Апостол Осетии

Православной Церкви на Северном Кавказе пока еще является малоизученной темой. Епископская кафедра во Владикавказе была открыта в 1875 году на правах викариатства Грузинского экзархата. Ее первым архипастырем был преосвященный Иосиф (1875-1889 гг.), прозванный в народе «апостолом Осетии».

Еще будучи архимандритом и управляющим осетинскими приходами Владикавказского округа (1857-1879 гг.), он стяжал добрую славу своей миссионерской деятельностью среди осетин. Владыка Иосиф (в миру Иван Чепиговский) был потомком первого кошевого атамана Черноморского войска Захара Чепиги, много потрудившегося для дела церковного строительства. Его внуку Ивану Чепиговскому по окончании в 1847 году Киевской духовной академии довелось на сорок с лишним лет связать с Кавказом свою жизнь и миссионерские труды.

Он первым был назначен в 1857 году на должность управляющего осетинскими приходами и причтами с возведением в сан архимандрита. Местопребыванием ему была установлена слобода Алагир в центре Северной Осетии.

Перед отправлением архимандрита Иосифа к месту служения экзарх Грузии дал ему наставление: «Не слишком строго относиться к нарушениям осетинами некоторых правил и обрядов церковных, но по возможности делать снисхождение».

Сблизившись и ознакомившись с народом, архимандрит Иосиф начал подыскивать себе соответствующих помощников. Когда архимандрит Иосиф прибыл в Осетию, в ней был только один священник из осетин, окончивший курс семинарии, - отец Алексей Колиев (впоследствии протоиерей). Остальные священники были из грузин, не всегда достаточно образованные. Но были и такие, которые хорошо окончили курс семинарии и оставили о себе добрую память, как два брата Иоанн и Роман Мревловы, Давид Елиев и Давид Агладзе.

Иоанн Мревлов в 1856 году открыл в селе Вольно-Христиановском приходскую школу и свою квартиру отдал под приют, оплачивая школу на свои скудные средства. День и ночь отец Иоанн не отходил от своих учеников, из которых 8 человек в 1857 году им были определены во II класс Владикавказского духовного училища на счет духовной комиссии. Забота его об учениках была чисто отеческая. В селе Ардон была открыта такая же школа, где не менее ревностно трудился священник Михаил Сухиев. Потом были открыты школы и в других осетинских приходах.

Спустя некоторое время к отцу Алексею Колиеву присоединились священники из осетин: Сухиев, Аладжиков, Жускаев. К концу семидесятых годов окончили курс семинарии и поступили священниками Токаев, Туаев, Гатуев, Хетагуров, Цаголов, Сикоев, Джиоев и другие. Материальное положение духовенства в Осетии было очень тяжелым: священнику «Общества восстановления христианства на Кавказе» платили лишь 400 рублей, то есть такое содержание, которое, по ироническому выражению владыки Иосифа, «довольно велико, чтобы не умереть с голоду, но далеко не достаточно, чтобы жить прилично».

Священники, призванные со стороны, скоро уезжали обратно, не выдерживая тягот.

В таких условиях, при таком составе своих ближайших помощников, архимандриту Иосифу пришлось сделать важнейший шаг в своей миссионерской деятельности - начать борьбу с экспансией ислама.

Неравны были силы и непосилен бой, но архимандрит Иосиф остался в этой борьбе непреклонным и добился значительных успехов. Позиции ислама были сильны, среди мусульман было немало влиятельных лиц, а русское начальство чуть не покровительствовало ему. Покровительствовал мусульманам генерал Муса Кундухов. «В 1859 году, - пишет архимандрит Иосиф, - к изумлению и отчаянию христиан, к торжеству магометан, всему Северному Кавказу известный (и лично Шамилю) фанатик магометанин Муса Кундухов, притворившись расположенным к христианству, поставлен был начальником Осетинского округа на место православного русского и прекрасного человека генерал-майора Мищенко». Подученные им муллы вели активную пропаганду против христианства. Они внушали женщинам мысль не давать ребенку православного имени, говоря, что тогда он будет жить недолго. О заводимых священниками школах говорили, что всякий осетин, учащийся в них, будет отдан в солдаты. Сам Кундухов сеял среди осетин-христиан вражду против православного духовенства. Он всячески стремился привить осетинам-христианам, еще слабым в вере, мысль о превосходстве ислама, настаивал на выселении осетин из Владикавказа, где они имели свой приход, опасаясь усиления их влияния в Осетии.

Архимандрит Иосиф всячески защищал осетин, но все же из 95 семей, и то благодаря усилиям архимандрита Иосифа, во Владикавказе осталось 27 семей. Остальные были выселены и образовали селение Ольгинское в 15 км от Владикавказа. Кундухов дошел до того, что как-то, встретившись с протоиереем Колиевым, пригрозил ему снести голову шашкой, если он будет поддерживать архимандрита Иосифа и не ослабит своих действий, противных духу ислама. На такую угрозу протоиерей Колиев достойно ответил Кундухову, что он, Колиев, скорей отрубит ему ноги гусиным пером, если Кундухов не оставит христиан в покое.

И действительно, христианское гусиное перо оказалось сильнее мусульман-ской шашки.

По настоянию архимандрита Иосифа Кундухов в 1861 году был удален из Осетии, а в 1866 году с десятью тысячами осетин-мусульман выехал в Турцию.

Трудности в этой борьбе для архимандрита Иосифа создавало и то, что «Общество восстановления христианства на Кавказе» находилось в ведении гражданских властей, и лишь с 1885 года «Общество» поступило в ведение Священного Синода. Всеми силами души своей архимандрит Иосиф старался раскрыть глаза русскому обществу, выяснить вопрос о ренегатах-вероотступниках.

Архимандрит Иосиф писал: «Вероотступничество приняло большие размеры». Произведя неоднократно следствия побудительных причин ренегатства, совращения осетин-христиан в ислам, архимандрит Иосиф видел причину в следующем:

«До покорения Кавказа ласкательное внимание местных властей было обращено на осетин-магометан.

Награждали их жалованьем, чинами, орденами, молодое поколение магометан рассылалось по всем кадетским корпусам; возрастное разбиралось в столицы, в почетный конвой. Дети магометан и ренегатов воспитывались на казенный счет, а дети христиан оставались без образования. И таким образом, все магометанское меньшинство сделалось в стране цивилизованным (на особый лад), привилегированным и господствующим сословием, и за все это до падения Шамиля оно втайне действовало во вред правительству русскому, а с падением Шамиля в большом числе своем ушло в Турцию. Большинство христиан, как 50 против 1 было забыто, пренебреженно, поставлено под начальство магометан, даже в своих аулах. Местные русские власти, занятые военными делами, в дела религии не вмешивались. Так родилось, разрослось зло вероотступничества. И только величайшие усилия, огромная борьба архимандрита Иосифа и многострадального и безответного местного духовенства спасли от погибели и вынесли на своих плечах остаток верных, не преклонивших колен перед Магометом».

Борьба архимандрита Иосифа с исламом едва не стоила ему жизни. «Меня в глаза называли фанатиком», - в 1868 году писал архимандрит Иосиф о себе. А еще раньше, именно 14 ноября 1861 года, было совершено покушение на жизнь ревностного миссионера.

Осетинский публицист Г. Цаголов писал о священничестве того периода: «Это была небольшая горсть, но горсть людей, сильных духом, пожертвовавших своим личным благом и счастьем во имя блага и счастья своего народа, не щадивших ни своих сил, ни даже жизни для достижения цели. У этих людей была вполне ясная цель: это религиозно-нравственное просвещение народа в духе, конечно, православия». Семья этих самоотверженных тружеников оставила, по словам Цаголова, после себя заметный след: «осетинскую церковную службу» и грамотную Осетию.

При архимандрите Иосифе, благодаря содействию «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», было построено свыше десяти новых храмов, для которых общество присылало целые сундуки с облачением, иконами, утварью. Сотни рублей рассылались осетинским церквам на свечи, масло, вино, ладан и другое.

Архимандрит Иосиф прилагал все усилия для открытия ряда новых церковных школ в Северной Осетии. Он сам был смотрителем основанного в 1836 году во Владикавказе Осетинского духовного училища. В его стенах преподавал учитель-осетин Григорий Мжедлов, занимавшийся переводом церковных книг на осетинский язык. До него осетинский язык изучался по книгам Ялгузидзе, напечатанным грузинскими буквами.

Быстро усвоив осетинский язык, архимандрит Иосиф изъяснял осетинам-христианам истину на их родном языке и одновременно страстно боролся с вероотступниками-ренегатами. Только за один месяц в Дигории были крещены более 1000 человек, благодаря посылке туда для проповеди самых лучших осетинских священников и содействию в этом деле окружного военного начальства.

Опасной и поистине крестоносной была деятельность таких выдающихся осетинских священников, как Гатуев, Токаев, Хетагуров и других. Они самоотверженно боролись с суевериями, кровной местью, скачками на поминках, вредными обычаями и имели в этом успех.

В результате миссионерской деятельности архимандрита Иосифа заметно улучшилось религиозно-нравственное состояние осетин.

После того как его в 1868 году в глаза назвали фанатиком, архимандрит Иосиф подал просьбу об увольнении от должности управляющего осетинскими приходами. Уже в сане епископа владыка Иосиф вернулся в Северную Осетию для управления осетинскими приходами в 1875 году после открытия Владикавказского викариатства.

Через 10 лет, в 1885 году, вместо викариатства была учреждена Владикавказская епархия, включавшая в свой состав Терскую область, Дагестан и часть Кубанской области и подчинявшаяся синодальной конторе Грузинского экзархата.

Владыка Иосиф много времени посвящал обозрению епархии, уделяя особое внимание осетинским приходам.

Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. враждебное отношение ренегатов-вероотступников к православным христианам приняло настолько вызывающий характер, что само православное население потребовало обуздания врагов. В то же время многие уходили добровольцами на фронт, и для них собирали пожертвования при активном участии владыки Иосифа.

Много потрудился владыка Иосиф и над переводом богослужебных книг. Он упростил на 11 букв составленный академиком Шегреном на основе русской графики алфавит. Он также перевел и отпечатал за свой счет краткую параллельную грамматику русского и осетинского языков, Священную историю Ветхого и Нового Заветов и русско-осетинский словарь. Помогали ему передовые осетинские священники А. Аладжиков, А. Колиев, М. Сухиев, К. Токаев.

Об этой своей деятельности преосвященный Иосиф писал: «...Труды мои совершались в одиночестве, в уединении кабинета, никто не знает, как они тяжелы...».

Выдающийся многолетний труд - русско-осетинский словарь укрепил за владыкой Иосифом репутацию ученого.

Владыка Иосиф всегда энергично ратовал за перевод обучения в школе на осетинский язык, дабы «скоро и правильно двинуть образование и прежде всего религиозное». В этой просветительской деятельности ему помогало не только «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», открывшее в Северной Осетии ряд школ, но и группировавшиеся вокруг него просвещенные осетинские священники. При содействии и одобрении преосвященного Иосифа были изданы на осетинском языке - четвертое Евангелие (переводчик Г. Мжедлов), апостольские послания (В. Цораев), пасхальная служба (С. Жускаев), литургия Иоанна Златоуста (А. Колиев), Часослов (М. Сухиев). Священник А. Колиев написал в стихах на осетинском языке акафисты Пресвятой Богородице и Сладчайшему Иисусу. Они были написаны стихом, близким к народному, и благодаря этому сразу же приобрели широкую популярность.

О своих помощниках Владыка Иосиф писал: «Они готовы потрудиться на пользу своих соотечественников в деле распространения между ними национальной грамотности».

Но болезни подтачивали здоровье Владыки Иосифа. Он писал: «Теперь состарился, - дела по епархии умножаются, руки уже служить отказываются, едва перо держу в руках и с усилием движется, карандашом пишу свободнее».

«Мне, кажется, недолго служить в Осетии и на Кавказе, - писал он в 1888 году, - 41 год прослужил, - пора и на покой. Нервы сильно расстроены, - рука не наша». Указом священного Синода от 22 июля 1889 года, согласно прошению, по совершенно расстроенному здоровью, преосвященный Иосиф был уволен от управления Владикавказской епархии на покой с назначением ему пенсии 1200 руб. в год и с предоставлением в его заведывание Ново-Спасского Ставропигиального монастыря в Москве.

Проводили владыку Иосифа с большим сожалением, с большой любовью и почестями. Был устроен прощальный обед.

18 августа преосвященный Иосиф отслужил в кафедральном соборе литургию, сказал всем последнее «прости», принял от города хлеб-соль и в тот же день отбыл из Владикавказа. По прибытии в Москву он водворился в Новоспасском монастыре, где жил в скромной келье. Преосвященный Иосиф не прожил здесь и года. 25 июня 1890 года преосвященный Иосиф скончался. Похоронен он был с большими почестями. Могила архипастыря находится под алтарем Преображенского собора, в Новоспасском монастыре. За свои труды архимандрит Иосиф неоднократно был отмечен высокими государственными наградами: орденом Святой Анны I ст. в 1881 г ., орденом Святого Владимира II ст. в 1885 г . и другими.

Так жил, трудился и окончил дни земного бытия этот замечательный архипастырь. Апостол Осетии будет всегда жить в памяти осетинского народа. Ибо именно благодаря его самоотверженной миссионерской деятельности большая часть осетин осталась в спасительной Православной вере.

Имя архипастыря Иосифа (Чепиговского) с уважением и поныне вспоминает каждый образованный осетин, понимая, какой неоценимый вклад сделал в осетинскую национальную культуру этот видный духовный деятель.

Несомненно, пришло время увековечить память нашего замечательного архипастыря, посвятившего лучшие годы своей жизни осетинскому народу.

Раиса КАРГИЕВА.



Hosted by uCoz