ОСЕТИНСКОЕ ОЛЬГИНСКОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ-ПРИЮТ

 

Начало первой в Осетии школы было положено протоиереем Алексием Колиевым, который открыл в своем доме во Владикавказе на свои средства школу для обучения девочек-осетинок грамоте на родном языке. В течение 1862 года посещали ее от 10 до 23 девочек. Когда об этой школе стало известно «Обществу восстановления христианства на Кавказе», оно с особым сочувствием отнеслось к полезному делу, начатому отцом Колиевым, и тогда же назначило в названную школу учителя с жалованьем по 200 руб. в год, а также учительницу рукоделия с тем же содержанием, определило отпускать ежегодно 100 руб. на приобретение материалов, необходимых для рукодельных занятий. Помещение школы, ремонт ее, снабжение необходимыми принадлежностями и наем прислуги протоиерей Колиев принял на свой счет. За неимением достаточного помещения первоначально эта школа имела один класс и давала своим воспитанникам только самые элементарные познания.

 

протоиерей Алексий Колиев (в национальном костюме)В 1866 году по распоряжению председателя «Общества восстановления христианства на Кавказе» великого князя Михаила Николаевича Владикавказская осетинская школа была преобразована. Кроме подготовительного класса, в ней были открыты еще два и учрежден пансион для 24 девочек. Тогда же было найдено более удобное для классных занятий и дортуаров помещение с необходимыми к нему службами. С преобразованием, принятая под покровительство великой княгини Ольги Федоровны (супруги Михаила Николаевича), школа эта получила наименование – «Ольгинская».

Владикавказская осетинская женская школа имела важное просветительское влияние на девиц-осетинок особенно тем, что многие из выпускниц этой школы по окончании курса выходили замуж за осетин, воспитавшихся в Александровской учительской школе. Последние, поступая на должность сельских учителей в Осетии, имели в своих женах лучших помощниц в деле обучения в народных мужских и женских училищах. Нередко бывало, что муж обучает в школе мальчиков, жена – девочек.

Первое время, пока школа помещалась в центре осетинской части Владикавказа на улице Тарской (ныне Цаголова), в ней преобладающим большинством были осетинки. Когда же в 1886/87 учебном году ее перевели в дом Сорокина на угол улиц Московской (ныне Кирова) и Сергиевской (Томаева), число осетинок значительно уменьшилось.

Согласно школьным отчетам в 1885 году осетинок было 43 из 81 всех учащихся, а в 1886 году – 45 из 84. А в 1888 году, при посещении школы Государем Императором Александром III с супругой, из 89 учащихся осетинок было всего 36, из которых, надо заметить, 4 ученицы были магометанского вероисповедания.

На 1891 год начальствующий состав школы был следующий: почетный попечитель епископ Владикавказский Преосвященный Петр, инспектор иеромонах Леонид, начальница вдова подполковника Людмила Пржевальская, законоучитель священник Александр Цаликов, учительницы и воспитательницы Дарья Поликарпова, Любовь Петрова, Мария Арчегова, Евгения Левицкая, Екатерина Кулаева, учитель пения Александр Крымов и заведующая хозяйством Мария Аксенова.

Во все время своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать всех желающих учиться в ней. Но, несмотря на это, в самый разгар учебного 1890/91 года (5 января) приехавшая из Тифлиса комиссия, от имени совета «Общества восстановления христианства на Кавказе», заявила о прекращении существования школы во Владикавказе и переводе ее в Закавказье.

Это известие всколыхнуло осетинскую общественность. Владикавказские осетины, не теряя времени, для формальной обстановки дела, дабы предупредить по крайней мере потерю учебного года, в числе 16 представителей подали протест высокой покровительнице школы, великой княгине Ольге Федоровне, и обер-прокурору святейшего Синода. «Как можно выбросить на улицу 17 своекоштных пансионерок и оставить вне всякого учебного заведения 67 учениц, большинство которых внесло плату за право учения в осетинскую школу за весь год?..» – говорилось в протесте. Сторонники закрытия школы заявляли, что она перестала выполнять свое предназначение, что в ней мало осетинок и из них большинство городские, а из оставшихся многие остаются в городе.

В защиту школы выступили многие осетинские общественные деятели, в том числе Коста Хетагуров, который писал: «Ни одна осетинка, получившая образование в Ольгинской школе, не бросала своих родных ради городской жизни. Если кто из них и живет в городе, то только со служащими или постоянно живущими в городе мужем или отцом. А что горная полоса Осетии знала о существовании школы, это видно из следующего. Из сел. Нар (я беру отдаленные уголки горной Осетии) в этой школе учились 2 ученицы, сел. Зарамаг – 1, сел. Ход – 1, Мизур – 1 (принявшая, благодаря школе, православие), из сел. Садон – 1, Мамисон – 1, Карца – 1, Даргавс – 1, Хидикус – 1, даже из Георгиевско-Осетинского селения Кубанской области – 1».

После всех споров школу отстояли. Правда, на ее содержание вместо 8000 стали выдавать по 5700 рублей ежегодно.

Несмотря на то что осетинское общество доказывало необходимость школы, сама школа была в крайне запущенном состоянии. Помещение ее не только не отвечало, а просто противоречило самым элементарным требованиям гигиены. По свидетельству очевидца, случайного посетителя, «уже при выходе одурманивает запах плесени, в коридорах темно, и по ним даже днем опасно ходить без огня, тесны дортуары, тесно, до того тесно, что прием учениц производится раз на два года».

В 1903 году осетинский народный сбор, ассигнуя деньги (по 2 рубля с дыма), просил бывшего тогда начальником Терской области генерала Толстова и епископа Владикавказского Владимира о переносе школы в Алагир – центральный пункт Северной Осетии. Сбор постановил просить правительство об отводе для нужд школы казенного здания горного управления в Алагире и 10 десятин земли для сельскохозяйственных опытов школы. По мысли сбора, в преобразованной школе учащимся должны были преподаваться сельскохозяйственные знания, кустарные промыслы, сведения по популярной медицине и гигиене. К несчастью, согласные со сбором губернатор и архиерей вскоре покинули Терскую область, и начатое дело осталось незаконченным.

После этого, в 1907 году, была еще раз сделана попытка преобразовать школу. Почетная попечительница Совета «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» графиня Воронцова-Дашкова приняла участие в судьбе школы: по ее мысли, школа должна была быть преобразована в учительскую. С целью разработки этого вопроса в Тифлисе было устроено заседание Совета «Общества восстановления христианства на Кавказе», которое решило преобразовать школу в учительскую и приступить к сооружению для нее здания. Но и это дело осталось незаконченным. Правда, школу вновь перевели в осетинскую часть города. Она расположилась на улице Церковной (ныне Димитрова).

Как бы там ни было, за время существования школу окончили около 500 учениц. Что уже является большим вкладом в дело просвещения края. А начало этому было положено просветителем отцом Колиевым, основателем женского образования в Осетии.

P . S . Многие (включая даже историков) путают осетинскую Ольгинскую школу с Ольгинской женской гимназией, но это два совершенно разных учебных заведения с разными историями становления. Их объединяет только имя покровительницы – великой княгини Ольги Федоровны.



Hosted by uCoz