ХРИСТИАНСТВО В ЧЕЧНЕ XI
ВЕК
Три древнейших христианских храма -
Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский - находятся в Ассиновском ущелье. Похожие
храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни.
Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров.
В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые
христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м
веком н.э. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на
центральном Кавказе. Историк М.Б.Мужухоев («Проникновение христианства к
вайнахам») предполагает, что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого
капища, посвященного божеству «Тхаба». Это имя по этимологии можно сопоставить с
древним нахским языческим божеством «Тхьа». Процесс христианизации чеченцев и
ингушей продолжался в период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг.)
На это, в частности, указывает появление вблизи от центрального храма
Тхаба-Ерды двух новых церквей, а также многочисленные находки христианских
крестов. Чеченское название креста «жаар» созвучно грузинскому «джвари», что
подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через
Грузию.
Грузинско-чеченские связи периода
христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних
пергаментных рукописных псалтырей, в которых использовался грузинский алфавит.
Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерды, был обнаружен в конце 19 в. Другой
- был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии. Кроме
того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из
грузинского христианского календаря. Это - понедельник, пятница, суббота и
воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились
такие имена, как Адам и Хава (Ева).
В период христианизации на территории
современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища, посвященные
местным святым, схожим с известными христианскими. Таков, например, храм
Тамышь-Ерда, в честь святого, воплотившего в себе некоторые черты святого
Георгия. Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества.
Период христианизации был в исторической
перспективе весьма недолгим. В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный
удар по Грузии, и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских
горцев прекратилась. Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни
других народов Кавказа, в том числе чеченцев. Запертые в труднодоступных горных
ущельях, они были отрезаны от равнинных областей, оторваны от внешнего мира. А
построенные христианские храмы были брошены на произвол судьбы.
Жизнь в горах вернула чеченцев к
дохристианским верованиям. Вновь расцвело язычество. Впрочем, древних божеств,
связанных в сознании чеченцев с силами природы, народ, оказалось, и не забывал.
Об этом свидетельствуют постройки-святилища в честь богов-покровителей,
возведенные как раз в период активного распространения христианства - в
XII-XIII вв. Некоторые христианские храмы были перестроены в соответствии с
нуждами языческих ритуалов.