ОСЕТИНСКОЕ ОЛЬГИНСКОЕ ЖЕНСКОЕ
УЧИЛИЩЕ-ПРИЮТ
Начало первой в Осетии школы было
положено протоиереем Алексием Колиевым, который открыл в своем доме во
Владикавказе на свои средства школу для обучения девочек-осетинок грамоте на
родном языке. В течение 1862 года посещали ее от 10 до 23 девочек. Когда об
этой школе стало известно «Обществу восстановления христианства на Кавказе»,
оно с особым сочувствием отнеслось к полезному делу, начатому отцом Колиевым, и
тогда же назначило в названную школу учителя с жалованьем по 200 руб. в год, а
также учительницу рукоделия с тем же содержанием, определило отпускать ежегодно
100 руб. на приобретение материалов, необходимых для рукодельных занятий.
Помещение школы, ремонт ее, снабжение необходимыми принадлежностями и наем
прислуги протоиерей Колиев принял на свой счет. За неимением достаточного помещения
первоначально эта школа имела один класс и давала своим воспитанникам только
самые элементарные познания.
В 1866 году по распоряжению председателя
«Общества восстановления христианства на Кавказе» великого князя Михаила
Николаевича Владикавказская осетинская школа была преобразована. Кроме
подготовительного класса, в ней были открыты еще два и учрежден пансион для 24
девочек. Тогда же было найдено более удобное для классных занятий и дортуаров
помещение с необходимыми к нему службами. С преобразованием, принятая под
покровительство великой княгини Ольги Федоровны (супруги Михаила Николаевича),
школа эта получила наименование – «Ольгинская».
Владикавказская осетинская женская школа
имела важное просветительское влияние на девиц-осетинок особенно тем, что
многие из выпускниц этой школы по окончании курса выходили замуж за осетин,
воспитавшихся в Александровской учительской школе. Последние, поступая на
должность сельских учителей в Осетии, имели в своих женах лучших помощниц в
деле обучения в народных мужских и женских училищах. Нередко бывало, что муж
обучает в школе мальчиков, жена – девочек.
Первое время, пока школа помещалась в
центре осетинской части Владикавказа на улице Тарской (ныне Цаголова), в ней
преобладающим большинством были осетинки. Когда же в 1886/87 учебном году ее
перевели в дом Сорокина на угол улиц Московской (ныне Кирова) и Сергиевской
(Томаева), число осетинок значительно уменьшилось.
Согласно школьным отчетам в 1885 году
осетинок было 43 из 81 всех учащихся, а в 1886 году – 45 из 84. А в 1888 году,
при посещении школы Государем Императором Александром III с супругой, из 89
учащихся осетинок было всего 36, из которых, надо заметить, 4 ученицы были
магометанского вероисповедания.
На 1891 год начальствующий состав школы
был следующий: почетный попечитель епископ Владикавказский Преосвященный Петр,
инспектор иеромонах Леонид, начальница вдова подполковника Людмила
Пржевальская, законоучитель священник Александр Цаликов, учительницы и
воспитательницы Дарья Поликарпова, Любовь Петрова, Мария Арчегова, Евгения
Левицкая, Екатерина Кулаева, учитель пения Александр Крымов и заведующая
хозяйством Мария Аксенова.
Во все время своего существования школа
пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать
всех желающих учиться в ней. Но, несмотря на это, в самый разгар учебного
1890/91 года (5 января) приехавшая из Тифлиса комиссия, от имени совета
«Общества восстановления христианства на Кавказе», заявила о прекращении
существования школы во Владикавказе и переводе ее в Закавказье.
Это известие всколыхнуло осетинскую
общественность. Владикавказские осетины, не теряя времени, для формальной
обстановки дела, дабы предупредить по крайней мере потерю учебного года, в
числе 16 представителей подали протест высокой покровительнице школы, великой
княгине Ольге Федоровне, и обер-прокурору святейшего Синода. «Как можно выбросить
на улицу 17 своекоштных пансионерок и оставить вне всякого учебного заведения
67 учениц, большинство которых внесло плату за право учения в осетинскую школу
за весь год?..» – говорилось в протесте. Сторонники закрытия школы заявляли,
что она перестала выполнять свое предназначение, что в ней мало осетинок и из
них большинство городские, а из оставшихся многие остаются в городе.
В защиту школы выступили многие
осетинские общественные деятели, в том числе Коста Хетагуров, который писал:
«Ни одна осетинка, получившая образование в Ольгинской школе, не бросала своих
родных ради городской жизни. Если кто из них и живет в городе, то только со
служащими или постоянно живущими в городе мужем или отцом. А что горная полоса
Осетии знала о существовании школы, это видно из следующего. Из сел. Нар (я
беру отдаленные уголки горной Осетии) в этой школе учились 2 ученицы, сел.
Зарамаг – 1, сел. Ход – 1, Мизур – 1 (принявшая, благодаря школе, православие),
из сел. Садон – 1, Мамисон – 1, Карца – 1, Даргавс – 1, Хидикус – 1, даже из
Георгиевско-Осетинского селения Кубанской области – 1».
После всех споров школу отстояли. Правда,
на ее содержание вместо 8000 стали выдавать по 5700 рублей ежегодно.
Несмотря на то что осетинское общество
доказывало необходимость школы, сама школа была в крайне запущенном состоянии.
Помещение ее не только не отвечало, а просто противоречило самым элементарным
требованиям гигиены. По свидетельству очевидца, случайного посетителя, «уже при
выходе одурманивает запах плесени, в коридорах темно, и по ним даже днем опасно
ходить без огня, тесны дортуары, тесно, до того тесно, что прием учениц
производится раз на два года».
В 1903 году осетинский народный сбор,
ассигнуя деньги (по 2 рубля с дыма), просил бывшего тогда начальником Терской
области генерала Толстова и епископа Владикавказского Владимира о переносе
школы в Алагир – центральный пункт Северной Осетии. Сбор постановил просить
правительство об отводе для нужд школы казенного здания горного управления в
Алагире и 10 десятин земли для сельскохозяйственных опытов школы. По мысли
сбора, в преобразованной школе учащимся должны были преподаваться
сельскохозяйственные знания, кустарные промыслы, сведения по популярной
медицине и гигиене. К несчастью, согласные со сбором губернатор и архиерей вскоре
покинули Терскую область, и начатое дело осталось незаконченным.
После этого, в 1907 году, была еще раз
сделана попытка преобразовать школу. Почетная попечительница Совета «Общества
восстановления православного христианства на Кавказе» графиня Воронцова-Дашкова
приняла участие в судьбе школы: по ее мысли, школа должна была быть
преобразована в учительскую. С целью разработки этого вопроса в Тифлисе было
устроено заседание Совета «Общества восстановления христианства на Кавказе»,
которое решило преобразовать школу в учительскую и приступить к сооружению для
нее здания. Но и это дело осталось незаконченным. Правда, школу вновь перевели
в осетинскую часть города. Она расположилась на улице Церковной (ныне
Димитрова).
Как бы там ни было, за время существования
школу окончили около 500 учениц. Что уже является большим вкладом в дело
просвещения края. А начало этому было положено просветителем отцом Колиевым,
основателем женского образования в Осетии.
P . S . Многие (включая даже историков) путают осетинскую Ольгинскую школу с Ольгинской женской гимназией, но это два совершенно разных учебных заведения с разными историями становления. Их объединяет только имя покровительницы – великой княгини Ольги Федоровны.