ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЛАДИКАВКАЗСКО-МОЗДОКСКОЙ ЕПАРХИИ

 

В июле 2006 г. газета «Православная Осетия» отмечает свое пятилетие. Мы же предлагаем вспомнить, что представляла собой издательская деятельность во времена Владикавказско-Моздокской епархии. Ниже помещены выдержки из статьи к.и.н. А.А. Горобца «История Владикавказской епархии (1894 – 1917 гг.)».

 

…Новоучрежденной епархии был необходим свой печатный орган, и 19 октября 1894 г . Владыка Владимир (Сеньковский) направил в Синод ходатайство о разрешении издавать епархиальные ведомости «ввиду состоявшегося выделения … из состава Грузинского экзархата». 30 ноября это прошение было удовлетворено. Синодальная Канцелярия обязывалась сообщать Владикавказской духовной консистории о всех важнейших постановлениях Святейшего Синода для публикации их на страницах «Ведомостей». 1 января 1895 г., согласно предложенной программе, вышел первый номер «Владикавказских епархиальных ведомостей». Редактором был назначен преподаватель Духовного училища кандидат Богословия Василий Иванов, цензором – кандидат Богословия отец Капитон Александров.

«Ведомости» делились на официальную и неофициальную части. В официальной публиковались документы центральных властей, как духовной, так и светской, епархиальные распоряжения, отмечались назначения и перемещения клириков. Неофициальная часть отводилась для дискуссионных материалов, здесь высказывало свое мнение духовенство, делались перепечатки из иноепархиальных изданий.

Газете полагалось быть помощником для пастырей, служащих вдалеке от кафедрального града. Современник писал: «Важность издаваемых «Ведомостей» как официального органа епархии несомненна. Путем его духовенство будет своевременно осведомляться о распоряжениях своего начальства, родители – узнавать об успехах своих детей, учащихся в духовных училищах, церковноприходские школы будут получать более подробные указания и разъяснения в деле внутреннего и внешнего распорядка школьной жизни и т.д. Но важность их значительно увеличится, если мы обратим внимание еще на другую сторону. Печатное слово выполняет, между прочим, ту великую службу, что оно собирает вокруг себя людей единомыслящих... Нашей епархии, раскинувшейся на значительном пространстве, вмещающей в своих пределах внушительное число инородцев, иноверцев и отщепенцев, это единение служителей Православной церкви и православных сынов русского народа крайне необходимо – как лучшее средство выяснения нужд епархии и как надежнейшая опора в честном и бодром исполнении своих обязанностей. И было бы очень желательно, чтобы наш новый орган в своей неофициальной части послужил указанным целям. Но осуществление этих целей возможно будет только при том условии, когда епархиальное духовенство будет видеть в «Ведомостях» орган ... чрез который можно войти в ближайшее соприкосновение между собою и с паствами, делясь в нем своими наблюдениями и мыслями по разным вопросам и случаям пастырской деятельности и сообща обсуждая их, в видах более полного проведения в жизнь религиозно-нравственных и просветительских задач».

После начала выхода «Ведомостей» благочинным епархии предписывалось собрать с церквей вверенных им округов деньги (5 рублей в год) на подписку. Однако беднейшие церкви епархии, нуждавшиеся в средствах и не могущие выделить из приходской кассы этой суммы, от обязательной подписки освобождались.

Говоря об издательской деятельности епархии, нельзя не упомянуть о журнале «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»).

Издание миссионерского журнала «Чырыстон цард» было начато в 1913 г. Редактором его был назначен отец Моисей Коцоев, священник Владикавказской Свято-Георгиевской церкви. Издавался журнал на средства церквей и приходов I (Владикавказского) округа и Михаило-Архангельского братства.

В июне 1913 г., когда готовился четвертый номер журнала, издание пришлось приостановить из-за финансовых затруднений. Тогда же отец Моисей передал все дела по изданию журнала священникам Харлампию Цомаеву, Аристиду Какулиди и Пресвитерскому совету.

В июне 1914 г. по предложению п реосвященного Антонина Пресвитерский совет был упразднен. Отныне издательской деятельностью занималась Редакция по изданию осетинского духовного журнала и осетинских богослужебных книг.

26 сентября 1914 г., после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, благочинный X округа, настоятель Рождественской церкви Владикавказа отец Х. Цомаев согласился принять на себя редактирование журнала.

31 декабря того же года в Консисторию последовало предложение Владыки Антонина о высылке на счет миссионерских сумм журнала в беднейшие 20 осетинских приходов: Даргавс, Старую и Новую Санибу, Мизур, Ход, Цей, Зарамаг, Ногкау, Нар, Заки, Дагомо-Архонский приход, Зруг, Тиб, Лисри, Даллагкау, Хидикус, Галиат, Махческ, Стур-Дигору и Новый Урух. Таким образом, развивалась миссия в осетинских селах.

С 1915 г. временно приостановленное издание было возобновлено. Проповеднический Листок предполагалось выпускать ежемесячно, в объеме 2–4 печатных листов...

Годовая стоимость журнала составляла 2 рубля. К сотрудничеству приглашались священники и псаломщики осетинских приходов, преподаватели церковноприходских и министерских школ, интеллигенция, люди, интересующиеся религиозно-нравственной и церковно-школьной жизнью Осетии и ее духовной литературой.

После начала мировой войны финансовое положение епархии ухудшилось. Снизился объем пожертвований, поступавших в приходские кассы, на реализацию программных целей благотворительных обществ. Поэтому в 1916 г. издание журнала приостановилось, а затем прекратилось вовсе. В ноябре 1916 г. отец Харлампий ходатайствовал об ассигновании 200 рублей на продолжение издания, однако безуспешно. Всего к тому времени вышло 10 номеров журнала «Чырыстон цард»…



Hosted by uCoz