Просветитель протоиерей - Козьма Токаев

 

В третьей книге «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» я прочитал строки: «Заслуживают доброго слова образованные представители осетинского духовенства» (Б. Гатиев, А. Гатуев, К. Токаев и другие), которые стремились не только к насаждению грамотности и просвещения среди родного народа, но и создавали ученые труды по истории и этнографии осетинского народа. По справедливому утверждению В.Ф. Миллера, перечисленные выше деятели осетинской культуры, как и многие другие, «достойны того, чтобы родная Осетия поставила им рукотворный памятник, на котором значились бы все их имена, как имена осетин, создавших и распространявших осетинскую письменность, национальную школу и науку»...

С трудами Б. Гатиева и А. Гатуева в Осетии многие знакомы. А вот о творчестве и жизнедеятельности К. Токаева мне ничего не было известно. Заинтересовавшись этим именем, я попытался собрать о нем архивные и литературные материалы.

По косвенным данным, отец священника являлся уроженцем горного селения Даргавс. Спустившись на плоскость, он обосновался в с. Гизель. Отсюда его сын Козьма был направлен на учебу в Тифлисскую духовную семинарию. Каким образом Козьме удалось поступить в семинарию? В то время такую возможность имели только дети представителей высшего сословия или богатых людей. Видимо, в этом деле определенную роль сыграла протекция Тако Токаева, отличившегося под Российским флагом в Кавказской войне и в 1846 году награжденного серебряной медалью с надписью «За храбрость». В таком случае, Тако являлся отцом или близким родственником Козьмы (осетинские имена Козьмы и его отца Гаврила неизвестны). В 1865 году Козьма успешно окончил семинарию. Совет Общества восстановления христианства на Кавказе заметил прекрасно владевшего осетинским и русским языками и подающего большие надежды выпускника и хотел направить его на дальнейшую учебу в духовную академию. Но Козьма Гаврилович решил немедленно приступить к проповеднической и культурно-просветительской работе среди своего народа. И он стал учителем церковно-приходской школы в с. Гизель. Вскоре он принимает сан и назначается священником Гизельского прихода. Здесь успешно проповедует христианство, способствует религиозно-нравственному воспитанию прихожан. За короткое время ему удалось завоевать симпатии и уважение паствы. Вот как отзывался о нем известный публицист И.Д. Кануков в своем очерке «В осетинском ауле»: «В Гизели есть церковь. В субботу звонили к вечерне, и я зашел в церковь... Служил священник, кончивший курс Тифлисской духовной семинарии, некто Токаев, весьма уважаемый в ауле. Его с особенным увлечением слушает аульное население, когда он рассказывает на родном языке что-нибудь из земной жизни Христа. Он сам осетин»...

В 1857 в Ардоне была построена простенькая продолговатая каменная церковь. К середине второй половины XIX века она обветшала. Требовалось привести ее в надлежащий вид, и в 1876 году энергичный проповедник Слова Божия Козьма Гаврилович назначается священником Ардонской церкви и благочинным церквей XI благочинного округа. Отец Козьма начал искать средства для обновления храма. Через члена и агента совета Общества восстановления христианства на Кавказе генерал-майора А.В. Воейкова он обогатил храм утварью, среди которой было много ценных вещей, пожертвованных жителями Москвы. По настоянию К.Г. Токаева для церкви из Москвы был прислан богатый колокол весом в 52 пуда с надписями на осетинском языке, а совет Общества выделил на ремонт храма 400 рублей. По его призыву прихожане пожертвовали более трех тысяч рублей. С этими деньгами священник Токаев приступил к капитальному обновлению церкви, призвав на помощь прихожан. На строительные работы сельчане и другие верующие округа выставили свыше полутора тысяч подвод. Вместе с прихожанами работал и сам благочинный: ездил за кирпичом и известью, нагружал их на подводы, готовил цементный раствор и т.д. За короткое время были построены великолепная колокольня, каменная ограда, а церковь была в корне реконструирована.

Отец Козьма развернул большую работу по благоустройству и расширению сети православных храмов в своем благочинном округе. Своими призывами расположил верующих к постройке церкви в с. Нар ( 1879 г .), часовней в селениях Зарамаг ( 1880 г .) и Кадгарон ( 1882 г .).

Из-за отсутствия штатных единиц священнослужителей, церковь с. Зруг долгие годы не функционировала. Благочинный отец Козьма направил рапорт Преосвященному Владимиру, Епископу Владикавказскому и Моздокскому, о необходимости выделения штатных единиц для данной церкви. Вскоре пришел ответ: «По приказу от апреля 8 дня 1897 года Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказал: «...При церкви с. Зруг Владикавказского округа восстановить самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика и назначить содержание сему причту в увеличенном размере: священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. в год».

В 1884 году по личной его просьбе К.Г. Токаев возвращается на прежнюю работу в с. Гизель.

В целях укрепления Ардонского духовного училища (в конце ХХ века училище было преобразовано в семинарию) квалифицированными местными педагогическими кадрами, в 1887 г . отец Козьма переводится в училище, где стал преподавать Закон Божий и осетинский язык. Тогда же становится членом правления училища. В 1897 году вновь назначается благочинным XI округа, совмещая с этой деятельностью преподавательскую работу. Его избирают членом училищного совета, а в 1898 году - председателем этого совета.

Протоиерей Козьма Токаев принадлежал к числу наиболее прогрессивной части осетинской интеллигенции XIX века. «Отрадно явление, что в Осетии усиливается деятельность священников, поставивших главною своею целью искоренить среди горцев их суеверия и предрассудки - проповедью и переводами на понятный осетинский язык священных и церковных книг, из коих многие употребляются в церквах. Ревностными, полезными деятелями в этом отношении оказываются особенно следующие: благочинный священник отец Михаил Сухиев и отец Харитон Иниев, священники отец Алексей Гатуев, отец Козьма Токаев и отец Соломон Жускаев», - писал священник Б. Гатиев в своей работе «Суеверия и предрассудки у осетин».

Перу отца Козьмы принадлежит ряд научных статей и книг. В 1891 г . был издан на осетинском языке сборник поучений Ардонского благочинного священника Козьмы Токаева, явившийся плодом 26-летней проповеднической деятельности среди северных осетин. Более подробные сведения об этой дорогой для церкви осетинской издательской деятельности имеются в отчетах и изданиях совета Общества восстановления христианства на Кавказе. Определенную историческую ценность представляет и другой его труд - «Несколько слов о религиозном состоянии осетин - христиан». К сожалению, другие его сочинения мне разыскать не удалось.

Архивные документы свидетельствуют и об активном участии священника Козьмы в деле перевода и распространения церковной литературы. Для перевода на осетинский язык священно-церковных и учебных книг в 1871 г . во Владикавказе был учрежден особый Цензурный Комитет, в состав которого вошли осетинские священники М. Сухиев, К. Токаев, А. Цаликов, Н. Дзампаев. Они оказывали практическую помощь переводчикам, наряду с этим сами перевели на осетинский язык ряд книг и учебных пособий, с их разрешения печаталась переводная священно-церковная литература. В составе этого Комитета К. Г. Токаев работал вплоть до начала XX века.

Заслуги Козьмы Гавриловича были оценены по достоинству. В 1871 г . он был награжден набедренником, в 1874 г . - скуфею, в 1881 г . - камилавкой и орденом Святой Анны III степени, в 1883 г . - Наперстным Крестом. В 1897 г . благочинному XI округа К.Г. Токаеву был присвоен сан протоиерея. Он - один из немногих осетинских священнослужителей XIX века, которые удостоены этого почетного сана.

Последние архивные сведения о протоиерее, которыми мы располагаем, относятся к 1905 году, разгару Первой русской революции. Известно, что эхо революции докатилось и до Северной Осетии. Судя по содержанию очерка отца Козьмы «Несколько слов о религиозном состоянии осетин - христиан», автор очерка являлся ярым апологетом монархии. Немудрено, что местные революционеры к нему относились враждебно. В том же 1905 году начальник Владикавказского округа в очередном рапорте о революционных событиях в округе доносил заведующему полицией на Кавказе: «В с. Ардон в ночь на 18 февраля произведена несколькими лицами стрельба в квартиру ректора Ардонской семинарии. 1 июня произведена стрельба в дом священника Токаева».

А вот другой документ. В сборнике «Содержание неофициальной части «Терских ведомостей» № 52 за 1880 год была опубликована корреспонденция неизвестного автора под псевдонимом Ирон. В ней перечисляются заслуги священника К.Г. Токаева перед осетинским народом. На копии этой публикации, сфондированной в архиве СОНИИ, имеется резолюция: «Священник К. Токаев. Сведения о нем. Реакционер, 1905 год. Установить, кто такой Ирон».

Кем и когда наложена эта резолюция - остается загадкой. Ясно одно: если она проставлена рукой представителя НКВД или МГБ в советский период, то протоиерей мог быть репрессирован. Однако для такого утверждения у нас нет достаточных аргументов, тем более что его имя среди репрессированных не найдено. В таком случае, возникает вторая загадка: почему его научные труды стали музейной редкостью?

Поиски дальнейшей судьбы протоиерея не увенчались успехом. В списках благочинных церквей округов Осетии 1912 и 1915 годов его имя не значится. Если он дожил до этих годов, то остается полагать, что вскоре после 1905 года отец Козьма ушел на пенсию или же выехал за пределы Осетии.

Козьма Гаврилович воспитал четырех сыновей и двух дочерей. Трое сыновей пошли по стопам отца, стали священниками. Старший сын Георгий окончил Ставропольскую духовную семинарию и работал учителем Закона Божиего в Ардонской церковно-приходской школе. Третий сын Александр, 1880 года рождения, выпускник той же семинарии, с 1903 года - работал надзирателем, а с 1905 г . - учителем церковного пения Ардонской Александровской духовной семинарии с оставлением при прежней должности. Помимо основной своей работы периодически исполнял обязанности эконома и помощника инспектора, члена ревизионного комитета. Отличался высокими нравственными и служебными качествами. В 1910 году скончался от туберкулеза легких.

Младший сын протоиерея Сергей родился в 1882 году. Окончив Ардонскую Александровскую миссионерскую духовную семинарию, работал псаломщиком церквей станиц Горячеисточенской и Георгиевской, затем переехал в город Грозный и до 1931 года служил там священником. Позднее выехал в Баталпашинск, где и скончался неизвестно когда.

Из четырех сыновей отца Козьмы служителем церкви не стал только второй его сын, Василий. Родился он в 1871 году. Окончил Владикавказское реальное, затем Ставропольское казачье-юнкерское училище. С 1889 года служил хорунжим, затем сотником первого Волгского полка Терских Казачьих войск. Дальнейшая его судьба неизвестна. В архивных документах 1916 года в Терских Казачьих войсках значится подполковник Токаев. Вполне возможно, что это был Василий Козьмич.

Самыми младшими из детей протоиерея были дочери Мария и Елена. Во втором десятилетии ХХ века Мария работала классным воспитателем Владикавказского Епархиального женского училища. Елена в двадцатых годах являлась сотрудницей ЦИК Осетинской автономной области, а в 40-х годах работала в МГБ СОАССР.

К сожалению, из потомков Козьмы Гавриловича до наших дней никто не дожил.

Сергей Александрович Токаев, архивариус



Hosted by uCoz