ХРАМЫ ВЛАДИКАВКАЗА
(НОВЫЙ СОБОР)
Кафедральный собор
в честь Михаила Архангела, более известный в народе как «Новый собор», когда-то
величественно возвышался над городом и был виден из каждой точки Владикавказа.
Строительство
собора было начато в 1872 году в ознаменование счастливого окончания долгой и
упорной Кавказской войны. Местность для постройки была выбрана возвышенная,
откуда открывался прекрасный вид на Владикавказ и окружающие горы, но грунт
оказался неудобным, и пришлось закладывать очень глубокий фундамент. Из-за
этого строительство затянулось, а временами и вовсе останавливалось. И лишь в
1890 году епископ Владикавказский преосвященный Петр добился необходимых
финансовых средств и постройка ускорилась. В 1894 году в торжественной
обстановке в присутствии всего областного и войскового начальства
Михайло-Архангельский собор был освящен. Он занял место главного храма города и
стал называться Кафедральным.
Настоятелем собора
был протоиерей Капитон Александров. Здесь же служили священники Василий Топкин,
Николай Иванов, Иван Талантов, Алексей Лосев, Иаков Решетник, Нестор
Черняховский, Гавриил Пигров, Алексей Воробьев и Григорий Щвец. Собор окружала
большая площадь, на которой Терское казачье войско проводило все свои
торжественные мероприятия. В 1917 году в ограде собора были похоронены
злодейски убитые Войсковой Атаман Терского казачьего войска Михаил Караулов,
его брат подполковник Владимир Караулов и хорунжий Алексей Белоусов.
В советское время
собор еще некоторое время функционировал, а затем его постигла печальная судьба
большинства храмов Владикавказа. Собор разрушили и на его месте (напротив нынешнего военного
госпиталя) построили жилой дом для партийных сановников. Священников, служивших
в соборе, репрессировали, одних
расстреляли, других сослали в лагеря.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(ОСЕТИНСКАЯ)
Первоначально
церковь была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее
обновили и расширили, а в 1896 году увеличили новой пристройкой и обнесли
каменной оградой. Главной святыней церкви считался ковчежец, присланный
экзархом Грузии Павлом с мощами святителей Василия Великого, Григория
Богослова, Иоанна Домаскина и др.
В ограде
церкви находилось кладбище, где нашли вечный покой многие знатные горожане. В
первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской
войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции.
Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только избранных,
заслуженных. Особенно престижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста
Хетагурова.
В
советское время церковь едва избежала участи остальных владикавказских храмов.
А могилам повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его
месте школу № 13, другие могилы разрушились, так как церковь была закрыта и
превращена в склад. Были утрачены могилы генерала Левковича, генерала Петра
Нестерова, генерала Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя
Михаила Туманова, священников Алексея Колиева, Михаила Сохиева и Алексея
Гатуева, лесничего Ивана Тускаева и многих, многих других. К счастью,
сохранилась могила Коста Хетагурова. Уцелели также погребения генерала Михаила
Баева, полковника Федора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, ученого Алихана
Ардасенова, поручика Георгия Хасиева. Еще совсем недавно старых захоронений
было больше, но при недавней реставрации церкви их число сократилось.
Хотя кладбище и церковь были закрыты, в советское время здесь было погребено 44 человека. Первым в 1931 году - поэт Мисост Камбердиев, последним в 1984 году - генерал Михаил Дзилихов. Кладбище оставалось самым престижным в городе, пока не была создана Аллея Славы. Тогда хоронить здесь прекратили. Лишь для Гаппо Баева было сделано исключение, что вполне правильное и естественное решение.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
СОБОР
(Старый
собор)
9 мая 1785 года был издан Указ Государыни Императрицы Екатерины II в котором
говорилось:
...14.
В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем Мы соорудить
церковь православного нашего закона, употребя на оную и на украшение ея
оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов
определенной; комиссию же Осетинскую из Моздока перевести в губернский город,
но при том наблюдать, чтобы духовенство как той комиссии, так и церкви в
крепости, при входе в горы построенной, не употребляли народам тамошним
притеснений или принуждений.
Храм был сооружен в центре Владикавказской крепости. Ныне на этом месте
находится Пушкинский сквер.
Сейчас трудно сказать чье имя носил первый храм. В делах соборного архива
за 1806 год упоминалось о церкви во имя Иоанна Предтечи. Церковь была выстроена
из турлука и обмазана глиной. В 1818 году вместо нее была сооружена деревянная
Спасо-Преображенская церковь. Церковь
принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным
батальонам. Об этой церкви известно лишь наличие в ней очень хорошего письма
иконостаса, приношения одной из царственных особ.
В 1858-1859гг. храм был расширен пределами на юг и север. В 1863 году церковь
становится собором и переходит в собственность города Владикавказа. В 1885 году
к ней был пристроен придел во имя Святого Николая Мирликийского, она получила
статус Кафедрального собора, а через пять лет вместо деревянной постройки была
воздвигнута каменная церковь. В 1897 году храм стал принадлежать Терскому
казачьему войску, выполняя роль войскового собора.
В ризнице собора
долгое время хранилось полное священническое облачение и покровы для священных
сосудов из малинового бархата, вышитые цветами - дар государя императора
Александра III. Из святынь собора прихожане особо почитали икону Божией Матери
«Утоли мои печали», приобретенную в Москве в 1869году.
По инициативе Высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии при
Спасо-Преображенском соборе в сентябре 1890 года было учреждено православное
Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы
Грузии с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного
просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников.
В ограде собора
были погребены герои Кавказской войны, генералы, офицеры, знатные горожане.
Здесь находились могилы, как основателей Владикавказа, так и владикавказцев начала XX века.
Хотя храм
сравнительно небольшой, но он был уютным и прекрасно вписывался в комплекс
соседних сооружений, являясь одним из красивейших уголков Владикавказа.
Позади собора
находился дворец Начальники Терской области и Наказного Атамана Терского
казачьего войска. От дворца до соборной ограды спускался красивый парк, в
котором были высажены десятки самых разнообразных деревьев, кустарников и
цветов, привезенных во Владикавказ из различных уголков Кавказа и Средней Азии.
По ухоженным аллеям парка гордо расхаживали павлины, а по соснам прыгали белки.
Рядом с собором
была Владикавказская мужская гимназия и здание банка. Трудно даже перечислить
имена всех тех, кто окончил гимназию. Десятки их добились больших успехов в
различных сферах деятельности.
Перед храмом
находился сквер. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, Городская Дума
постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора». Этот сквер
между Старым собором и Михайловской площадью был разбит давно. В центре его
стояла красивая беседка в честь посещения Владикавказа Императором Александром III.
В 20-х годах
беседку Александра III снесли, а
Пушкинский сквер назвали сквером Красных пожарников. Правда, прежнее название
вскоре вернули, но уже в 30-х годах на месте сквера построили
правительственное здание. А в 1937 году,
в год 100-летия со дня смерти поэта, из Москвы прибыл запрос - существует ли
Пушкинский сквер. Спасо-Преображенский храм к этому времени был уже снесен и
местные власти спешно снесли кладбище в его ограде, в центр нового сквера
поставили памятник поэту и сказали, что это и есть дореволюционный Пушкинский
сквер. Такие вот чудеса случаются в истории. И смешно и грустно... Трагизм
истории еще и в том, что здесь были похоронены те, с кем А.С.Пушкин общался,
посещая Владикавказскую крепость - декабристы и крепостное начальство. И теперь
мы, принося цветы к памятнику, топчем их прах.
Думается, было бы правильно соорудить на месте Спасо-Преображенского
собора памятный знак с изображением храма и соответствующий надписью.
Аналогично можно сделать и в отношении других утраченных храмах. Чтобы наши
потомки не забыли историю города.
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО
(Линейная)
В 1860 году церковь была передана 8-му Кавказскому линейному
батальону. С этого времени ее стали именовать – Линейная. В 1874 году храм
передали Владикавказской местной команде, а в 1892 году он стал принадлежать
45-му драгунскому Северскому полку. В 1897 году, с уходом полка из города,
церковь Александра Невского перешла в ведомство епархиального архиерея.
В этой церкви хранилось много исторических документов оставшихся
от Кавказских линейных батальонов, Владикавказской местной команды и Северного
драгунского полка.
Как это нередко бывает, при храме находилось кладбище, где нашли
вечный покой многие известные в прошлом владикавказцы. В их числе Варвара
Григорьевна Шредерс, которую знал весь город. Активно занимаясь
благотворительной и просветительской деятельностью она стала основательницей
городской общественной библиотеки.
В 1934 году церковь Александра-Невского была снесена, а в 50-е
году уничтожили и кладбище с уникальными надгробиями и склепами. Местная
детвора еще долго лазила по бывшему кладбищу и полуразрушенным склепам
выискивая кресты, медали, ордена, а некоторые даже умудрялись доставать черепа.
В дальнейшем на этом месте
позже был разбит детский парк им. Жуковского. Таким образом наши дети играют на
останках наших же предков.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ
Братская церковь
Красноречивое,
живое, увлекательное его чтение по праздничным дням привлекало такую массу
народа, что училищное начальство, опасаясь, как бы не обрушился пол церкви,
находившейся на верхнем этаже, воспрепятствовало продолжению бесед. Беседы были
прерваны, что вызвало большое сожаление горожан.
Спустя некоторое
время беседы, запрещенные училищным начальством, после ходатайства И.Мамацева и
горожан были возобновлены 20 апреля 1886 года в первый после Пасхи, воскресный
день. Народ заполнил зал городской думы, и оказалось, что там могла поместиться
едва ли треть желающих. Остальным пришлось стоять на улице под окном. Число
слушателей превышало две тысячи. Интересно, что на беседах среди православного
народа было немало лиц других исповеданий - иудеев и магометан. На первом же
собрании было решено приступить к сбору пожертвований для того, чтобы снять
более подходящее помещение, и за четыре беседы собрали 1200 рублей, что по тем
временам составляло приличную сумму, причем опять же щедро жертвовали не только
православные, но и иноверцы. Успех натолкнул Иасона на мысль построить
отдельное здание для бесед, тем более, что один из известных ревнителей
православия, владикавказский купец Петр Андреев, обещал значительную
материальную помощь. Мамацевым было возбуждено ходатайство об отводе городом
для этой цели пустовавшего тогда участка земли. В ближайшее воскресенье, как
свидетельствуют «Терские ведомости», масса народа, собравшаяся в городском
дворе, во главе со своим пастырем Иасоном двинулась по бульвару на место (750
кв. сажень), подаренное городом для строительства молитвенного дома (тогда угол
Московской и Гимназической, ныне Кирова и Миллера). Здесь Иасон обратился к народу с искренней
речью о том, чтобы ревнители братского дела и теперь, когда город принес такую
жертву, усилили свои приношения, помогли, кто, чем может, для осуществления
намеченной цели. Призыв этот не прошел даром: со следующего дня сюда стали
привозить кирпичи, доски, камни, песок; пришли бесплатные мастеровые, и уже
через несколько дней ограда была готова. На участке была поставлена кафедра.
По инициативе
Мамацева и других горожан возникла идея учредить Свято-Троицкое Братство
ставящее своей целью утверждение религиозно-нравственного просвещения,
христианского благочестия и нравственности среди населения города. 12 июля 1886
года был утвержден устав нового Братства.
Проповеди Иасона
проводились при громадном стечении народа. Он вел собрания под открытым небом
каждый праздник, несмотря на холод и зной. Благодаря умению протоиерея привлечь
к делу Братства внимание всех слоев населения, средства быстро увеличивались, и
8 сентября 1886 года была произведена закладка молитвенного дома во имя Святой
Троицы. Закипела работа, и к началу ноября следующего года громадное, каменное
здание было отстроено. 12 ноября 1887 года во Владикавказ прибыл проездом из
Петербурга в Тифлис новый владыка Грузии архиепископ Палладий, впоследствии
митрополит Петербургский, именно он 15 ноября освятил молитвенное здание
Братства. Таков был результат воодушевления, энергии, энтузиазма протоиерея
Иасона, сумевшего привлечь и расположить даже иноверцев, не остановившегося
перед жертвами во имя благого религиозно-просветительского дела.
Вскоре, в сентябре
1888 года, Владикавказ посетил Государь Император с семьей, который будучи
ревностным поборником православия не оставил без внимания новый храм. 20
сентября, вместе с семьей и свитой Государь побывал в Свято-Троицкой церкви, а
затем пригласил протоиерея Мамацева на обед во дворец начальника Терской
области. До начала трапезы протоиерей Иасон стал предметом особого внимания со
стороны присутствовавшего здесь же армяно-григорианского архипастыря епископа
Геворка, приехавшего из Астрахани во Владикавказ для встречи с императором:
«Мне очень приятно познакомиться с Вами», - сказал епископ, приблизившись к
Мамацеву. - О вас, о ваших трудах и о вашем внимании к нуждам верующих христиан
я слышал очень много. Вы заслужили расположение не одних православных христиан.
Имя ваше известно и между иноверцами далеко за пределами Терской области. Да
поможет Вам Бог трудиться еще много-много лет».
На 1891 год в
состав Владикавказского Свято-Троицкого братства входили: покровитель Братства
экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский Палладий, блюститель
епископ Владикавказский Петр, председатель Попечительства Братства, учредитель
протоиерей Иасон Мамацев. Почетные члены:
жена генерал-майора Мария Грессер, жена генерал-лейтенанта Екатерина
Дуве, вдова генерал-лейтенанта Екатерина Смекалова, генерал-майор Николай Шепелев с женой Марией,
жена статского советника Мария Щигровская. Действительные члены: Петр Андреев,
Степан Белохвостов, Лаврентий Береславцев,
Петр Бойчевский, Владимир Грозмани, Николай Друецкий, Василий Зипалов,
священник Александр Исконицкий, Петр Коноплин, Павел Лилиев, Марк Лиханский,
протоиерей Николай Масютин, Роман Марущенко, Владимир Просвирнин, Василий
Попов, Гавриил Проценко, Матвей Саханский, Герасим Соловьев, Иван Ситов,
Алексей Тимофеев, Иван Уланов, Виссарион Чернявский, Иван Щигровский, Александр
Иванов, Михаил Сурмиевич. Приснопамятных членов – 96. Пожизненных – 140. Членов
благотворителей: православных – 270, неправославных – 40.
Занимаясь делами
Свято-Троицкого братства Мамацев не оставлял и педагогическую деятельность. Он
был законоучителем Владикавказской Ольгинской женской гимназии и являлся
делопроизводителем попечительного совета гимназии, преподавал Закон Божий и во
Владикавказском реальном училище.
С 1 января 1895
года согласно новому уставу Свято-Троицкая церковь стала бесприходной. В 1895
году в специально выстроенном здании при Братстве была открыта
церковно-приходская школа, а спустя год, рядом с церковью был сооружен приют
для престарелых братчиков. К началу ХХ века Свято-Троицкое братство располагало
богатейшей церковной библиотекой с бесплатной читальней. В 1913 году при церкви
было открыто Общество трезвости «для борьбы с пьянством и сквернословием». Увы, к этому времени протоиерей Иасон Мамацев
был уже тяжело болен и фактически отошел от всех дел. С 1892 по 1894 год
настоятелем церкви являлся священник Алексей Богоявленский, затем Иоанн
Полянский, в 1909 году его сменил протоиерей Иоанн Завитаев.
2 февраля 1914 года
протоиерей Иасон Мамацев скончался, оставив после себя доброю память и церковь,
считающуюся одной из самых красивых во Владикавказе.
В советское время Свято-Троицкая церковь была закрыта, а в 30-е
годы и вовсе снесена. Спустя несколько лет на этом месте был построен жилой дом
для сотрудников МВД (т. н. «Дом чекистов»).
Казалось бы, славное имя Иасона Мамацева навсегда кануло в Лету, но судьбе было угодно вернуть его из небытия. В далеком Южно-Сахалинске проживает правнучка Иасона Мамацева - Ольга Георгиевна Петрулевич. У Иасона Дмитриевича были две дочери, одна из них – Мария, вышла замуж за офицера Императорского Конвоя Николая Долгова. В 1913 году у них родился сын Георгий, восприемником которого была Государыня Императрица Александра Федоровна. Храбрый полковник Долгов, герой Первой мировой войны и участник Белого движения, скончался от тифа в конце 1918 года. Тяжелые испытания выпали на долю Марии и ее детей. Спустя годы, Ольга Георгиевна Петрулевич, по крупицам собрала сведения о своей родословной и добилась увековечивания памяти протоиерея Мамацева. Уже скоро, на доме, находящемся на месте Свято-Троицкой церкви будет установлена мемориальная доска с соответствующей надписью.
ПЕТРО-ПАВЛОВСКАЯ
церковь
С уходом Тенгинского полка из Владикавказа в 1894 году, церковь
стала принадлежать 81-му пехотному Апшеронскому полку. В народе она была
известна как – Апшеронская. Данный храм не принадлежал Владикавказской епархии,
он относился к военному духовному ведомству.
При Петро-Павловской церкви было старинное кладбище, где были
погребены сотни офицеров и рядовых, генералов и военных чиновников. Здесь нашли
вечный покой герои Кавказской войны и участники войн с Турцией, погибшие в
Манчжурии и на полях Первой мировой войны. На могильных плитах читалась история
не только Владикавказа и Кавказа, но и России. В 1906 году здесь был погребен
отставной полковник Парфентий Кулебякин, гласный владикавказской городской
думы. Этот заслуженный офицер
сопровождал Государя Императора Александра II в
печальный день, 1 марта 1881 года, когда произошло Цареубийство. Сам Парфентий
Кулебякин в момент покушения был серьезно ранен, и огорченный, что не смог
защитить Царя ушел в отставку.
В начале 30-х годов Петро-Павловскую церковь постигла судьба
большинства храмов Владикавказа. С начала ее закрыли, а затем разобрали на
кирпичи «для сооружения жилья для рабочих». Постепенно стало разрушаться и
кладбище. В 60-е годы кладбище окончательно снесли, а на месте церкви построили
здание для Северно-Осетинского драматического театра.
ВОЗНЕСЕНСКАЯ
церковь
Роскошный иконостас для храма заказал в Петербурге известный
владикавказский благотворитель И.В. Филькович. При церкви действовала
церковно-приходская школа. Приход Вознесенской церкви был один из самых больших
в городе, ведь она одна приходилась на эту часть Владикавказа.
В 30-е годы церковь
была разрушена, и на ее месте был построен пятиэтажный жилой дом.
ГЕОРГИЕВСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Местные жители уже давно просили соорудить на их слободке церковь.
Здесь проживало много владикавказцев, русских и осетин, а ближайшие храмы были
относительно далеки.
Усилиями местных деятелей Н. и Е. Атаровых, П. Байматова, Ф.
Скублинского, И. и Г. Хетагуровых, Е. Баллоева, А. Краснобрыжева и других были
собраны необходимые средства и выстроен вместительный, просторный, деревянный
храм. Начальник 21-й пехотной дивизии
генерал-лейтенант Венедикт Ясенский любезно предоставил новой церкви во
временное пользование готовый походный иконостас и подвижным престолом и
жертвенником.
На освящении Георгиевской
церкви присутствовали: супруга Начальника Терской области Н. Флейшер, помощник
Начальника Терской области генерал Н. Степанов, члены строительного комитета по
постройке храма генералы Кусов, Хоранов,
полковники Кулебякин, Гусов, Татаров, подпоручик А. Кайтов и др.
Настоятелем Георгиевской церкви был назначен священник Моисей
Коцоев. 23 апреля 1913 года прихожане новой церкви впервые отметили свой
храмовый праздник. Этим же летом началась постройка уже каменного храма. Для
этого Владыка Питирим выделил 1500 рублей, по его же ходатайству Общество
восстановления православия на Кавказе предоставило на постройку 3000 рублей.
Владикавкаская городская Управа выделила 1000 рублей и бесплатно лес из
городской лесной дачи и камня и песку и русла Терека. Спроектировал каменный храм
епархиальный архитектор П.Е. Сергеев.
Георгиевская церковь находилась на месте нынешней средней школы №
26. В декабре 1929 года храм был закрыт на том основании что «верующие
отказываются от дальнейшего пользования зданием». Здание церкви передали под клуб,
а затем разрушили.
КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКАЯ
церковь
Строительство храма
началось в 1879 году на деньги Xарлампия Муратандова. Газета «Терские
ведомости» по этому поводу писала: «В понедельник 21 мая в городе Владикавказе
праздновалось заложение греческого храма во имя Св. Константина и Елены,
память которых греко-российская церковь чтит в этот день. Храм заложен на той
стороне Терека, где уже давно заготовлялись материалы для его постройки.
Строитель храма г. Муратандов возводит его за свой счет, для чего им ассигнован
весьма значительный капитал. Таким образом, еще одним храмом во Владикавказе
будет больше. Хотя греки и не составляют у нас значительной части населения.
После молебствия, совершенного Преосвященным Иосифом, на котором
присутствовали высшие власти и именитейшие граждане, строителям дан был обед в
клубе».
Строительство завершили лишь через десять лет. Храм находился на месте
нынешней средней школы № 2. В начале XX века в ее ограде был погребен ее строитель
Х.Муратандов.
В советское время храм постигла печальная участь. Вначале были сняты колокола «так как их звон мешал работе государственных учреждений и учебным заведениям». Это произошло в сентябре 1932 года. А в 1933 году Константино-Еленинская община была переведена к Ильинской часовне. В этом же году храм был снесен. На его месте была устроена спортивная площадка. В 1937 году здесь соорудили нынешнее здание для школы.
Успенья
Богоpодицы церковь
(ГРЕЧЕСКАЯ)
Она была сооружена старанияими потомственного почетного гражданина
Панайиота Евстафиевича Марандова на
собственные средства. Здание было кирпичное с одним приделом и колокольная в
два яруса. Церковь находилась на улице Нальчикской.
Об этом радостном событии для греков епископ Владикавказский и Моздокский
известил королеву Греции телеграммой следующего содержания: «Заветное желание
проживающих во Владикавказе греков иметь для себя отдельный храм. в котором совершалось
бы богослужение на их родном языке, осуществилось. Согласно моего ходатайства.
Святейшим Синодом открыт для владикавказских греков самостоятельный приход, и
мною назначен священник из греков. Сегодня мною освящен для греческого
населения приходский храм-школа в честь Успения Божией Матери, построенный на
средства местного купца Панаиотия Марандова. В этот знаменательный день,
вознесши усердныя молитвы о благоденствии государя императора, царствующего
дома и Вашего Королевского Величества, от себя, строителя и греческого
населения г. Владикавказа считаю приятнейшим долгом довести до Вашего сведения
об этом радостном событии в глубокой уверенности, что духовные нужды греков,
где бы они ни были, всегда были и будут близки сердцу Вашего Величества».
Настоятелем нового храма был назначен священник Аристид Какулиди. Он
служил настоятелем вплоть до своего ареста в декабре 1937 года. Прихожанами
Успенской церкви были греки, всего около ста семей.
В 1927 году в склепе под колокольней был погребен строитель Успенской церкви П.Х. Марандов. Вскоре храм был закрыт и перенесен в другое помещение. В 1933 году колокольня была разрушена, а перед войной уничтожили и скреп.
Покровский женский монастырь
Его история берет
свое начало в 1891 году, когда по инициативе вдовы отставного рядового Евдокии
Лозенко и вдовы мещанина Елизаветы Козиной, во Владикавказе появилась женская
община. Для ее обустройства Городская управа отвела небольшой (в масштабах
монастыря) пустующий участок земли на окраине города, на котором в 1892 году
была воздвигнута церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезенная сестрами из
станицы Тарской. Станичники,
выстроив в Тарской новый храм, продали
за 600 рублей старую деревянную церковь сестрам Покровской общины. Как и
церковь, колокольня была деревянной. Достройка церкви и всего монастыря
осуществлялась на добровольные пожертвования и за счет личного безвозмездного
участия в строительстве. В материальном плане наибольший вклад внесли
устроительницы Евдокия Лозенко и Елизавета Козина, а также отставной коллежский
регистратор Александр Иванов.
Территория общины
находилась между улицами Форштадтской (ныне О.Кошевого), Курской, Червленной (ныне Интернациональная) и
Вокзального проспекта (ныне улица Маркова).
С первого же дня
сооружения храма в его стенах стали совершаться богослужения. На антиминсе этой
церкви было написано: «Иоанникием, епископом Владикавказским, священодействован
антиминс для священнодействия в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что во
граде Владикавказе» и дата 28 сентября 1892 года.
В июне 1894 года,
благодаря особому попечению о сестрах Покровской общины Владикавказского
преосвященного, последовало синодальное утверждение общины. А в сентябре 1897
года община была преобразована в женский монастырь. К этому времени в общине
было 57 монахинь.
1 октября 1894 года
в первый храмовый праздник преосвященный Владимир постриг в монахини, под
именем Евпраксия, устроительницу общины Евдокию Лозенко.
Первой
настоятельницей монастыря стала, прибывшая в августе 1895 года, монахиня
Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. Неонила была родом из
духовного звания, еще молодой девушкой семнадцати лет она поступила в
Ставропольский монастырь, где провела свою жизнь до назначения во Владикавказ.
Это была весьма образованная монахиня. Ее личную библиотеку составляли 179
книг, в числе которых были творения святителя Игнатия Ставропольского. При матушке
Неониле в обители устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские,
небольшой свечной завод и просфорня, обеспечивавшие церкви города всем
необходимым. В октябре 1897 года при монастыре открывается школа для 30
девочек-сирот. 6 февраля 1898 году матушка Неонила получила звание
игуменьи.
5 декабря 1903 года
игуменья Неонила скончалась в своей келье на 67 году подвижнической жизни.
Погребение ее состоялось на территории монастыря.
Со временем
монастырь все больше обстраивался и благоустраивался. У него появилась
собственная небольшая больница на 10 мест. А в годы Первой мировой войны в
монастыре был открыт лазарет на 20 раненых воинов.
С 12 мая 1905 года
в Покровском храме монастыря в специальном ковчежце хранились небольшие частицы
святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой
мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии,
игуменьи Полоцкой, привезенные игуменьей Агнией из Киева.
Так как старая
деревянная церковь уже не удовлетворяла нужды монахинь, было решено соорудить
еще один новый храм. 24 апреля 1907 года на
территории Покровского монастыря преосвященным Гедеоном было совершено
молебствие и закладка фундамента для нового монашеского храма - во имя Успения
Пресвятой Богородицы. На закладке присутствовали Начальник Терской области
генерал-лейтенант А.Колюбакин, младший помощник Начальника области генерал-майор И.Соловьев, генерал-майор Баженов
с их семьями, некоторые лица из городских представителей и прихожане. Генералы
Колюбакин и Соловьев первыми положили кирпичи в основание нового храма.
Здесь стоит
отметить, что областные и городские власти неизменно благосклонно относились к
Покровской общине. Особенно много внимания общине уделял городской голова
Владикавказа с 1897 по 1908 годы Александр Федорович Фролков. В июле 1910 года,
когда А.Ф.Фролков скончался, он был похоронен в ограде Покровского женского
монастыря. Это было большое исключение, так как на территории монастыря не было
обычного кладбища, как это нередко бывает при церквях. Здесь хоронили только
монахинь, а остальных лиц лишь в особых случаях.
В трудные годы
лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (Анна
Макаровна Щербинина). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время
разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее
требовали ключи от кладовых монастыря и от несуществующих сокровищ. Матушка
Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По
словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от
старицы Анастасии Владикавказской. После мученической кончины игуменьи Клавдии
обитель возглавила матушка Ермиония.
В 1921 году
распоряжением ЦИК Горской ССР Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая
покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В
1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены
обители. Некоторые их них уехали из Владикавказа, другие были репрессированы.
Оставшиеся сестры проживали при городских церквях. Схимонахиня Апполинария
умерла в 1956 году, инокиня Вера Морозова – в 1964 году. Последняя насельница
Покровского монастыря схимонахиня Георгия скончалась 21 ноября 1982 года.