Православие на Кавказе

 

В 1795 году Грузия подверглась опустошительному походу Персидского шаха Ага Мохаммеда. Грозный властелин сжег дотла Тифлис, перебил значительную часть его населения, а другую увел в плен. Так что Россия, принявшая в 1801 году под свой протекторат Грузию, спасала грузинский народ от полного физического истребления. Правда, сегодня в Грузии об этом стараются не вспоминать.

Шахская Персия, турецкий Султанат и крымские ханы никогда не скрывали своих агрессивных намерений в отношении Кавказа, что влекло за собой массовое истребление народов, уничтожение их культуры и насильственное насаждение ислама. Именно поэтому в разное время за помощью к России и с просьбой принять их в свое подданство обращались грузинские цари, влиятельные представители Кабарды, Черкесии, Дагестана и Осетии, страдавшей еще и от малоземелья.

Оказывая покровительство этим народам, Российское правительство преследовало свои как политические, так и экономические цели. И Русская Православная церковь не оставалась в стороне, способствуя своими средствами политическому утверждению России на Кавказе. Кроме того, иерархи Русской Православной церкви были обеспокоены засилием в горном крае мусульманства. Прекрасно сознавая, что “ с убеждением может бороться только убеждение”, духовенство старалось “остановить широко разлившийся поток мюридизма”. На помощь церкви, как это ни странно, пришли военные. Так, Наместник Кавказа, фельдмаршал А.И Барятинский в 1857 году отправил в С-Петербург докладную записку на имя Кавказского Комитета, в которой он, в частности, писал: “ Создать Общество восстановления

Православного Христианства на Кавказе есть долг православного Государства. Дело идет о вопросах, к которым Россия не может оставаться равнодушною о религиозном просвещении ее братьев меньших, ежедневно отрываемых мусульманскою пропагандою от лона святой церкви Христовой, о величии России, которая должна разрушить на Кавказе препятствие, противопоставленное ей воплощением мусульманской ненависти в мюридизме. Союз честных лиц должен способствовать в этом деле, чтобы поддержать и распространить христианство между Кавказскими народами”

К упомянутой записке князь Барятинский прилагал проект организации Общества, состоявший из девяти пунктов, которые предусматривали сооружение и содержание церквей, учреждение церковно- приходских школ и особых классов при семинариях для подготовки священников-миссионеров. Перед которыми ставилось обязательное условие- изучение местных языков для общения с кавказцами. В проекте - не забыли и про издание книг на языках народов Кавказа.

Кавказский Комитет принял к сведению предложение Наместника и, рассмотрев его на своем заседании 2 декабря 1857 года, “ представил затем свое мнение на благоусмотрение его Императорского Величества”. Александр П собственноручно наложил резолюцию : “ Предмет этот нахожу весьма важным”. После этого Кавказский Комитет привлек к дальнейшей разработке вопроса восстановления Православного Христианства на Кавказе высокую комиссию в составе их Высокопреосвященств Митрополита Московского, Митрополита Новгородского и С-Петербургского, Экзархов Грузии, а также тайного Советника графа Блудова и г. Обер-Прокурора Святейшего Синода.

Для завершения работы комиссии понадобилось два с половиной года, после чего, наконец, был выработан Устав Общества, который удостоился высочайшего утверждения 9 июня 1860 г. В связи с учреждение “Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе” Император особо “ почтил князя А.И Барятинского... Высочайшею грамотою”. Вновь учрежденное Общество расположилось в Тифлисе. По решению Временного Комитета, который возглавлял сам Наместник Кавказа, “Осетинская духовная Комиссия” (основанная еще в 1814 г.), и имевшая целью противодействие дальнейшему развитию мусульманства среди осетин, а также восстановление православного христианства и возрождение духовной власти осетинской епархии, прекращало сове существование. Определяя районы миссионерской деятельности, Комитет ограничился вначале только теми местностями, где христианство было в упадке, не касаясь при этом населения чисто мусульманского. Общество занималось главным образом осетинами, религиозные представления которых состояли из смеси язычества, христианства и мусульманства. “Эти племена составляли можно сказать, нейтральную часть горского населения отмечало Общество, - не сочувствовавшую ни нам ( русским), ни мусульманам, между тем, по своему географическому положению, некоторые из них имели и имеют для нас чрезвычайную важность: осетины и хевсуры владели тогда военно-грузинскою дорогою - одни с запада, другие с востока”. Учитывая это “Общество Восстановления Православного Христианства на Кавказе” вынуждено было увеличить средства на содержание священников горских приходов, строить новые церкви, восстанавливать старые.

Однако, несмотря, на старания Общества, его успехи в миссионерской деятельности были незначительными. Священники, не имевшие достаточного образования, едва справлялись с возложенными на них обязанностями, тем более, что работать приходилось среди неграмотных горцев. Уже в 1863 году Совет Общества пришел к мысли о необходимости просвещения горцев путем организации начальных школ, “приступая к устройству народных школ... Общество признало необходимым иметь особую школу, в которой образовались бы учителя из туземцев, знающие местные языки, дабы учителя эти могли в народных школах начать преподавание на местных языках. С этой целью в Тифлисе была учреждена в 1866 году на средства Общества Александровская учительская семинария”. И, кроме того, благочинным горских приходов предписывалось учреждать школы в своих приходах, с преподаванием в них священного писания, краткого катехизиса, чтения и письма местного письменного языка, а также чтения и письма русского языка и четырех правил арифметики. С этого времени вся история народного образования в Осетии оказалась связанной самым тесным образом с деятельность Общества, что четко прослеживается в его отчетах и трудах, ежегодно издававшихся в Тифлисе с 1860 года.

В 1885 году, согласно новому Уставу, Общество было подчиненно Святейшему синоду и с этого времени оно становилось более инициативным и предприимчивым. Среди значительных событий, к которым было причастно Общество, особо знаменательны два: "“открытие 11 октября 1887 года в селении Ардон Терской Области Александровского осетинского духовного училища, предназначенного для подготовки священнослужителей и учителей из среды осетинского населения”, и “ открытие женской 2-х классной церковно - приходской школы в Салугардонском осетинском селении с целью религиозного просвещения осетинских женщин”

Особо выделялась в отчетах Общества Владикавказская осетинская девичья школа, основанная еще в 1862 году протоиереем Осетинской церкви Аксо Колиевым.

“Общество Восстановления Православного Христианства на Кавказе” также занималось и переводческой деятельностью. Крупные денежные суммы, доставшиеся ему от бывшей Осетинской Комиссии, были использованный для перевода богослужебных книг на осетинский язык. В 1861 году во Владикавказе был учрежден Особый цензурный Комитет из священников М.Сухиева, Т.Токаева, А. Цаликова и Н. Дзампаева. Комитет издал в том же году на осетинском языке Литургию Св. Иоанна Златоуста, Последования утрени, вечерни, крещения, миропомазания. Эти церковные издания рассылались по осетинским приходам, а местному духовенству было вменено в обязанность вести службу на осетинском языке.

Более подробные сведения о книгоиздательской деятельности цензурного Комитета имеются в отчетах Совета “Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе”.

5 октября 1894 года последовал Высочайший указ Святейшего Синода о выделении из состава Грузинского Экзархата

Владикавказской Епархии, которая теперь становилась самостоятельной. “Подчинение Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе Владикавказской епархии, в состав населения коей входят свыше 300 000 православных и свыше 400 000 иноверцев и мусульман,- отмечалось в Указе, - крайне неблагоприятно влияет на правильное и успешное течение дел епархиального управления и служит препятствием к желательному развитию просветительной деятельности православного духовенства среди многочисленных в крае раскольников и сектантов. Ввиду сего Синод признает настоятельно необходимым: выделить Владикавказскую епархию из состава Грузинского экзархата, образовать из нее самостоятельную епархию в нынешних границах с присоединением к ней Дагестанской области на следующих основаниях: 1) Епархиальному Архиерею Владикавказской епархии именоваться Владикавказским и Моздокским и место пребывание иметь в городе Владикавказе. 2). Учредить во Владикавказе Духовную Консистоторию 3). Содержание Владикавказского Архиерея, архиерейского дома, Кафедрального собора и Владикавказской Духовной Консистотории определить штатами содержания епархиального управления Забайкальской епархии, и засим, по сношениям с Министром Финансов, внести на утверждение в установленном порядке 4). Предписать Преосвященному Владикавказскому Архиерею безотлагательно ... открыть действие Влдаикавказской Духовной Консистотории а Грузино - Имеретинской Синодальной Конторе предписать сделать распоряжение о передаче во Владикавказскую Духовную Консистоторию всех дел, документов и сумм...”. Кроме того, указом Синода от 30 ноября 1894 года разрешалось издание официального печатного органа вновь созданной епархии “Владикавказских Епархиальных Ведомостей”, которые стали выходить в свет с 1 января 1895 года. Таким образом Владикавказ становился Духовной столицей всего Северного Кавказа.

Такова неполная история возрождения православия на Кавказе, и Осетии, в частности. Правда, грянувшая в 1917 году Революция, ввергла общество в братоубийственную гражданскую войну, она смела на своем пути и Владикавказскую епархию.

Во Владикавказе до основания оказались разрушены десятки храмов, большинство священников было расстреляно, великолепные иконы и церковные книги сгорели в огне. Пришла новая эра - эра безбожия, правда и ее век оказался коротким- чуть больше 70 лет прожил Советский Союз. Вот и сегодня Россия строит демократическое государство на трагедии миллионов своих обнищавших граждан. Ибо, те кто “едят хлеб беззакония и пьют вино хищения”, дорвавшись до власти вряд ли способны создать общество всеобщего благоденствия. А оно им нужно?...

В материале использованы документы и из Центрального государственного архива Республики Северная Осетия Алания.

Фатима Найфонова

 



Hosted by uCoz