Моисей Коцоев

Православное христианство занимает значительное место в истории осетинской культуры. Несмотря на востребованность надежной информации и научных оценок, вопросы христианской истории алан-осетин продолжают оставаться малоизученными, насчитывается лишь небольшое количество специальных работ. Объяснение заключается во вполне понятной непопулярности темы, на протяжении длительного советского периода, то есть времени оформления аланистики в отдельное и довольно обширное направление внутри отечественной исторической науки. Между тем без определения места и роли Православия в религиозной жизни алан-осетин средневековья и нового времени вряд ли возможно составить целостное представление о формировании и функционировании осетинской традиционной культуры.

В средневековой Алании существовало Православие, воплотившее в себе ортодоксальное христианство и элементы древнеарийской традиции. Аланская православная культура несколько своеобразна и сохранила некоторые черты дохристианской эпохи.

Из работы М. Мамиева, кандидата исторических наук, сотрудника института истории и археологии при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова

Одним из ярких представителей духовной интеллигенции был священник Моисей Коцоев.

Родился Моисей (Дахцко) Захарович 26 июня 1869 года в селении Гизель в семье Дзигура Адгеевича Коцоева и Кицил Бодуровны Кадиевой.

В 1887 году окончил курс Гизельской церковно-приходской школы и поступил в Ардонское духовное училище, которое успешно окончил 24 июня 1893 года.

Он проявил большие способности в учебе по изъяснению молитв, катехизису, церковному богослужению, славянскому языку, по общеобразовательным предметам. Все это и предопределило его дальнейшую деятельность. В тот же год он начал учительствовать в Махческой церковно-приходской школе, а в январе 1896 года был рукоположен в сан священника Галиатской церкви. Отец Моисей Коцоев считал своим священным долгом трудиться на ниве просвещения своего народа. Он обучал как детей, так и взрослых.

19 февраля 1895 года Моисей Коцоев, поддержанный сельскими обществами Галиата и Махческа, подал прошение о разрешении ему открыть при школе религиозно-нравственные чтения накануне воскресных и праздничных дней.

Он был женат на дочери священника Георгия Сикоева Марии.

В личном фонде Гаппо Баева сохранился уникальный материал из творческого наследия отца Моисея Коцоева, в том числе и рукопись перевода на осетинский язык «Житие святого Георгия Победоносца» и «Чудеса святого Георгия Победоносца». В письме к Гаппо Баеву он писал: «Посылаю при сем тетрадку с описанием жизни святого Георгия Победоносца. Мне думается, что жизнь и деяния всеми чтимого святого небезынтересно услышать нашим собратьям путем чтения на родном языке. Если... труд будет, по вашему мнению, бесполезен, то будьте столь добры - постарайтесь прорецензировать его...». 

Деятельность священника была оценена. В его послужном списке значатся награды: грамота Святейшего Синода, а также набедренник, наперсный крест, камилавка, из которых наперсным крестом его награждали, в том числе, и за научную деятельность.

Навряд ли удастся рассказать должным образом о неустанных хлопотах отца Моисея Коцоева по сооружению и устройству церкви-школы в селении с поликонфессиональным населением. Для сооружения этой школы он объявил сбор средств по подписным листам в городе, станицах, селах Терской области. Для росписи церкви был приглашен один из лучших художников-иконописцев, чьи росписи можно было увидеть в главном храме Владикавказской епархии в кафедральном соборе города Владикавказа.

Одной из ярких страниц его деятельности является создание благотворительного церковно-приходского братства летом 1903 года из жителей села Кадгарон в числе 50 человек, четверо из которых были женщины, что в то время в истории Православной Осетии было единственным явлением подобного рода. Братство имело целью религиозно-нравственное просвещение прихожан, искоренение пороков в обществе, попечение о народном образовании и обучение детей разным полезным ремеслам. Его более всего волновали проблема воспитания детей и положение женщины в обществе.

В последнем его можно считать продолжателем дела протоиерея Аксо Колиева , который еще в середине XIX века поднял этот вопрос.

В декабре 1903 года на базе православного братства была основана девичья учебно-ткацкая мастерская, были отосланы в Петербург на выставку «Детский мир» работы юных мастериц. Эти работы обратили на себя внимание и были удостоены медали и диплома. Кроме того, учащиеся местной школы под руководством самого Моисея Коцоева ежегодно устраивали «Праздник древонасаждения», используя саженцы из школьного питомника. На протяжении всей жизни он увлеченно занимался плодовым садом в Гизели, слава о котором дошла до наших дней. Поэтому ему было нетрудно прививать любовь к садоводству и детям.

Обращаясь к людям за оказанием помощи приходскому братству, он писал, что одной из главных целей братства является оказание помощи в здоровье женщине.

Отец Моисей Коцоев выступал против укоренившихся некоторых грубых обычаев, таких как похищение девиц, плата за невесту (калым), расценивая их как губительное великое зло, даже мать всех зол, - «ибо ими в большой степени обусловливаются такие отрицательные явления, как убийство, фамильные раздоры, разорение многих семейств уплачиванием калыма, забитость женщины».

Благодарные люди, среди которых он работал, писали: «...священник Моисей Коцоев среди нас трудится уже 8 лет и за все это время принес немало пользы, входя во все нужды населения, и помимо своих пастырских обязанностей по его инициативе и энергии у нас открыта ссудо-сберегательная касса, которая приносит нам в сельскохозяйственном отношении великую пользу, открыто церковно-приходское братство, увеличено число учащихся в местной школе от 100 до 320 человек обоего пола, выстроено новое школьное здание, расширена церковная ограда, обновлена церковь, открыта ткацкая женская школа. 

И вообще за все это время отец Моисей Коцоев, не покладая сил, стремится лишь к тому, чтобы наше благосостояние не приходило в упадок, а напротив процветало».

  Это ли не самая высшая похвала и награда за труды отцу Моисею Коцоеву?!

Отец Моисей Коцоев стремился к ускоренному интеллектуальному развитию осетинского общества, к его духовному единству, к просвещению народа, как и священники Алексей Гатуев, Козьма Токаев, Харлампий Цомаев и Иоанн Рамонов.

  Воплощение этой идеи могло произойти только с наличием печатных органов. С этой целью в 1909 г . Харлампий Цомаев, Иоанн Рамонов и Моисей Коцоев подали прошение о разрешении издания ими за свой счет религиозно-православного журнала «Хуры тын» («Луч солнца»). Подготовленные Моисеем Коцоевым программа журнала и рукопись первого номера получили похвальную оценку, но просьба была удовлетворена только через два года.

В 1911 году газета «Владикавказские епархиальные ведомости» сообщила о выходе первого номера журнала «Чырыстон цард». Редактором этого издания был Моисей Коцоев.

19 февраля 1911 года отец Моисей Коцоев отослал Гаппо Баеву первые три номера журнала и писал ему: «...Прошу Вас, если найдете время, то постарайтесь поместить в одной из местных газет свое мнение о том, насколько издание это полезно и уместно для духовенства, народа и особенно школе... Полагаю, что немало услуг окажу нашей литературе, если упрочится мое издание. Ведь по историческим данным даже у больших народов духовная культура всегда предшествовала светской». 

В течение 1911 года отец Моисей Коцоев подготовил и издал 8 выпусков журнала, состоящих из поучений, нравоучительных слов и Слов Мудрости, обязательного раздела «Гигиена школьника» и литературного отдела.

Одновременно он работал в цензурном комитете по изданию богослужебных книг на осетинском языке. А чтобы иметь возможность обучать собственных детей, он еще и преподавал в мещанском училище. Это позволило ему дать детям блестящее образование. Его дочь Люба была учительницей во второй Владикавказской женской школе, которой заведовал ее отец.

В 1911 году во Владикавказе был учрежден второй осетинский приход на Владимирской слободке, было освящено место и заложено строительство новоосетинской Свято-Георгиевской церкви, священником в которую в 1912 году был назначен отец Моисей Коцоев. Новое назначение возлагало на него обязанности строителя храма.

Благодаря ревностному отношению городского головы Гаппо Баева, члена строительного комитета генерал-лейтенанта Инала Тогоевича Кусова, священника Харлампия Цомаева, жителей самой слободки Н. и А. Атаровых, П.Байматова, П. и Г. Хетагуровых и И.Караева уже 24 марта 1913 года состоялось освящение нового, довольно вместительного деревянного храма.

Значительной вехой в жизни священника Моисея Коцоева можно считать период Первой мировой войны, когда он из глубокого человеколюбия стал полковым священником.

10 марта 1916 года из действующей армии он писал Гаппо Баеву: «Зная, насколько близки интересы осетинского конного полка Вашему сердцу, обращаюсь к Вам со следующей просьбой. Вам известно, что всадники наши будут встречать наступающий светлый праздник Пасхи вдали от родного дома... и, естественно, ощутительнее будут чувствовать свое одиночество и разлуку с милыми родителями. И я как пастырь покорнейше просил бы Вас устроить по своему усмотрению какую-нибудь организацию по снабжению всадников полка пасхальными подарками от их родных. Еще в прошлом году многие из родителей всадников бывшего осетинского дивизиона выражали свою готовность послать пасхальные подарки, обращаясь ко мне с просьбой указать, как это надо сделать. Ввиду этого дела со всадниками все трудности походной военной жизни, я вспомнил о таковом добром порыве родителей и со своей стороны прошу Вас не отказать по данному делу в своем просвещенном содействии».

Это было не единственное его письмо с фронта. В течение 1917 - 1918 годов Моисей Коцоев регулярно присылал письма-заметки (« Хёсты быдырёй ») в редакцию газеты «Ирон газет» с описанием участия молодых воинов в боевых действиях, о их боевом духе и подвигах. Ему выпала скорбная участь везти с поля битвы тело погибшего генерала Василия Хетагурова, чтобы предать его родной земле.

Среди документов, связанных с деятельностью Моисея Коцоева, есть единственное прошение, в котором он хлопочет о выплате годовой задолженности по службе «ввиду стесненного его материального положения», не позволяющего ему оплатить обучение детей. Только в возрасте 50 лет он решил обрести собственный дом. Для этой цели в 1919 году на 12 лет он арендовал у Городской управы участок земли на углу улиц Надтеречной (А. Коцоева) и Генеральской (Пашковского) рядом с домом отца Харлампия Цомаева.

На фотографии, которую вы видите на этой странице, - Михаил Георгиевич Сикоев и его жена Саша Иосифовна Гагкаева. Отец Михаила Георгиевича - священник Георгий Сикоев - умер в 1892 году и был похоронен во дворе Кадгаронской церкви. Могила его утрачена. Детей священника Георгия Сикоева вырастил отец Моисей Коцоев и дал им образование. Михаил Георгиевич Сикоев был первым директором школы в селении Коста, жена его Саша Иосифовна Гагкаева тоже была учительницей. Эстафету священников-просветителей несли дальше их дети и внуки.

В настоящее время Кадгаронская церковь восстановлена Владимиром Короевым. Уже крестили в ней первых детей, и церковь вновь созывает чад своих под звон колоколов к благодати Божией.

Документ из архива
Гаппо Баева

ВПИ № ......... 190... г.
Братство
Кадгаронское
Церковно-Приходское
во имя
Архистратига Михаила
М.Г.

В селе Кадгарон с начала текущего 1904 года открыто с разрешения Епархиального Начальства церковно-приходское братство, во имя Архистратига Михаила, с целью религиозно-нравственной и благотворительной.

  В задачу его входит также попечение о благосостоянии народа и о больных духом и телом. Пусть каждый, кому дороги интересы родного общества, проникнется святой ревностью о храме Божием и пусть пламенно стремится служить в храме и своим нуждающимся сородичам может и как умеет. Друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов.  

Всем желающим в захолустном селении известно, как невыносимо тяжело бывает видеть страдания родных и близких людей, страдать от немощей самому и видеть, как страдают и умирают десятки и сотни окружающих, лишенных самой необходимой медицинской помощи за отсутствием врача и медикаментов. Кто не знает, как тягостно отзывается сравнительно незначительное заболевание женскими болезнями на силах, работоспособности и нравственном состоянии больных вообще? На женщине-осетинке, заболевшей женскими болезнями и не перестающей нести при этом тяжелый физический труд, гнет этот ложится еще тяжелее. Жизнь несчастной осетинки, лишенной помощи, становится непрерывным страданием. Больная осетинка-мать, которую при своевременной помощи можно было бы спасти, безвременно погибает на глазах близких людей, бессильных помочь ей, оставляя за собой кучу сирот малышей.

  Оказывать посильную помощь всем страждущим людям, в особенности же по женским болезням и акушерству в родном своем селении, где обездоленные осетинки, наши матери, лишены возможности лечиться вследствие недостатка средств и отдаленности их местожительства от центров специальной медицинской помощи, является одной из главных целей приходского братства.  

Конечно, на осуществление этих святых целей нужны средства, которыми Братство, к сожалению, пока не располагает, а потому оно и обращается к добрым сердобольным людям, в особенности же к служащим своим односельчанам, за материальной помощью, надеясь, что воззвание найдет отклик среди всех тех, кому дорого здоровье жен, кто ценит и понимает значение ея здоровья для своей семьи и для блага дорогого своего селения, кто может войти в положение несчастных всех тружеников и тружениц, которым своевременная медицинская помощь может возвратить силы, здоровье и даже спасти самую жизнь и которые страдают лишь потому, что эта желанная помощь от них далеко и потому недоступна.

  Сохраняя при этом полную уверенность в сердце вашем желание прийти на помощь страждущей своей братии, Совет Братства обращается к Вам, Милостивый Государь, с убедительной просьбою оказать просвещенное свое содействие и принять посильное участие по достижению благих и высоких целей Братства, пригласив к тому же своих друзей.

  Для подробного ознакомления с деятельностью Братства при сем препровождаем Вам один экземпляр устава названного Братства.

Председатель
Братства священник ...
Делопроизводитель ...  
Казначей ...
 

Устав Кадгаронского церковно- приходского Братства во имя Архистратига Михаила

Цель Братства

1. Кадгаронское церковно-приходское Братство при Кадгаронской церкви Терской области имеет цель духовно-просветительную, как-то:  

а) охранение Православия, религиозно-нравственное просвещение прихожан Кадгаронской церкви, искоренение пьянства и других пороков, как воровства, похищения девиц, кровной мести и т.п.
  б) попечение о благоустройстве местного прихода церкви и христианское попечительство о бедных.
  в) изыскания мер к улучшению церковного пения как в церкви, так и в школе.
  г) попечение о начальном народном образовании в духе Православной церкви через подход церковных школ и учреждений новых.
  д) благотворительность Братства должна выражаться в постоянных и единовременных пособиях бедным и направления сельского населения к доброй христианской жизни, принимая меры к улучшению вообще материального благосостояния народа.

  Состав Братства.

2. Кадгаронское церковно-приходское Братство состоит под ближайшим руководством священника местной церкви, из православных прихожан той же церкви, пожелавших совместно трудиться для указанных в §1 целей.

3. Все пожелавшие из прихожан вступить в Братство вписывают свои имена в особую книгу, и каждый из них вносит при этом в братскую кассу 50 копеек и ежегодно членский взнос не менее 1 рубля, из каковых взносов образуется капитал Братства.

4. Членами Братства могут быть, если пожелают, и не принадлежащие к приходу лица православные обоего пола, каковые ежегодно должны уплатить в кассу Братства не менее 1 рубля.

5. При вступлении в Братство внесшие в братскую кассу сумму в 20 рублей именуются пожизненными членами Братства, а выразившие свое сочувствие целям Братства более крупными пожертвованиями - почетными пожизненными членами.

6. Ближайшее направление деятельности Братства вверяется особому совету, состоящему из местного приходского священника в качестве председателя и шести наиболее усердных и почетных братчиков, которые для сего избираются на три года общим собранием братчиков; эти избранники, равно как и приходской священник, именуются старшими братчиками.

7. Члены Совета из своей среды избирают на три года делопроизводителя и казначея. На обязанности первого лежат составление протоколов заседаний, годового отчета о деятельности Братства и вся переписка по делам Братства, которая вообще должна быть упрощена и сокращена до возможной степени. Казначей совместно с председателем хранит братские суммы и вещевые пожертвования и ведет запись прихода и расхода.

8. Совет по распоряжению председателя собирается для заседаний не менее четырех раз в год; о дне заседания оповещают или особыми повестками, или другим способом. Для законного заседания необходимо присутствие налицо четырех членов с председателем. Все вопросы решаются по возможности единодушным соглашением, а в случае могущих возникнуть разногласий большинством голосов.

9. Вступив в состав Совета на три года, старшие братчики: а) должны исполнять свои обязанности не леностно и с рачением, памятуя слова писания: «Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением»; не должны превозноситься пред другими оказанным им доверием и предпочтением, по слову Евангелия: «Кто хочет быть старшим, пусть будет всем слуга», и б) по окончании каждого года должны давать отчет как в своих действиях, так и в расходовании братских сумм, каковой отчет проверяется общим собранием братчиков и представляется на утверждение Епархиального преосвященного ведомства. Общее собрание не менее одного раза в год.

10. Вступая в состав Братства, братчик принимает на себя священную обязанность по мере своих сил и материальных средств содействовать высшим целям Братства, а для сего: а) должен старательно в себе самом явить пример доброго истинно христианского жития, удалиться от нетрезвых сборищ, не посещать гульбищ, воздерживаться от чрезмерных употреблений спиртных напитков, от божбы и сквернословия, являть себя образцом трудолюбия, возможно чаще посещать храм, ревностно блюсти все установленные церковью обряды, хранить посты и исполнять христианский долг святой исповеди и святого причащения; б) словом и примером располагать других всех, начиная с близких, родных и знакомых, жить не как хочется, а как Бог велит, по Божиему согласию с законом, чтобы быть христианином не по имени только, но и в душе.

11. К наилучшему успеху таковой деятельности братчиков служат возможно частые в свободное от трудов время, особенно и в дни праздничные, после богослужения, собраться братчикам в избранном для сего доме для взаимной беседы о душе; для чтения полезных и назидательных книг. К участию в них можно допустить и не входящих в состав Братства, если они пожелают. Христианская любовь к ближнему требует, чтобы каждый из нас имел попечение о спасении не себя только, а и ближних: «аще же кто о своих, паче же о присных, не промышляет, веры отверглся есть и неверного горший есть».

 12. Эти собрания начинаются и оканчиваются общей молитвою, которая или читается одним, или поется всеми и вообще носят характер строго религиозный; здесь не допускается празднословия, нескромного смеха и даже шумных с раздражением споров, хотя бы и о церковных предметах. Здесь все благообразно и по чину бывает.  

13. Если в этих собраниях кто-нибудь обидит другого словом или иным образом, то должен тотчас же испросить прощения у ближнего по слову Божию. «Солнце да не зайдет в гневе вашем». Равно если кто в собрании братчиков скажет непотребное слово, должен пред всеми испросить прощения и публично покаяться, ибо по слову Божию: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших».

14. Братство имеет свою шкатулку, в которой за церковной печатью и за двумя замками хранятся в церкви братские суммы, а для хранения поступающих в пользу братства вещевых пожертвований (например, зернового хлеба) Братство имеет свой склад в одном из церковных строений. Один ключ от братской шкатулки и братского склада хранится у председателя, а другой у казначея.

15. Имена всех живых и умерших братчиков вписываются в особые синодики, которые и прочитываются за богослужением: за здравие - в особо для сего назначенные дни, заупокойные - во все установленные церковью поминальные дни.

  Деятельность Братства.

16. Согласно указанным в §1 целям Братства все братчики по указанию Совета и под руководством местного священника и избранных старших братчиков, направляют сообща и во взаимной любви свою деятельность:

  а) на изыскание средств для благоукрашения местного приходского храма и содержания в порядке и чистоте принадлежащих ему церковных школ и открытия новых.
б) на изыскание способов улучшить церковное хоровое пение и чтение.
в) на борьбу с местным ренегатством и вообще с наиболее грубыми и вредными заблуждениями.  

17. Кроме обучения грамоте, ввести в существующие школы преподавание детям разных ремесел, открывая иконописную, столярно-токарную, переплетную, сапожную, рукодельню, кузню, пчеловодство, садоводство и другие.

 18. На изыскание средств для учреждения в приходе больницы, в случае надобности приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведование коими лежит на обязанности Братства. При этом для оказания медицинской помощи держать при больнице постоянного фельдшера и акушерку с обязательством, чтоб раз в неделю или 2 раза в месяц навещал больницу доктор:

  а) дабы к действиям нашего Братства благотворительных целей не было препятствий, братчики сообща должны посетить заводы, продажу религиозно-православных брошюр, икон, нагрудных крестиков и учебных пособий

и б) устроить склад, в котором бы находились разного сорта семена и сельскохозяйственные усовершенствованные орудия как-то: плуги, косы, серпы, вилы, заступы и пр. ..., доходами из коих будут увеличены братские суммы.

В заключение хочется сказать: сфера деятельности священников не ограничивалась кругом церковных богослужений. Они, наши первые просветители, несли людям свет знаний и вникали во все сферы человеческой деятельности, неутомимо помогая и направляя, не жалея на то ни сил, ни времени.  

Раиса Каргиева.



Hosted by uCoz