Глава II
Управление осетинскими приходами

во Владикавказском военном округе

 

Важным шагом в улучшении миссии среди горских народов стало учреждение 19 сентября 1857 года Святейшим Синодом должности "управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе". На эту должность с возведением в сан архимандрита был назначен наставник Тифлисской Духовной Семинарии иеромонах Иосиф (Чепиговский) . Местопребывание управляющего осетинскими приходами определено в селении Алагир. Вознесенский собор г. Алагир РСО-А

Получив назначение, архимандрит Иосиф в декабре 1857 года прибыл к месту назначения. С этого момента началось административное оформление Владикавказской епархии.

Время учреждения Управления было нелегким для христианской миссии. С политической точки зрения, Кавказ представлял собой линию фронта. Войска имама Шамиля, хотя уже и получили сокрушительный отпор со стороны российских войск, однако еще не отказались от вооруженной борьбы. Эмиссары Шамиля бродили по горным дорогам, переходя от селения к селению, призывали к неповиновению российским властям. Кроме того, ими насаждалась мысль, что только через принятие ислама можно освободиться от России и избежать рабства, которое навязывается горцам через христианство . Многие соблазнялись и переходили в ислам. Христианская миссия ставилась в еще более невыгодное положение тем, что Россия, будучи заинтересована в скорейшем прекращении войны на Кавказе, привлекала на свою сторону осетинских владетельных князей, исповедовавших ислам. Такие князья противились проповеди христианства и всячески мешали ей, порой доходя в своей ненависти к христианам до угроз расправы, клеветы, подлогов и т.д.

С экономической точки зрения, у горцев наблюдался упадок в ведении хозяйства. Живя преимущественно в горах, осетины не имели большого навыка в обработке земель, да и частые набеги соседей (кабардинцев, чеченцев и др.), расхищавших имущество и уводивших в плен целые селения, не способствовали оседлой жизни и развитию ремесел. Быт осетин был весьма убог.

Образование стало распространяться лишь с приходом русских миссионеров и появлением осетинских школ сначала при Моздокской Духовной Комиссии (1771 - 1799 гг.), а потом и при русских поселениях по всей территории Северной Осетии. Таким, в общих чертах, было положение в Осетии.

В связи с этим приоритетным направлением своей деятельности архимандрит Иосиф (Чепиговский) определил знакомство с культурой и традициями осетин. С этой целью он стал изучать осетинский язык. К 1860 году отец Иосиф владел осетинским языком в объеме достаточном для самостоятельного общения без переводчика. В этот период им составляется осетинская грамматика и начинается переводческая деятельность .

Архимандрит Иосиф много ездил по осетинским приходам, порой проводя несколько дней в каждом из них. Как правило, во время посещения аулов он служил, совершал требы и проповедовал. Насколько необходимы были эти поездки, видно из того, что отец Иосиф "нашел православие в довольно удовлетворительном состоянии только в двух осетинских аулах: Владикавказском и Ардонском" . Особенность проповеди в этот период заключалась в том, что отцу Иосифу не было необходимым углубляться в серьезное и всестороннее рассмотрение истин веры, а достаточно было просто сообщать первоначальные знания Закона Божия. Осетины с детской простотой воспринимали благовестие, что требовало дальнейшей работы по утверждению их в Православии. Поэтому управляющему осетинскими приходами приходилось одновременно решать вопросы строительства церквей. Это притом, что в отчетах о храмостроительстве Осетинской Духовной Комиссией к моменту прекращения ее существования (в 1860 году) в Осетии числилось 87 храмов .

Прежние осетинские храмы представляли собой хижины высотой до 2,5-3 метров. Стены таких церквей были сложены из камня без применения вяжущих растворов, сверху покрыты земляной крышей. Вмещали они всего 20-30 человек. Многие из таких построек быстро разрушались. На такое положение осетинских церквей обратила внимание императрица Мария Александровна, которая вместе с Обществом восстановления православного христианства на Кавказе организовала сбор и доставку церковной утвари, облачений, колоколов, а самое главное, средств на постройку новых церквей . Все это сыграло большую роль в развитии храмового строительства в Осетии.

Если со строительством церквей вопрос решился благополучно, то положение с кадрами священнослужителей оставался неразрешенным. В этот период священников из осетин было мало, грузинское духовенство - малообразованно, русские же священнослужители не хотели ехать в горы ввиду плохих дорог и маленьких окладов. Например, в 1861 году из Ставрополя для приходского служения в Дигории были приглашены 4 священника и 4 псаломщика . Но приехавшие вскоре вернулись обратно, на свое прежнее место. То же самое было и с приехавшими из Екатеринодара и Моздока. Причину этого указывал сам управляющий осетинскими приходами: "Содержание священников (400 рублей), конечно, довольно велико, чтобы не умереть с голоду, но далеко недостаточно для того, чтобы жить прилично. В осетинских аулах собственно нет нищих, кроме причетников, состоящих на службе Обществу" . Свои осетинские священники появились позже. В 1863 году окончили Семинарию и рукоположились Цаликов и Гудиев, в 1865 - Косьма Токаев и Иаков Тутаев, в 1867 - Гатуев, Хетагуров, Цоголов и Цаголов, в 1869 - Мамитов, Габораев, Сикоев и Джиоев .

Церковная жизнь среди местного населения была настолько неустроенна, что можно было усомниться в искренности веры даже тех осетин, которые не уклонились в ислам. Так священнику селения Верхний Кадгарон долго пришлось объяснять соблазненным ренегатами прихожанам, что в Причастии преподается не кровь монаха, как они думали, а Кровь Христова. Священнику Георгию Сикоеву во время погребения пришлось услышать следующее: "Батюшка! Оставьте нам рассказывать о тех путешественниках, которые когда-то посуху шли, а по морю плавали, другие же гнались за ними! Лучше похороните покойника, а эти сказки будете нам рассказывать или петь после, на досуге" . Но и с этими проблемами, как казалось, можно было справиться, если б не мешали извне.

В деле христианской миссии отец Иосиф столкнулся с противостоянием осетин-мусульман и язычников, порой они отвлекали на себя все его силы. В частности, владетельный князь Осетии генерал-майор Муса Кундухов, используя государственные субсидии, отпускаемые для улучшения быта осетин, направлял их преимущественно на решение материальных проблем мусульманской части, умышленно допуская дискриминацию по отношению к христианам. Земельный вопрос решался таким же образом, как и вопрос с деньгами. Лучшие земли отдавались мусульманам, худшие - христианам.

Архимандрит Иосиф неоднократно имел столкновения с генералом Кундуховым. Кундухов свою неприязнь к отцу Иосифу выражал в пренебрежительном к нему отношении, которое усвоило себе все окружение генерала.

Следующим действием Кундухова, направленным на ослабление влияния христианства в Осетии, стало выселение осетин из христианского аула Владикавказского, вплотную прилегающего к военной крепости Владикавказ. Единственной убедительной причиной к выселению могла послужить только безопасность крепости. Кундухов смог убедить кавказского Наместника в ненадежности его соплеменников во время военных действий. Несмотря на защитительные аргументы отца Иосифа, частичное переселение состоялось. Выселенные христиане-осетины образовали новое поселение под названием Ольгинского.

25 августа 1859 года русские войска взяли аул Гуниб и, пленив Шамиля, практически разрешили узел противоречий на Кавказе. Муса Кундухов, потеряв последнюю надежду на торжество "полумесяца" в Северной Осетии, решил покинуть Россию. Предложив Российскому правительству план переселения некоторой части горских народов в Турцию, он вскоре получил согласие. С 1861 по 1865 годы мусульмане тысячами (около 500 тысяч человек) переселялись в Турцию . Исход мусульман за пределы России на некоторое время ослабил влияние ислама в Осетии.

Таким образом, архимандрит Иосиф скоро был избавлен от неприятного общения с Кундуховым.

Для избежания впредь сложностей во взаимоотношениях с гражданской администрацией Осетии отец Иосиф предлагал начальству Следующие меры: "Чтобы начальник Осетинского округа и его помощники были, во-первых, по возможности из лиц православного исповедания, во-вторых, непременно членами "Общества" и носили крест его у себя на груди при всех случаях сношения с народом, чтобы не забываться" .

С потерей покровителя в лице Кундухова мюридизм изменил свою тактику. Мюридисты рассеялись по всем аулам, соблазняя всякими нелепостями неокрепших в вере осетин. Например, зная особое благоговейное отношение кавказцев к общему застолью, разделяли семьи, заставляя мусульман сородичей не есть вместе с христианами.

Кроме того, 14 ноября 1861 года двумя подкупленными ингушами в лесу было совершено покушение на жизнь архимандрита Иосифа. Подоспевшая охрана схватила одного ингуша, привела к отцу Иосифу, который дал наемнику наставление и с миром отпустил его.

Другая опасность для проповеди Евангелия в Осетии таилась в языческих пережитках горцев. Осетины сохранили память о прежних веках христианства, но, не имея возможности из-за отсутствия пастырей сохранить Православие, постепенно смешали христианские представления с языческими. Из-за утраты понимания истинного смысла и назначения икон и других священных предметов, которые ими сохранялись и окружались особым благоговейным почитанием, вместе с полуразрушенными храмами, у осетин появился новый обряд. В нем особое место занимали "деканозы" - жрецы. Деканозы - грузинское слово, соответствующее русскому "протоиерей". Почитание их в народе было большим, их мнение непререкаемо, а власть неограничена.

Архимандрит Иосиф писал о сущности этого явления в религиозной жизни осетин: "Деканозы - это страшная, весьма древняя некая власть. Осетинские деканозы - простые и безграмотные мужики, но в руках их издавна до настоящего времени находились разные древние церковные вещи, иконы и кресты, которые хранили они в горных пещерах, им только известных и в нарочитые дни народных празднеств выносили на чтимые издавна места, сами без священников совершали перед ними своеобразные молебствия, произносили своего сочинения молитвы, заколали жертвы, благословляли суеверный народ и трапезу, собирали пожертвования деньгами и вещами и, по окончании пиршеств, все уносили опять в известные им тайники, Почти несомненно, что деканозы суть потомки священников, избитых татарами и персами" .

В дни особых торжеств осетины, предводительствуемые деканозами, приходили в храмы, приносили приношения, которые складывались в церкви, а сами устраивали пиршества вне храма, совершали жертвоприношения животных . Священнику отводилась роль молчаливого свидетеля всего происходящего.

Приниженное значение священников перед деканозами также мешало христианской проповеди среди горцев. Архимандрит Иосиф дважды (11 ноября 1858 г. и 11 февраля 1859 г.) расследовал дело о деканозах, и только после второго рапорта власти предупредили последних о мерах, которые могут последовать, если те не прекратят обманывать простодушный народ .

После окончания Кавказской войны Владикавказ потерял значение крепости, но, благодаря особому местоположению этого селения среди горских племен, стал играть значение экономического, культурного и административного центра этого региона. 8 февраля 1860 года последовало упразднение Кавказской оборонительной линии. Возникли две области Кубанская в бассейне реки Кубань и Терская в бассейне Терека. В 1863 году Владикавказ становится административным центром Терской области .

В 1861 году был сделан важнейший шаг в наведении надлежащего порядка в области церковной администрации. Управляющий осетинскими приходами из Алагира переезжает во Владикавказ. В 1863 году Владикавказский Спасо-Преображенский храм получает статус соборного с жалованием из государственного казначейства для протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. Перед духовенством этого храма ставилась важнейшая задача: сделать богослужение образцово-показательным, чтобы священники из отдаленных осетинских приходов с соборного богослужения могли брать пример. Последними мероприятиями за Владикавказом закрепляется значение центра миссионерской деятельности в Осетии.

Архимандрит Иосиф понимал, что христианская проповедь Евангелия не будет иметь большого успеха, если не наладить систему школьного образования. Школы позволяли бы детям горцев на некоторое время покидать свои семьи с их языческими пережитками и соприкасаться с евангельским учением и школьными предметами.

В 1857 году в Осетии была всего одна церковно-приходская школа в Алагире. Другая - частная во Владикавказе для осетинских девочек была организована уже в 1862 году священником Алексием (Аксо) Колиевым и первоначально располагалась в его доме, состоящем из двух комнат . В одной из комнат этой школы помещалась семья священника, в другой - собственно сама школа. Число учащихся этой школы постоянно увеличивалось. В 1863 году она была преобразована во Владикавказскую осетинскую трехклассную женскую школу и принята под покровительство великой княгини Ольги Федоровны, попечительницы Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе. "Школа эта, находясь в г. Владикавказе, умственном и административном центре осетин, оказала самое благотворное влияние на положение женщин в Осетии. Из стен этого заведения - одного из лучших светочей христианского просвещения среди горских племен Кавказа - вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц - матерей семейств и народных учительниц, в которых все сильней и сильней ощущается потребность для духовно-нравственного воспитания как мужского, так и женского сельского населения" . В 1866 году, получив собственное здание, она была преобразована в школу с пансионом и названа "Ольгинской" .

Инициаторами открытия школ в селениях Вольно-Христианском и Ардоне стали также местные священники. Они содержали эти школы на свои скудные оклады. Сам же отец Иосиф за это время наметил план открытия нескольких школ, составляя необходимую для этого документацию и подбирая кандидатов в учителя. В 1860 году открытое Общество распространения православного христианства на Кавказе также приступило к просветительской работе. В Осетии планы Общества и отца Иосифа вполне согласовывались. Плоды этой совместной деятельности были налицо: в 1863 году было уже 13 школ с 250 учащимися, в 1865 - 20 школ с 294 учениками; в 1867 году их число соответственно достигло 30 и 542 .

В 1866 году, в виду возросшего числа школ, все они из ведения управляющего осетинскими приходами были переданы специальной инспекции.

В 1864 году в области школьного образования произошло печальное событие: было закрыто Владикавказское Духовное Училище, где наравне с детьми священнослужителей обучались и осетинские дети. "С этого времени и прекратился прилив священников из образованных осетин", - с болью писал отец Иосиф .

Архимандрит Иосиф добился значительных успехов в изучении осетинского языка. В итоге им была составлена для приходских школ осетинская азбука, начато составление русско-осетинского словаря. Уже упомянутый выше отец Алексий Колиев в стихотворной форме перевел на осетинский язык акафисты Пресвятой Богородице "Радуйся, Невесто Неневестная" и Иисусу Сладчайшему. Эти акафисты через учащихся школ вскоре пришли в семьи осетин, которые часто пели их за работой и в часы отдыха .

Особое внимание Управляющий осетинскими приходами уделял проповеднической деятельности священнослужителей за богослужением. На приходах Осетии скоро привилась эта практика, а там, где были священники из осетин, проповедь звучала на родном для горцев языке.

Об успехах деятельности архимандрита Иосифа в качестве управляющего осетинскими приходами красноречиво говорят слова из отчета за 1869 год: "Религиозно-нравственное состояние осетин постепенно и очень заметно улучшается. В большие праздники и воскресные дни церкви бывают наполнены молящимися. Священники говорят часто поучения. Дети школьники читают родителям катехизис, поют Литургию. В школу заходят и магометане. Посты соблюдают, говеют, причащаются. Суеверные обычаи осетин почти выведены" .

Архимандрит Иосиф в 1868 году написал прошение об увольнении от должности управляющего осетинскими приходами. 10 мая 1869 года Святейший Синод удовлетворил просьбу Отца Иосифа. Поводом к написанию прошения стало то обстоятельство, что он не мог уделять большое внимание воспитанию сына и дочери, которые остались на его попечение после смерти жены. Да и отношение в обществе, сложившееся вокруг его личности со времени генерала Кундухова, в данный момент не способствовало делу миссии.

С увольнением архимандрита Иосифа должность управляющего осетинскими приходами была упразднена. С 1869 по 1875 года дело миссии и административного надзора осуществляли благочинные осетинских церквей. Заметными событиями этого периода стали съезды осетинского духовенства 22 февраля и 16 мая 1973 года. На съездах рассматривались такие вопросы, как борьба с ренегатством, многоженством, разорительными поминками, колдунами и народными суевериями. Было обращено так же внимание на частые отлучки священников с приходов, редкое совершение богослужений и многое другое .

Последняя реорганизация делала возможным только наблюдение за уже существующими церквями.

Hosted by uCoz