Владикавказские епископы
Одним из малоизученных периодов истории православной
церкви на Северном Кавказе являются ее главы, касающиеся Владикавказской
епархии. Епископская кафедра во Владикавказе первоначально была открыта в
Владимир
Первым епископом
самостоятельной Владикавказской епархии стал владыка Владимир (Сеньковский),
при котором епископская кафедра стала отдельной, а архиерею было присвоено
наименование Владикавказского и Моздокского.
Владыка Владимир, в
миру Филарет Алексеевич Сеньковский, родился около 1847 года в Таврической
губернии. В 1867 году он закончил Херсонскую духовную семинарию и был возведен
в сан иерея. В 1875 году отец Владимир
был назначен миссионером Алтайской миссии, а с 1882 года стал миссионером вновь
учрежденной Киргизской миссии. Будучи миссионером, отец Владимир с редкой
энергией проводил сложную и трудную работу по просвещению иноверцев и
приобщению их к Православной Церкви.
В 1891 году он был
назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, а 22 мая возведен в сан
архимандрита. В этом же году владыка Владимир был хиротонисан во епископа
Бийского, викария Томской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге в
Александро-Невской Лавре.
3 июня 1893 года
владыка Владимир стал епископом Владикавказским и Моздокским. Он сделал очень
много благих, богоугодных дел для Владикавказской епархии: построил колонию для
прокаженных. Осетинский приют, школы при Грузинской и греческой церквах и
особенной заслугой его было открытие Ардонской духовной семинарии, благодаря
которой во многих, даже в самых отдаленных осетинских аулах, ардонские
воспитанники либо в сане священников, либо народных учителей, стали просвещать
свой народ, отвлекая его от мусульманских и языческих верований. Так, например,
за период с 1897 по 1907 гг. число школ в Северной Осетии возросло с 14 до 70,
а учащихся с 700 до 4000 человек.
По его инициативе
была организована ежегодная переноска Кавказской святыни Моздокской иконы
Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через
христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, пробуждая в осетинах чувство
благоговения перед их древней святыней. Во Владикавказе, при новом соборе в
честь Михаила Архангела, было основано Михаило-Архангельское миссионерское
братство, ставившее задачей распространение христианства среди осетин и борьбу
со старообрядчеством и сектантством.
Красноречивый
проповедник, душой болеющий за свою паству, в храмах, в частных домах, под
открытым небом, повсюду, где возможно, он призывал на помощь нуждающимся и вел
апостольскую борьбу против языческих воззрений. В частых миссионерских поездках
по Осетии владыка Владимир убедил сотни осетин, что женщины имеют право ходить
в храм, и склонил горцев к открытию женских школ. Чуткий и отзывчивый к каждой
беде и нужде, он пользовался громадной любовью и уважением своей паствы.
В 1904 году владыка
Владимир получает новое назначение и становится епископом Кишиневским и
Хотинским. Спустя четыре года он - архиепископ Донской и Новочеркасский. 6 мая
1912 года, за выдающиеся заслуги, он был награжден бриллиантовым крестом для
ношения на клобуке.
11 июля
Будучи плодовитым
духовным писателем, владыка Владимир оставил после себя богатое литературное
наследие. Он автор десятков книг и статей на различные духовные темы. В
нескольких книгах он описал свое миссионерство на Алтае и в Киргизии. Он
перевел на киргизский язык «Евангелие от Матфея» и первоначальные сведения о
Православной вере для ново крещенных киргизов.
Гедеон
Владыку Владимира,
в должности епископа Владикавказского и Моздокского, сменил Преосвященный
Гедеон (Покровский).
Владыка Гедеон, в
миру Геннадий Покровский, родился в 1844 году в семье псаломщика Орловской
епархии. В 1869 году он окончил Орловскую духовную семинарию и 13 февраля 1872
года был рукоположен во священника к Преображенской соборной церкви г. Болохова
Орловской епархии. Овдовев, он в 1874 году поступил в число братии Мещовского
монастыря Калужской епархии.
7 апреля 1875 года
Гедеон был пострижен в монашество. В 1884 году, по окончании 4-го курса
Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, он был отправлен в
Японскую Духовную Миссию и назначен преподавателем Православной духовной
семинарии в Токио по Священному Писанию и Нравственному Богословию. В 1885 году
по болезненному состоянию Гедеона увольняют от службы при Миссии и определяют в
число братии Болховского Троицкого Оптина монастыря.
С 27 марта 1887
года он преподаватель Казанской духовной семинарии по Основному, Догматическому
и Нравственному богословию. В следующем году его назначают смотрителем
Холмского духовного училища. Тогда же Гедеон блестяще защитил диссертацию на
тему: «Археология и символика ветхозаветных жертв» и был удостоен степени
магистра богословия.
1 января 1889 года
Гедеона возвели в сан архимандрита и 20 сентября назначили ректором Холмской
духовной семинарии. Спустя три года он был хиротонисан во епископа Люблинского,
викария Холмско-Варшавской епархии. В 1896 года он был уволен на покой, но
спустя три года назначается епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии.
С 12 августа 1904
года Гедеон - епископ Владикавказский и Моздокский.
Пробыв в Терской
области четыре года владыка Гедеон оставил после себя добрую помять. В смутные
годы ему пришлось возглавлять епархию. На Кавказе, как и в России звучали
отголоски Первой русской революции. Выстрелы террористов и народные волнения
вспыхивали то здесь, то там. В этих сложных условиях владыка Гедеон
проповедовал любовь к людям, призывал прихожан быть терпимыми и следовать
Божьим Заповедям.
Преосвященный
Гедеон особое внимание уделял народному просвещению, особенно среди горских
народов. Он был озабочен изданием некоторых богослужебных книг на осетинском
языке и изыскал для этого необходимую сумму. К концу пребывания владыки Гедеона
во Владикавказе в епархии было 148 епархиальных учебных заведений.
Много сил владыка отдавал и строительству
новых храмов, как и станицах, и селах, так и во Владикавказе. Например, 24
апреля 1907 года на подворье Покровского женского монастыря состоялась закладка
нового храма в память Успения Пресвятой Богородицы. При деятельном участии
Преосвященного Гедеона состоялось открытие у Реданта Свято-Троицкого мужского
монастыря.
16 сентября 1908
года владыка Гедеон был уволен на покой, согласно прошению, по болезни, с
местопребыванием на подворье Второ-Афонского Успенского монастыря в Пятигорске.
В 1909 году он был перемещен в Люблинской Спасо-Преображенский монастырь
Полтавской епархии. Скончался владыка Гедеон в 1922 году.
Научные труды
Гедеона публиковались в различных церковных изданиях. Он автор таких книг как:
«Археология и символика ветхозаветных жертв», «Мои избранные воспоминания» и
др.
Агапит
После владыки
Гедеона новым Владикавказским и Моздокским епископом стал Преосвященный Агапит
(Вишневский).
Агапит, в миру
Антоний Вишневский, родился 16 июля 1867 году в Волынской губернии в семье
диакона. В 1888 году он окончил Волынскую Духовную Семинарию и в 1896 году -
Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
По окончании
семинарии Агапит был псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Дидкович,
Овручского уезда, где состоял учителем
церковно-приходской школы. В 1889 году он был рукоположен во священника.
Овдовев, в 1895
году на четвертом курсе Киевской Духовной Академии в Киево-Печерской Лавре
Агапит был пострижен в монашество.
С 1896 года он
становится инспектором Полтавской Духовной Семинарии, с 1898 года - ректор
Екатеринославской Духовной Семинарии в сане архимандрита. Агапит состоял
председателем Кирилло-Мефодиева братства и братства св. Владимира при
семинарии, членом Комитета по заведованию Екатеринославской городской публичной
библиотекой, председателем епархиального миссионерского комитета и училищного
совета, членом Православного Палестинского общества.
7 апреля 1902 года
Агапит был хиротонисан в С.-Петербурге в Исаакиевском соборе во епископа
Уманского, викария Киевской епархии. Спустя год, он - настоятель Киево-Михайловского
Златоверхого монастыря, а затем назначен епископом Чигиринским, первым викарием
Киевской епархии.
17 сентября 1908
года состоялось назначение преосвященного Агапита епископом Владикавказским и
Моздокским.
Как и
предшественник, владыка Агапит неустанно занимался попечительством о нуждах
приходского духовенства. В первую очередь он уделял внимание малоимущим
приходам. Прилежный правитель епархии
преосвященный Агапит любил служить, но не умел складно говорить.
С 4 октября 1911
года владыка Агапит - епископ Екатеринославский и Мариупольский.
В 1917-1918 гг.
преосвященный Агапит участник Поместного Собора в Москве. Тогда же, ко дню Св.
Пасхи он был возведен в сан архиепископа.
Владыка Агапит был
членом т. н. Деникинского собора в г. Ростове, а затем за то, что встречал в
Киеве Петлюру и за выступления в поддержку самостийной Украины, был запрещен в
священнослужении. Скончался владыка Агапит в 1924 году, в Екатеринославе.
Питирим
Питирим, в миру Павел Васильевич Окнов, родился в 1857 году в Риге.
Получил светское образование в Рижской гимназии, затем окончил Киевскую
духовную академию.
В 25 лет
изысканный, красивый молодой человек Павел Окнов, принял решение о постриге.
Образованность, умение красиво говорить, порядочность и благородство помогли
отцу Питириму быстро стать видным архиереем.
В 1890 году Питирим
был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, затем
Санкт-Петербургской духовной семинарии. Со 2
ноября 1896 года он владыка Тульской епархии. Преосвященный Питирим прожил в Туле почти 8 лет. При нем и его
непосредственном участии в Туле построено много церквей, особенно в Чулкове и
Заречье. Особую заботу владыка Питирим проявлял о монастырях. 17 июня 1904 года
владыка Питирим стал архиепископом Курским.
4 октября 1911 года
состоялось назначение Преосвященного Питирима епископом Владикавказским и
Моздокским. Несмотря на недолгое пребывание во Владикавказе владыка Питирим
оставил о себе самые теплые воспоминания. Он деятельно занимался введением в
обиход церковных служб на языках живущих в епархии народов. Владыка Питирим
личным примером показывал, как необходимо служить приходским священникам. В
Осетинской церкви он вел службу на осетинском языке, в грузинской – на
грузинском, в греческой – на греческом. Он был сторонником реформы церковного
прихода на выборных началах. 6 мая 1913 года Преосвященный Питирим был
награжден высшей наградой Российской Империи – орденом Святого Александра
Невского.
С 22 декабря 1913
года владыка Питирим был назначен архиепископом Самарским и Ставропольским, а
26 июня 1914 года он становится экзархом
Грузии.
В 1913 году
Наместник на Кавказе граф И. И. Воронцов-Дашков, выдвигая его в числе
кандидатов в экзархи, писал: «Архиепископ Питирим Владикавказский высоконравственный, очень заботливый к своей
пастве, любим и уважаем как осетинами, так и казаками».
23 ноября 1915 года
владыка Питирим получил один из самых ответственных постов в Русской
Православной Церкви, он стал митрополитом Петроградским и Ладожским.
Вскоре после
Февральской революции, 6 марта 1917 года владыка Питирим был уволен на
покой.
Владыка Питирим
являлся известным духовным писателем. Его труды помещались в «Руководстве для
сельских пастырей», «Воскресном Чтении», «Трудах Киевской духовной академии» и
«Страннике». Он автор таких обстоятельных статей как: «Об имени Божием Иегова»,
«Религиозно-нравственное состояние церкви солунской во время апостола Павла и
отношение ее к нашему времени», «Христианство при свете разума и опыта».
Отдельным изданием вышло «Несколько слов и речей».
После революции
владыка Питирим жил в страшной нищете. Последние годы он проживал во
Второ-Афонском Успенском монастыре в г. Пятигорске. Скончался владыка Питирим в Екатеринодаре 21
февраля 1920 года, за несколько дней, до занятия города Красной Армией.
Антонин (Грановский)
В 1913 году на Владикавказской кафедре владыку
Питирима сменил Антонин (Грановский).
Антонин, в миру
Александр Андреевич Грановский, родился 21 ноября 1865 года в Полтавской
губернии. Высшее богословское образование он получил в Киевской Духовной
Академии, курс которой окончил в 1891 году со степенью кандидата. Во время
обучения в Академии был пострижен в монашество 22 февраля 1890 года. По
окончании академического курса он был рукоположен в иеромонаха и назначен
помощником инспектора Киевской Академии.
Затем Антонин последовательно проходил должности смотрителя Московского
Донского училища, смотрителя Киевского Подольского духовного училища,
инспектора Тульской семинарии, преподавателя Холмской семинарии. В 1898 году он
был возведен в сан архимандрита. В 1898 – 1899гг. Антонин был ректором Благовещенской духовной семинарии. В
1899 году он был назначен цензором С.-Петербургского Духовного цензурного
Комитета, а в 1901 году определен в этом Комитете старшим цензором.
В 1903 году архимандрит Антонин был назначен епископом Нарвским, третьим
Викарием С.-Петербургской епархии. Год спустя владыка Антонин - второй викарий
той же епархии и в 1905 году - первый викарием. 8 февраля 1908 года
Преосвященный Антонин согласно прошению, по болезненному состоянию, был уволен
на покой.
22 декабря 1913 года состоялось назначение Преосвященного Антонина
епископом Владикавказским и Моздокским.
Владыка Антонин был известен как большой библейский ученый и знаток всех
древних (особенно еврейского) и новых языков. Еще на академической скамье
Преосвященный Антонин изумлял своих товарищей огромною трудоспособностью и любовью,
с какою он изучал тяжеловесные фолианты, приготовляя свое кандидатское
сочинение: «Книга пророка Варуха. Ее оригинальный текст и переводы». Пребывая
на покое, Преосвященный Антонин просиживал целыми днями в Императорской
публичной библиотеке готовя свой обширный труд «Притчи Соломона». При этом
Преосвященного Антонина нельзя было назвать сухим отвлеченным ученым, знающим
только кабинетную работу над древними книгами и оторванным от жизни. Все
движения общественной жизни и мысли последнего времени находили в нем свой
отклик. Владыка Антонин пользовался и славою талантливого публициста.
5 января 1917 года
владыка Антонин был уволен на покой по болезни. Остался жить в Москве в
Заиконоспасском монастыре без назначения. В 1917-1918 гг. он участник Собора
Русской православной церкви.
В 1921 году
патриарх Тихон за новшества в богослужебной практике запретил Антонину
служение. В 1922 году он ушел в обновленческий раскол. В 1922-1923 гг. Антонин
возглавлял Высшее церковное управление. Тогда же он провозгласил независимость
своей собственной церкви - « Союза Церковное Возрождение». С августа 1922 года
Антонин обновленческий митрополит Московский и Всея Руси. В октябре 1923 года
он был лишен этого сана обновленческим Синодом (по другим сведениям, сложил его
с себя сам).
В лекциях 20-х
годов Антонин доказывал необходимость социальных революций, говорил об
отношении к революции духовенства и др.
Скончался владыка Антонин в Москве 14 января 1927 года, без покаяния.
Фаддей
В конце 1916 года,
когда владыка Антонин стал часто болеть, во Владикавказ был назначен временным
епископом владыка Фаддей.
Владыка Фаддей, в
миру Иван Васильевич Успенский, родился 12
ноября 1872 года в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в
семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, затем в 1896 году
окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и
оставлен при академии профессорским стипендиатом.
13 августа 1897 года он был пострижен в монашество в городе
Казани, епископом Антонием Чебоксарским, 24 августа рукоположен во иеродиакона,
а 21 сентября - во иеромонаха и назначен преподавателем Смоленской духовной
семинарии.
С 1898 года Фаддей являлся инспектором Минской духовной семинарии,
затем он был преподавателем, инспектором, а с 1903 года - ректором Уфимской
духовной семинарии. 15 марта 1903 года он получил сан архимандрита. В этом же
году Фаддей был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.
21 декабря 1908 года Фаддей был хиротонисан во епископа
Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии.
Получив временное назначение во Владикавказ, епископ Фаддей
оказался на Кавказе в гуще революционных событий. Не раз ему приходилось
выступать перед митингующими, успокаивая народ добросердечными речами. В
середине 1917 года владыка Фаддей вернулся на Волынь.
В 1917-1918 гг. Волынь оккупировали поочередно то немцы, то
поляки, то петлюровцы. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский),
управляющий Волынской епархией, был вне епархии, и епископ Фаддей стал правящим
архиереем этой епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобицы и
разрушения. Он неоднократно арестовывался, но каждый раз по просьбе паствы
освобождался.
В 1922 году владыка Фаддей стал архиепископом Астраханским. Вскоре
он был вновь арестован и приговорен к ссылке на год в Зырянский край.
Вернувшись в Астрахань, владыка Фаддей продолжил службу, не поддавшись на
уговоры обновленцев и оставшись верным патриарху Тихону.
С 27 октября 1927 года владыка Фаддей был архиепископом
Саратовским, затем Пятигорским,
Калининским и Кашинским. С 1937 года епархией он не управлял.
20 декабря 1937 года владыка Фаддей был арестован и 31 декабря
1937 года убит в Тверской тюрьме. Тогда верующие отметили место его
захоронения, но с годами уже никто не мог сказать точно, где находится могила
святителя. В 90-х годах к поиску приступил иеромонах Дамаскин (Орловский),
известный своими исследованиями в области истории Русской Православной Церкви XX века. В 1991 году
Синодальная Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации
духовенства и мирян Русской Православной Церкви, получила сведения из Тверской
прокуратуры о реабилитации Архиепископа Фаддея (Успенского). 26 октября 1993
года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обнаружены
предполагаемые останки. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского
Виктора останки были направлены в московский Институт судебной экспертизы.
Специалисты подтвердили их принадлежность архиепископу Фаддею. Останки
архиерея, принявшего смерть, но не ставшего на путь вероотступничества, обрели
покой в Вознесенском соборе Твери. На городском кладбище Верхневолжья
установлен памятный крест на месте первого захоронения архиепископа Тверского и
Кашинского Фаддея.
Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля
1997 года владыка Фаддей был Причислен к лику святых. Память 18/31 декабря.
Макарий
Владыку Фаддея, на
Владикавказской кафедре сменил епископ Макарий.
Епископ Макарий, в
миру Михаил Михайлович Павлов, родился 4 ноября 1867 года в семье священника
Тоской епархии. Первоначальное образование он получил в Барнаульском духовном
училище, а в 1890 году окончил Томскую духовную семинарию и в этом же году, 16
сентября рукоположен в священника.
В 1891 году Макарий
назначен законоучителем Семипалатинской женской прогимназии. Овдовев, он в 1894
году поступил в Казанскую духовную академию, а в 1897 году был пострижен в
монашество.
В 1898 году Макарий
окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен миссионером
Главного Стана Киргизской Миссии в Заречной Слободке г. Семипалатинска. С 1899
года он становится начальником той же миссии в сане архимандрита.
18 марта 1901 года
Макарий был хиротонисан в г. Томске в епископа Бийского, викария Томской
епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Томский Макарий и епископ Омский и
Семипалатинский Сергий.
С 17 января 1905
года владыка Макарий был назначен епископом Якутским и Вилюйским.
1 мая 1909 года
епископ Макарий был уволен на покой, согласно прошению, а 5 мая назначен
управляющим, на правах настоятеля, Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря
Казанской епархии.
28 января 1917 года
состоялось назначение Макария епископом Владикавказским и Моздокским. Здесь он
себя показал как хитроумный правитель епархии. Ему удавалось оставаться на
своем посту в годы лихолетья царившего в Терской области (как и во всей
России), когда власти неоднократно менялись.
Получив назначение
царским указом, владыка Макарий приветствовал приход к власти Временного
правительства. В 1918 году он заигрывал с властями Терской Советской
республики, а затем участвовал в работе
Юго-Восточного Собора организованного генералом Деникиным в мае 1919 года.
Когда на Тереке окончательно установилась Советская власть, владыка Макарий стал активно сотрудничать с новыми властями. В 1922 году он уклонился в обновленческий раскол. Тогда же, когда Владикавказская епархия была фактически ликвидирована, Макарий был выслан в Пятигорск, став Пятигорским викарием. Здесь его следы теряются и дальнейшая судьба неизвестна.