Харлампий (Хазрет) Цомаев

Помнят старожилы Владикавказа отца Харлампия Цомаева. Мудрость его и милосердие привлекали к нему десятки лет прихожан и в дни радости, и в горе. Уходили же от него с просветленными душами и добрыми чувствами. Церковный сан и светская образованность отца Харлампия внушали жителям Осетинской слободки веру и надежду...»

Харлампий Цомаев был одним из лучших представителей духовной интеллигенции осетинского народа. Время возвращает нам несправедливо забытые имена писателей, художников, общественных деятелей, просветителей, сыгравших большую роль в становлении национального самосознания народа, в развитии осетинской культуры и литературы.

В ряду таких имен и имя священника Харлампия Цомаева - гуманиста, просветителя, деятеля осетинской культуры, способствовавшего приобщению осетинской интеллигенции к сокровищам русской и зарубежной литературы. Харлампий Цомаев принадлежит к числу национальных подвижников, которые своей жизнью и общественной деятельностью являли пример беззаветного служения интересам своего народа.

Родился Харлампий Цомаев 2 декабря (по ст. ст.) 1875 года в селе Архон Догомо-Архонского прихода в Алагирском ущелье, в семье бедного крестьянина Дриса Преевича Цомаева. При рождении он был назван Хазретом, а при крещении получил имя Харлампий.

Харлампию было два года, когда умерла его мать. Он был взят на воспитание дядей по матери - жителем Мизурского прихода Черменом Макеевым. В 1887 году он был отдан на обучение в Алагиро-Салугарданскую миссионерскую школу Общества восстановления православного христианства на Кавказе.

Сохранились документы за подписями учителей А.Сохиева, П.Сергеева, законоучителя священника А.Хетагурова об успехах ученика Х.Цомаева. Эти учителя и ходатайствовали об определении способного ученика на бесплатное содержание в Александровское Осетинское Духовное училище. Сохранилось прошение и самого Харлампия Цомаева на имя смотрителя училища отца Иоанна, где он выражает ревностное желание продолжать учение и просит допустить его к экзамену. Экзамены в семинарию были сданы успешно. Он обладал не только блестящими способностями, но и редчайшим усердием в учебе: в училище и в семинарии из класса в класс переходил он с аттестацией по первому разряду. Почти все свободное время он проводил в семинарской библиотеке. Семинарская ученическая библиотека была очень обширной. Здесь были богословские книги, «Этика» Аристотеля, «Критика чистого разума» Канта...

Харлампий глубоко изучал богословие и общеобразовательные предметы. Отличную учебу он сочетал с активной общественной деятельностью: был постоянным членом редколлегии семинарской стенгазеты, возглавлял в ней рубрику «За высокую нравственность».

В 1897 году Харлампий Цомаев окончил Ардонскую Духовную семинарию и был среди первых ее выпускников.

Все годы учебы в семинарии он был стипендиатом Общества восстановления православного христианства на Кавказе, поэтому был обязан нести миссионерскую службу.

После окончания семинарии он был отправлен в родное село Архон, где открыл первую школу, попечителем которой был 12 лет. Среди архивных документов сохранилось прошение Харлампия Цомаева об определении его на священническое место на имя Преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и Моздокского, от 13 августа 1897 года. Он был рукоположен в диакона 26 сентября 1897 года, а 1 октября - во священники. 10 октября 1897 года священник Петр Обновленский сообщил, что он достаточно научился отправлению треб богослужебных, и ему выдали грамоту как священнику за № 1023. За Цомаевым было зачислено праздное священническое место в Успенской церкви в селении Зруг. В течение нескольких лет он в тяжелых условиях служил в селениях Зруг и Галиат, где достроил школу. Здесь он столкнулся со всеми трудностями работы священника в горных селениях.

Позднее в «Епархиальных ведомостях» от 27 апреля 1908 года Харлампий Цомаев вспоминал, что все его юношеские мечты об активной просветительской деятельности были разбиты о суровую горскую действительность. Даже ему, привыкшему к лишениям, эти условия показались невыносимыми. Поэтому редко кто из грамотных священников соглашался работать в горах. Он считал единственным выходом увеличить содержание горского духовенства, обеспечить их удобными квартирами, а срок службы в горах сделать не более 2 - 5 лет.

С 1900 по 1910 год Харлампий Цомаев работал в сел. Тулатово (Беслан) Правобережного района. В последние 5 лет он был благочинным церквей десятого благочинного округа. В Тулатово он построил два больших каменных здания под мужскую и женскую школы и открыл первую библиотеку с читальным залом. Блестяще одаренный, накопивший большой интеллектуальный потенциал, он нес свет знаний своим соотечественникам.

С 12 по 26 июля 1908 года в городе Киеве состоялся IV миссионерский съезд, куда Епархиальным начальством был
командирован Харлампий Цомаев. На съезде Цомаев говорил о тяжелом положении Православия на Кавказе, об отсутствии противомагометанской миссии, о том, что Осетия обуреваема магометанской пропагандой, просил указать меры, которые бы гарантировали целостность и успех Православия.

С 1910 по 1925 год Харлампий Цомаев работал священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа. 11 сентября 1914 года он был награжден Святейшим Синодом наперсным крестом, а в 1919 году - возведен в сан протоиерея. Примечательно, что осетинская церковь Рождества Пресвятой Богородицы обслуживала прихожан всех национальностей Христианской Веры: осетин, грузин, армян, греков. Одновременно Харлампий Цомаев становится заведующим и законоучителем одноклассной церковно-приходской школы при церкви. Он расширил и обустроил школу. Лично подготовил более 300 учеников и определил их в разные учебные заведения. Многие ученики этой школы смогли поступить и продолжить учебу в учебных заведениях Владикавказа и крупнейших городов России. Он был законоучителем и в Ольгинской второклассной школе. Просветительская деятельность отца Харлампия Цомаева еще недостаточно изучена.

С 1902 года он занимался переводом Библии на осетинский язык. С 1915 года Преосвященный Антоний, епископ Владикавказский и Моздокский, с благословения которого издавали журнал «Чырыстон цард» («Православная жизнь»), назначил редактором священника Харлампия Цомаева. Журнал стал заметным явлением в культурной жизни Осетии. В нем появились новые рубрики и разделы, письма в редакцию, новости. С журналом сотрудничали уже известные в то время писатели: Алихан Токаев, Сека Гадиев, Илас Арнигон, Давид Короев.

В кругу знакомых и друзей Цомаева были Арсен Коцоев, Цоцко Амбалов, Дзахо Гатуев, Гаппо Баев, Борис Алборов и другие видные деятели осетинской культуры и литературы.

Незадолго до революции отец Харлампий Цомаев поступил в Казанскую Духовную академию. Но из-за тяжелого материального положения вынужден был возвратиться. У него была многочисленная семья. В архиве ЦГА сохранилась исповедная роспись Владикавказской Осетинской церкви от 1914 года, где говорится о семье Цомаева: приходили на исповедь Надежда Алексеевна жена, 38 лет, Георгий, 14 лет, Виктор, 13 лет, Павел, 11 лет, Вениамин, 9 лет, Любовь, 6 лет. Ради своей семьи он и вернулся в Осетию. Жили они в доме №7 на нынешней улице Димитрова.

В 1917 году, 6 - 8 апреля, состоялся съезд духовенства Осетии. Резолюции съезда № 22 и № 23 постановили перенести Управление Владикавказского округа в селение Ардон, и решили «просить иметь место для двух представителей от осетинского духовенства в областном и окружном комитетах и теперь же делегировать священников Х. Цомаева и М. Дзахоева».

С 1911 года отца Харлампия Цомаева связывала тесная личная дружба с Гаппо Баевым, государственным и общественным деятелем Осетии. Она продлилась вплоть до ухода Г. Баева в эмиграцию. Он встречался с Гаппо Баевым как по служебным вопросам, так и по личным. Национальная школа на Осетинской слободке при Осетинской церкви была открыта при поддержке Г. Баева.

Гаппо Баев высоко ценил отец Харлампия Цомаева. Когда к печати готовили монографию профессора Миллера об Осетии, Г. Баев пригласил отца Харлампия к себе домой для ознакомления с монографией. После отъезда Гаппо Баева заграницу в 1920 году отец Харлампий переписывался с ним. Гаппо Баев писал, что после долгих скитаний прибыл в Берлин. За это время испытал много лишений, болел, но «...теперь приютен какой-то общиной...». Тоскует по родине и не теряет надежду на возвращение, мечтает вновь увидеть Терек. Писал, что в Берлине есть Британское библейское общество, которое издает на языках всех народов Священное Писание, и хорошо было бы издать на средства этого Общества что-нибудь из Священного Писания на осетинском языке. Отец Харлампий ответил ему, что «в Осетии нет сейчас духовного государства, новыми переводами Священного п исания на осетинском языке никто не занимается, поэтому едва ли удастся воспользоваться помощью Британского библейского общества». В 1925 году Харлампий Цомаев снял с себя сан священника. Надо полагать, что суровые обстоятельства того времени вынудили его сделать это. Семья голодала, церкви упразднили, на работу нигде не принимали. Они арендовали землю за городом и этим перебивались. То было тяжелое время арестов, преследований и убийств безвинных людей. Нам сейчас даже отдаленно трудно представить всю напряженность того смутного времени хаоса.

Харлампий Дмитриевич Цомаев работал над переводами книг и брошюр на осетинский язык как научного, так и популярного содержания, перевел роман Лермонтова «Герой нашего времени», занимался сбором фольклорного материала, преподавал в школах осетинский язык.

Харлампий Дмитриевич работал заведующим канцелярией Северо-Осетинского облоно, в редакции газеты «Растдзинад». Страница истории страны стала трагической в судьбе Харлампия Цомаева, разделившего участь многих тысяч священнослужителей, деятелей культуры, науки и просвещения, невинно осужденных и расстрелянных в годы репрессий.

10 сентября 1936 года Цомаев Х.Д. арестован органами НКВД по Северо-Осетинской автономной области.

24 января 1937 года Цомаеву было предъявлено обвинение по ст.58, п.п. 10 и 11 УК РСФСР в том, что «...входя в состав контрреволюционной националистической группировки, проводил контрреволюционную работу. Состоя старшим корректором газеты «Растдзинад», в тексте перевода обвинительной речи прокурора СССР Вышинского на процессе московского террористического троцкистского центра в газете «Растдзинад» от 26.08.36 г. пропустил контрреволюционную похабщину...» (из обвинительного заключения). А всего-то при переносе слова « сус?г?й» (тайно) был пропущен слог и напечатано «сус?й». При обыске у него в доме нашли фотографию Гаппо Баева с дарственной надписью.

Первоначально его осудили на 10 лет, но 11 июня 1937 года этот приговор был отменен, и 28 декабря 1937 года заседанием Тройки НКВД Северо-Осетинской АССР Цомаев Харлампий, он же Хазрет, Дмитриевич был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29.12.37 г.

Это был период, когда милосердие признавалось злодеянием, доброта и щедрость души - коварством и кознями, правдолюбие - преступлением. Это был период отлучения от Церкви и уничтожения самого очага «мракобесия», священники бесследно исчезали в казематах НКВД. Мы не знаем, какие муки принял ради своей веры в Бога, в людей, в свой народ Харлампий Дмитриевич, хотя муки его начались много раньше его ареста. Однако мы верим, что он не предал ни Бога, ни людей, ни свой народ. А сколько пережили члены его семьи - семьи «врага народа». И лишь 12 ноября 1955 года Харлампий Дмитриевич Цомаев был реабилитирован.

Харлампий Дмитриевич Цомаев был человеком, который, как ярко горящий факел, осветил путь к свету просвещения многим своим современникам. И поистине это был человек, получивший от Бога один талант и приумноживший его в десять раз.

 

Материал подготовила
Раиса Каргиева .

Большую помощь в поисках и подборке материала оказала директор Центра по охране памятников архитектуры Людмила
Руслановна Габоева.



Hosted by uCoz