Владикавказские епископы

 

Одним из малоизученных периодов истории православной церкви на Северном Кавказе являются ее главы, касающиеся Владикавказской епархии. Епископская кафедра во Владикавказе первоначально была открыта в 1875 г. на правах викариатства Грузинского экзархата: в состав новой епархии вошли тогда все осетинские православные приходы. Затем в 1885 г. к ней были присоединены входившие в Терскую область русские приходы Кавказской епархии. Самостоятельной Владикавказская епархия стала в 1894 г., освободившись от иерархического подчинения Грузинскому экзархату. С этого времени и до ее ликвидации в 20-е годы епархию возглавляли семь архипастырей. Кто же были они?

 

Владимир (Сеньковский)

 

Первым епископом самостоятельной Владикавказской епархии стал владыка Владимир (Сеньковский), при котором епископская кафедра стала отдельной, а архиерею было присвоено наименование Владикавказского и Моздокского.

Владыка Владимир, в миру Филарет Алексеевич Сеньковский, родился около 1847 года в Таврической губернии. В 1867 году он закончил Херсонскую духовную семинарию и был возведен в сан иерея.  В 1875 году отец Владимир был назначен миссионером Алтайской миссии, а с 1882 года стал миссионером вновь учрежденной Киргизской миссии. Будучи миссионером, отец Владимир с редкой энергией проводил сложную и трудную работу по просвещению иноверцев и приобщению их к Православной Церкви.

В 1891 году он был назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, а 22 мая возведен в сан архимандрита. В этом же году владыка Владимир был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге в Александро-Невской Лавре.

3 июня 1893 года владыка Владимир стал епископом Владикавказским и Моздокским. Он сделал очень много благих, богоугодных дел для Владикавказской епархии: построил колонию для прокаженных. Осетинский приют, школы при Грузинской и греческой церквах и особенной заслугой его было открытие Ардонской духовной семинарии, благодаря которой во многих, даже в самых отдаленных осетинских аулах, ардонские воспитанники либо в сане священников, либо народных учителей, стали просвещать свой народ, отвлекая его от мусульманских и языческих верований. Так, например, за период с 1897 по 1907 гг. число школ в Северной Осетии возросло с 14 до 70, а учащихся с 700 до 4000 человек.

По его инициативе была организована ежегодная переноска Кавказской святыни Моздокской иконы Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, пробуждая в осетинах чувство благоговения перед их древней святыней. Во Владикавказе, при новом соборе в честь Михаила Архангела, было основано Михаило-Архангельское миссионерское братство, ставившее задачей распространение христианства среди осетин и борьбу со старообрядчеством и сектантством.

Красноречивый проповедник, душой болеющий за свою паству, в храмах, в частных домах, под открытым небом, повсюду, где возможно, он призывал на помощь нуждающимся и вел апостольскую борьбу против языческих воззрений. В частых миссионерских поездках по Осетии владыка Владимир убедил сотни осетин, что женщины имеют право ходить в храм, и склонил горцев к открытию женских школ. Чуткий и отзывчивый к каждой беде и нужде, он пользовался громадной любовью и уважением своей паствы.

В 1904 году владыка Владимир получает новое назначение и становится епископом Кишиневским и Хотинским. Спустя четыре года он - архиепископ Донской и Новочеркасский. 6 мая 1912 года, за выдающиеся заслуги, он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

11 июля 1914 г. владыка Владимир был уволен на покой, согласно прошению, с правом управления Заиконоспасским Московским Ставропигиальным монастырем. В 1917 году, будучи в звании настоятеля Заиконоспасского монастыря владыка Владимир скончался.

Будучи плодовитым духовным писателем, владыка Владимир оставил после себя богатое литературное наследие. Он автор десятков книг и статей на различные духовные темы. В нескольких книгах он описал свое миссионерство на Алтае и в Киргизии. Он перевел на киргизский язык «Евангелие от Матфея» и первоначальные сведения о Православной вере для ново крещенных киргизов.

 

Гедеон (Покровский)

 

Владыку Владимира, в должности епископа Владикавказского и Моздокского, сменил Преосвященный Гедеон (Покровский).

Владыка Гедеон, в миру Геннадий Покровский, родился в 1844 году в семье псаломщика Орловской епархии. В 1869 году он окончил Орловскую духовную семинарию и 13 февраля 1872 года был рукоположен во священника к Преображенской соборной церкви г. Болохова Орловской епархии. Овдовев, он в 1874 году поступил в число братии Мещовского монастыря Калужской епархии.

7 апреля 1875 года Гедеон был пострижен в монашество. В 1884 году, по окончании 4-го курса Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, он был отправлен в Японскую Духовную Миссию и назначен преподавателем Православной духовной семинарии в Токио по Священному Писанию и Нравственному Богословию. В 1885 году по болезненному состоянию Гедеона увольняют от службы при Миссии и определяют в число братии Болховского Троицкого Оптина монастыря.

С 27 марта 1887 года он преподаватель Казанской духовной семинарии по Основному, Догматическому и Нравственному богословию. В следующем году его назначают смотрителем Холмского духовного училища. Тогда же Гедеон блестяще защитил диссертацию на тему: «Археология и символика ветхозаветных жертв» и был удостоен степени магистра богословия.

1 января 1889 года Гедеона возвели в сан архимандрита и 20 сентября назначили ректором Холмской духовной семинарии. Спустя три года он был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. В 1896 года он был уволен на покой, но спустя три года назначается епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии.

С 12 августа 1904 года Гедеон - епископ Владикавказский и Моздокский.

Пробыв в Терской области четыре года владыка Гедеон оставил после себя добрую помять. В смутные годы ему пришлось возглавлять епархию. На Кавказе, как и в России звучали отголоски Первой русской революции. Выстрелы террористов и народные волнения вспыхивали то здесь, то там. В этих сложных условиях владыка Гедеон проповедовал любовь к людям, призывал прихожан быть терпимыми и следовать Божьим Заповедям.

Преосвященный Гедеон особое внимание уделял народному просвещению, особенно среди горских народов. Он был озабочен изданием некоторых богослужебных книг на осетинском языке и изыскал для этого необходимую сумму. К концу пребывания владыки Гедеона во Владикавказе в епархии было 148 епархиальных учебных заведений.

 Много сил владыка отдавал и строительству новых храмов, как и станицах, и селах, так и во Владикавказе. Например, 24 апреля 1907 года на подворье Покровского женского монастыря состоялась закладка нового храма в память Успения Пресвятой Богородицы. При деятельном участии Преосвященного Гедеона состоялось открытие у Реданта Свято-Троицкого мужского монастыря.

16 сентября 1908 года владыка Гедеон был уволен на покой, согласно прошению, по болезни, с местопребыванием на подворье Второ-Афонского Успенского монастыря в Пятигорске. В 1909 году он был перемещен в Люблинской Спасо-Преображенский монастырь Полтавской епархии. Скончался владыка Гедеон в 1922 году.

Научные труды Гедеона публиковались в различных церковных изданиях. Он автор таких книг как: «Археология и символика ветхозаветных жертв», «Мои избранные воспоминания» и др.

 

Агапит (Вишневский)

 

После владыки Гедеона новым Владикавказским и Моздокским епископом стал Преосвященный Агапит (Вишневский).

Агапит, в миру Антоний Вишневский, родился 16 июля 1867 году в Волынской губернии в семье диакона. В 1888 году он окончил Волынскую Духовную Семинарию и в 1896 году - Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

По окончании семинарии Агапит был псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Дидкович, Овручского уезда, где состоял  учителем церковно-приходской школы. В 1889 году он был рукоположен во священника.

Овдовев, в 1895 году на четвертом курсе Киевской Духовной Академии в Киево-Печерской Лавре Агапит был пострижен в монашество.

С 1896 года он становится инспектором Полтавской Духовной Семинарии, с 1898 года - ректор Екатеринославской Духовной Семинарии в сане архимандрита. Агапит состоял председателем Кирилло-Мефодиева братства и братства св. Владимира при семинарии, членом Комитета по заведованию Екатеринославской городской публичной библиотекой, председателем епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Православного Палестинского общества.

7 апреля 1902 года Агапит был хиротонисан в С.-Петербурге в Исаакиевском соборе во епископа Уманского, викария Киевской епархии. Спустя год, он - настоятель Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, а затем назначен епископом Чигиринским, первым викарием Киевской епархии.

17 сентября 1908 года состоялось назначение преосвященного Агапита епископом Владикавказским и Моздокским.

Как и предшественник, владыка Агапит неустанно занимался попечительством о нуждах приходского духовенства. В первую очередь он уделял внимание малоимущим приходам.  Прилежный правитель епархии преосвященный Агапит любил служить, но не умел складно говорить.

С 4 октября 1911 года владыка Агапит - епископ Екатеринославский и Мариупольский.

В 1917-1918 гг. преосвященный Агапит участник Поместного Собора в Москве. Тогда же, ко дню Св. Пасхи он был возведен в сан архиепископа.

Владыка Агапит был членом т. н. Деникинского собора в г. Ростове, а затем за то, что встречал в Киеве Петлюру и за выступления в поддержку самостийной Украины, был запрещен в священнослужении. Скончался владыка Агапит в 1924 году, в Екатеринославе.

 

Питирим (Окнов)

 

Питирим, в миру Павел Васильевич Окнов, родился в 1857 году в Риге. Получил светское образование в Рижской гимназии, затем окончил Киевскую духовную академию.

В 25 лет изысканный, красивый молодой человек Павел Окнов, принял решение о постриге. Образованность, умение красиво говорить, порядочность и благородство помогли отцу Питириму быстро стать видным архиереем.

В 1890 году Питирим был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, затем Санкт-Петербургской духовной семинарии. Со 2  ноября 1896 года он владыка Тульской епархии. Преосвященный Питирим  прожил в Туле почти 8 лет. При нем и его непосредственном участии в Туле построено много церквей, особенно в Чулкове и Заречье. Особую заботу владыка Питирим проявлял о монастырях. 17 июня 1904 года владыка Питирим стал архиепископом Курским.

4 октября 1911 года состоялось назначение Преосвященного Питирима епископом Владикавказским и Моздокским. Несмотря на недолгое пребывание во Владикавказе владыка Питирим оставил о себе самые теплые воспоминания. Он деятельно занимался введением в обиход церковных служб на языках живущих в епархии народов. Владыка Питирим личным примером показывал, как необходимо служить приходским священникам. В Осетинской церкви он вел службу на осетинском языке, в грузинской – на грузинском, в греческой – на греческом. Он был сторонником реформы церковного прихода на выборных началах. 6 мая 1913 года Преосвященный Питирим был награжден высшей наградой Российской Империи – орденом Святого Александра Невского.

С 22 декабря 1913 года владыка Питирим был назначен архиепископом Самарским и Ставропольским, а 26 июня 1914  года он становится экзархом Грузии.

В 1913 году Наместник на Кавказе граф И. И. Воронцов-Дашков, выдвигая его в числе кандидатов в экзархи, писал: «Архиепископ Питирим Владикавказский  высоконравственный, очень заботливый к своей пастве, любим и уважаем как осетинами, так и казаками».

23 ноября 1915 года владыка Питирим получил один из самых ответственных постов в Русской Православной Церкви, он стал митрополитом Петроградским и Ладожским.

Вскоре после Февральской революции, 6 марта 1917 года владыка Питирим был уволен на покой. 

Владыка Питирим являлся известным духовным писателем. Его труды помещались в «Руководстве для сельских пастырей», «Воскресном Чтении», «Трудах Киевской духовной академии» и «Страннике». Он автор таких обстоятельных статей как: «Об имени Божием Иегова», «Религиозно-нравственное состояние церкви солунской во время апостола Павла и отношение ее к нашему времени», «Христианство при свете разума и опыта». Отдельным изданием вышло «Несколько слов и речей».

После революции владыка Питирим жил в страшной нищете. Последние годы он проживал во Второ-Афонском Успенском монастыре в г. Пятигорске.  Скончался владыка Питирим в Екатеринодаре 21 февраля 1920 года, за несколько дней, до занятия города Красной Армией.

 

Антонин (Грановский)

 

В 1913  году на Владикавказской кафедре владыку Питирима сменил Антонин (Грановский).  

Антонин, в миру Александр Андреевич Грановский, родился 21 ноября 1865 года в Полтавской губернии. Высшее богословское образование он получил в Киевской Духовной Академии, курс которой окончил в 1891 году со степенью кандидата. Во время обучения в Академии был пострижен в монашество 22 февраля 1890 года. По окончании академического курса он был рукоположен в иеромонаха и назначен помощником инспектора Киевской Академии.

Затем Антонин последовательно проходил должности смотрителя Московского Донского училища, смотрителя Киевского Подольского духовного училища, инспектора Тульской семинарии, преподавателя Холмской семинарии. В 1898 году он был возведен в сан архиманд­рита. В 1898 – 1899гг. Антонин был  ректором Благовещенской духовной семинарии. В 1899 году он был назначен цензором С.-Петербургского Духовного цензурного Комитета, а в 1901 году определен в этом Комитете старшим цензором.

В 1903 году архимандрит Антонин был назначен епископом Нарвским, третьим Викарием С.-Петербургской епархии. Год спустя владыка Антонин - второй викарий той же епархии и в 1905 году - первый викарием. 8 февраля 1908 года Преосвященный Антонин согласно прошению, по болезненному состоянию, был уволен на покой.

22 декабря 1913 года состоялось назначение Преосвященного Антонина епископом Владикавказским и Моздокским.

Владыка Антонин был известен как большой библейский ученый и знаток всех древних (особенно еврейского) и новых языков. Еще на академической скамье Преосвященный Антонин изумлял своих товарищей огромною трудоспособностью и лю­бовью, с какою он изучал тяжеловесные фолианты, приготовляя свое кандидатское сочинение: «Книга пророка Варуха. Ее оригиналь­ный текст и переводы». Пребывая на покое, Преосвященный Антонин просиживал целыми днями в Императорской публичной библиотеке готовя свой обширный труд «Притчи Соломона». При этом Преосвященного Антонина нельзя было назвать сухим отвлеченным ученым, знающим только кабинетную рабо­ту над древними книгами и оторванным от жизни. Все движения общественной жизни и мысли последнего времени находили в нем свой отклик. Владыка Антонин пользовался и славою талан­тливого публициста.

5 января 1917 года владыка Антонин был уволен на покой по болезни. Остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. В 1917-1918 гг. он участник Собора Русской православной церкви.

В 1921 году патриарх Тихон за новшества в богослужебной практике запретил Антонину служение. В 1922 году он ушел в обновленческий раскол. В 1922-1923 гг. Антонин возглавлял Высшее церковное управление. Тогда же он провозгласил независимость своей собственной церкви - « Союза Церковное Возрождение». С августа 1922 года Антонин обновленческий митрополит Московский и Всея Руси. В октябре 1923 года он был лишен этого сана обновленческим Синодом (по другим сведениям, сложил его с себя сам).

В лекциях 20-х годов Антонин доказывал необходимость социальных революций, говорил об отношении к революции духовенства и др.

Скончался владыка Антонин в Москве 14 января 1927 года, без покаяния.

 

Фаддей (Успенский)

 

В конце 1916 года, когда владыка Антонин стал часто болеть, во Владикавказ был назначен временным епископом владыка Фаддей.

Владыка Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, затем в 1896 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом.

13 августа 1897 года он был пострижен в монашество в городе Казани, епископом Антонием Чебоксарским, 24 августа рукоположен во иеродиакона, а 21 сентября - во иеромонаха и назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

С 1898 года Фаддей являлся инспектором Минской духовной семинарии, затем он был преподавателем, инспектором, а с 1903 года - ректором Уфимской духовной семинарии. 15 марта 1903 года он получил сан архимандрита. В этом же году Фаддей был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.

21 декабря 1908 года Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии.

Получив временное назначение во Владикавказ, епископ Фаддей оказался на Кавказе в гуще революционных событий. Не раз ему приходилось выступать перед митингующими, успокаивая народ добросердечными речами. В середине 1917 года владыка Фаддей вернулся на Волынь.

В 1917-1918 гг. Волынь оккупировали поочередно то немцы, то поляки, то петлюровцы. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский), управляющий Волынской епархией, был вне епархии, и епископ Фаддей стал правящим архиереем этой епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. Он неоднократно арестовывался, но каждый раз по просьбе паствы освобождался.

В 1922 году владыка Фаддей стал архиепископом Астраханским. Вскоре он был вновь арестован и приговорен к ссылке на год в Зырянский край. Вернувшись в Астрахань, владыка Фаддей продолжил службу, не поддавшись на уговоры обновленцев и оставшись верным патриарху Тихону.

С 27 октября 1927 года владыка Фаддей был архиепископом Саратовским, затем  Пятигорским, Калининским и Кашинским. С 1937 года епархией он не управлял.

20 декабря 1937 года владыка Фаддей был арестован и 31 декабря 1937 года убит в Тверской тюрьме. Тогда верующие отметили место его захоронения, но с годами уже никто не мог сказать точно, где находится могила святителя. В 90-х годах к поиску приступил иеромонах Дамаскин (Орловский), известный своими исследованиями в области истории Русской Православной Церкви XX века. В 1991 году Синодальная Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, получила сведения из Тверской прокуратуры о реабилитации Архиепископа Фаддея (Успенского). 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обнаружены предполагаемые останки. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора останки были направлены в московский Институт судебной экспертизы. Специалисты подтвердили их принадлежность архиепископу Фаддею. Останки архиерея, принявшего смерть, но не ставшего на путь вероотступничества, обрели покой в Вознесенском соборе Твери. На городском кладбище Верхневолжья установлен памятный крест на месте первого захоронения архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года владыка Фаддей был Причислен к лику святых. Память 18/31 декабря.

 

Макарий (Павлов)

 

Владыку Фаддея, на Владикавказской кафедре сменил епископ Макарий.

Епископ Макарий, в миру Михаил Михайлович Павлов, родился 4 ноября 1867 года в семье священника Тоской епархии. Первоначальное образование он получил в Барнаульском духовном училище, а в 1890 году окончил Томскую духовную семинарию и в этом же году, 16 сентября рукоположен в священника.

В 1891 году Макарий назначен законоучителем Семипалатинской женской прогимназии. Овдовев, он в 1894 году поступил в Казанскую духовную академию, а в 1897 году был пострижен в монашество.

В 1898 году Макарий окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен миссионером Главного Стана Киргизской Миссии в Заречной Слободке г. Семипалатинска. С 1899 года он становится начальником той же миссии в сане архимандрита.

18 марта 1901 года Макарий был хиротонисан в г. Томске в епископа Бийского, викария Томской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Томский Макарий и епископ Омский и Семипалатинский Сергий.

С 17 января 1905 года владыка Макарий был назначен епископом Якутским и Вилюйским.

1 мая 1909 года епископ Макарий был уволен на покой, согласно прошению, а 5 мая назначен управляющим, на правах настоятеля, Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря Казанской епархии.

28 января 1917 года состоялось назначение Макария епископом Владикавказским и Моздокским. Здесь он себя показал как хитроумный правитель епархии. Ему удавалось оставаться на своем посту в годы лихолетья царившего в Терской области (как и во всей России), когда власти неоднократно менялись.

Получив назначение царским указом, владыка Макарий приветствовал приход к власти Временного правительства. В 1918 году он заигрывал с властями Терской Советской республики, а  затем участвовал в работе Юго-Восточного Собора организованного генералом Деникиным в мае 1919 года.

Когда на Тереке окончательно установилась Советская власть, владыка Макарий стал активно сотрудничать с новыми властями. В 1922 году он уклонился в обновленческий раскол. Тогда же, когда Владикавказская епархия была фактически ликвидирована, Макарий был выслан в Пятигорск, став Пятигорским викарием. Здесь его следы теряются и дальнейшая судьба неизвестна.



Hosted by uCoz