ Питирим (Окнов), - что лучшей страницей ее было время управления осетинскими приходами Преосвященного Иосифа в звании викария Грузинского Экзархата" .


[i] Штат Владикавказского епархиального управления

А. Содержание архиерейского дома

На жалование архиерея - 3000 рублей

На жалование эконому архиерейского дома -200 рублей

На наем 4-х человек прислуги, с довольствием их пищею - 720 рублей

На ремонт дома и мебели, отопление, освещение, водоснабжение, содержание экипажа и лошадей и прочих хозяйственных расходов - 1200 рублей

Итого: 5120 рублей.

Б. Содержание епархиального канцелярии.

Секретарь канцелярии - 970 рублей

Помощник секретаря (он же казначей) - 720 рублей

На плату писцам - 360 рублей

На отопление, освещение, канцелярские и хозяйственные расходы и наем сторожа - 450 рублей

Итого: 2500 рублей.

В. Содержание кафедрального собора.

Протоиерею - 600 рублей

Ключарю - 500 рублей

Священникам 2х400 рублей - 800 рублей

Протодиакону - 400 рублей

Диакону - 350 рублей

Иподиаконам - 2х300 рублей - 600 рублей

Псаломщикам 3х150 рублей - 450 рублей

На наем церковной прислуги - 240 рублей

На содержание певчих - 700 рублей

Итого: 4640 рублей

Всего: 12260рублей (РГИА, ф.799, оп.13, д.702. Л.59).

[ii] 7 сентября 1886 года епископом Иосифом была совершена закладка храма, а 15 ноября 1887 года Экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым) и Владикавказским преосвященным храм был освящен.



Hosted by uCoz