В.В. Золотухин

Средневековое вайнахское христианство

Вайнахи (чеченцы, ингуши и бацбийцы) - автохтонное население Центрального и Северо - Восточного Кавказа. В религиозном отношении сегодня они, как известно, исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба (тарикаты накшбандийя и кадирийя). Однако история религиозных воззрений вайнахов достаточно сложна.

Первоначально вайнахи, несомненно, были язычниками и имели автохтонный пантеон. Однако сложность вопроса заключается в том, что при имеющихся свидетельствах об истории вайнахов мы не можем представить себе вайнахское язычество без христианских элементов, "вросших" в сам концепт языческих верований вайнахов, в их структуру.

Это объясняется тем, что вайнахи испытали на себе немалое влияние христианства, более того, они, как и многие другие кавказские народы, несколько веков считались христианами. Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в., преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.

В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство, видимо, его догматы не вошли в острое противоречие с древними языческими представлениями. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т.д.

Наиболее интересный памятник средневекового вайнахского христианства - храм Тхаба - Ерды. Он был возведен приблизительно в XII в., видимо, грузинскими мастерами при сотрудничестве с местными вайнахами. Надпись на нем гласит, что выстроил его Давид при епископе Георгии. Тхаба - Ерды богато украшен различными рисунками, петроглифами, барельефами, носящими местный характер. Само название церкви "Тхаба - Ерды" переводят то как "Святой двух тысяч", то как "Святой Фома", точно выяснить генезис названия достаточно сложно. Видимо, более всего по смыслу подходит последнее - "храм святого Фомы".

Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г., говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы "Хунзов" (хунзахских аварцев) и "Нохчиев" (чеченцев). Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.

Однако вайнахское христианство было достаточно неглубоким по своему наполнению. Проповедникам так и не удалось всерьез обратить вайнахов в христианство. Исполняя христианские обряды и молясь христианскому богу, они, тем не менее, сохраняли языческие представления о мире и автохтонное мировоззрение.

Дальнейшие исторические обстоятельства сложились так, что христианство у вайнахов не прижилось, не закрепилось, на его место снова вернулось древнее язычество, но уже впитавшее в себя многие элементы христианского вероучения и космологии. Проповедь была возобновлена Грузией лишь с военным походом царя Теймураза в горы Чечни и Ингушетии в 1638 г., однако тогда ему удалось обратить в христианство лишь немногих вайнахов, которые вскоре снова возвратились к язычеству. Однако в петроглифах башен XVI-XVII вв. заметна и христианская символика - изображаются распятия, кресты.

По свидетельству И. Цискарова ("Записки о Тушетии", 1848 г.), один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали "персияне" и обратили вайнахских горцев в ислам. Из этого становится очевидно, что мелхистинцы или жители Шаро - Аргунского ущелья в начале-середине XVIII в. все еще исповедовали христианство и справляли соответствующие обряды. (Генко, 1930). Однако, уже в конце XVIII в. горцы были либо язычниками, либо мусульманами - посланный в ингушские горы в 1798 г. для "евангельской проповеди" о. Стефан Гаврилов в 1799 г. был там убит.

Христианство оставило много следов в культуре нахских народов. Скорее всего благодаря ему в вайнахском язычестве оформился концепт главного, единого Бога - вседержителя и творца (чеченский "Дала", ингушский "Даьла"). Некоторые языческие культы приобрели христианские черты, указывающие на возможность проникновения этой религии и со стороны Древней Руси. Так, языческие жрецы при обращении к Богу говорили "очче Даьла, очио", а святилище женского божества на горе ЦIaйлоам ("Святая гора") называлось "Маьтар Даьла". Считается, что это могут быть видоизмененные русские слова "отче" и "матерь", широко используемые в русской религиозной практике.

Некоторые названия дней недели в чеченском и ингушском языках - христианского происхождения. К примеру, "пятница" - чеченская "пIepacка", ингушская "пIaьраска" - происходят от "параскева". Чеченское слово "жаар" и ингушское "жIapг" - "крест" идут от грузинского "джвари".

Действительно, христианство со временем забылось в Чечне и Ингушетии, но вайнахи - язычники продолжали использовать христианские храмы как языческие святилища, относясь к ним с сакральным страхом и благоговением. В них и около них производились моления в честь местных богов, святых и покровителей. По мнению многих авторов, само вайнахское слово "элгыц" - "языческое святилище" имеет корни в греческом "экклесия". Это указывает на то, что в народном и историческом сознании нахов христианская и языческая, автохтонная атрибутика сплавились воедино.

Еще в ХIX в. в ингушском храме Тхаба - Ерды сохранялось древнегрузинское Евангелие, к которому горцы относились с трепетом, боялись прикоснуться к нему. Богослужебная книга хранилась и в святилище Маго - Ерды в Ингушетии. Аналогичные случаи отмечались не только у вайнахов, но и у кабардинцев, абазин и других северокавказских народов. Об этом упоминал еще С. Броневский в 1823 г.

Известно, что вплоть до ХХ в. плоскостные чеченцы именовали обитателей горной полосы Чечни и Ингушетии - "ламан кераста", что переводится как "горные христиане". Это относилось и к аккинцам, и к мелхистинцам, и к другим тукхумам горных вайнахов.

История вайнахского христианства достаточно типична для Кавказа. Имеются многие моменты структурного и фактического сходства религиозной истории нахов с историей адыгов и карачаево - балкарцев. У всех этих народов христианство не стало господствующей религией, но христианские представления, активно привнесенные в их культуру в Средневековье, слились с языческими, "вросли" в них и создали религиозный синкретизм. Христианство на Северном Кавказе практически не смогло вытеснить автохтонные религиозно-культовые представления, оно стало органичной частью местного язычества, несомненно, значительно обогатив его при этом.

Литература:

Броневский С. "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе". Нальчик, 1999.

"Ингуши" / Под ред. Танкиева А. Саратов, 1996.

Карпов Ю. "Женское пространство в культуре народов Кавказа". СПб., 2001.

Марковин В. "В стране вайнахов". М., 1969.

Танкиев А. "Духовные башни ингушского народа". Саратов, 1997.

Материалы интернет - ресурса p://www.chechnyafree.ru

Материалы интернет - ресурса http://www.dgu.ru/http://www.dgu.ru

Взято с: http://www.ippk.rsu.ru/csrip/elibrary/elibrary/uro/v20/a20_17.htm



Hosted by uCoz