ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
В мартовском
номере «Православной Осетии» была помещена статья Феликса Киреева
«Владикавказское епархиальное женское училище». Мы продолжаем начатую тему и
приводим выдержки из статьи А.А. Горобца «История Владикавказской епархии
(1895–1917 гг.)», посвященные епархиальным учебным заведениям.
…В истории церковного школьного образования в
Северной Осетии можно выделить несколько этапов.
Период 1864–1894 гг., когда школьное дело курировало
Общество восстановления православного христианства.
В 1894–1895 гг. осетинские школы постановлением
Совета ОВПХ от 21 января находились в непосредственном ведении епископа
Владикавказского. Однако уже в конце того же года указом Преосвященного
Владимира (Сеньковского) при Александровской духовной миссионерской семинарии
было учреждено отделение Владикавказского епархиального училищного совета для
заведывания церковно-приходскими школами Северной Осетии. Председателем
отделения был назначен ректор семинарии архимандрит Иоанн, членами –
преподаватели семинарии иеромонах Гавриил и Владимир Покровский. Существование
последнего было регламентировано Святейшим Синодом. В январе 1906 г . Синод утвердил
ходатайство епископа Гедеона о закрытии Ардонского отделения и учреждении
вместо него Владикавказского отделения для заведывания церковно-приходскими
школами, а также и другими школами Владикавказского округа, с подчинением
отделения местному Епархиальному училищному совету.
Резолюцией Владыки Владимира от 30 декабря 1896 г . в епархии было
утверждено четыре отделения Владикавказского училищного совета в Пятигорске
(председатель Отделения протоиерей пятигорского Спасо-Преображенского собора о.
Михаил Закхеев), Моздоке (председатель протоиерей Моздокского успенского собора
Варфоломей Синанов), Грозном (временно исполняющий обязанности председателя
настоятель Косьмо-Дамиановского собора г. Грозного протоиерей Григорий Руднев)
и Кизляре (под председательством протоиерея Петра Глазкова). При этом прежние
Грозненское и Прохладненское отделения закрывались.
В конце июля 1895 г . смотритель
ардонского Александровского училища архимандрит Иоанн направил рапорт Владыке
Владимиру, в котором указывал на необходимость учреждения Училищного совета для
заведывания осетинскими церковно-приходскими школами епархии. В состав совета
предлагалось включить самого о. Иоанна и преподавателей училища – иеромонаха
Иоанна, Владимира Покровского и благочинного округа о. Козьму Токаева. Школы,
являясь единым целым образовательной структуры епархии, должны были
руководствоваться общими правилами, утвержденными Синодом… После рассмотрения
прошения Епархиальным училищным советом в самом конце 1895 года архиерей
постановил учредить при Александровской духовной миссионерской семинарии
отделение Владикавказского епархиального училищного совета для заведывания
церковно-приходскими школами Северной Осетии. Председателем отделения был
назначен ректор семинарии архимандрит Иоанн, членами – преподаватели семинарии
иеромонах Гавриил и Владимир Покровский. О назначении, перемещении и увольнении
учащих этих школ Отделение должно было информировать непосредственно
архипастыря.
Состав Училищного совета периодически менялся. 9
октября 1896 г
. его членами были назначены младший помощник начальника Терской области
генерал-майор С.И. Писарев, директор народных училищ области, действительный
статский советник С.Ф. Грушевский, начальник Владикавказского округа
подполковник Л.В. Мищенко, протоиерей кафедрального собора Иоанн Беляев,
законоучители о.о. Капитон Александров, Алексей Цветков и Александр
Малиновский, смотритель Владикавказского духовного училища статский советник
Д.С. Луговенко, епархиальный наблюдатель священник Иосиф Орехов, отставной
поручик П.М. Резаков и помощник смотрителя местного духовного училища
коллежский советник А.М. Василевский (последний – делопроизводитель и казначей
Совета). Отделение, как упоминалось выше, действовало до зимы 1906 г .
Церковно-приходские школы оказали огромное
воздействие на развитие грамотности среди населения. Благочинный XII округа
отец Александр Цаголов говорил в начале века, что «церковно-приходские школы,
при правильной постановке дела и при добросовестном отношении учителей к своим
обязанностям в Осетии могут приносить громадную пользу: главным образом при
помощи церковно-приходских школ и может продвигаться вперед дело восстановления
Православия в Осетии».
К концу 1914 г . общее количество епархиальных школ
составляло 160 и распределение их выглядело следующим образом: 1 монастырская
школа грамоты и 9 церковно-приходских в I (города Владикавказа) благочинии; 1
двуклассная и 11 одноклассных церковно-приходских школ – в V (центр город
Моздок); 17 – в X (горских приходов Осетии); 11 – в XI (с центром в Ардонском
селении); 19 школ – в XII (центр в Вольно-Христиановском) благочинии.
Однако малая плата за преподавательский труд
отталкивала духовенство от этой деятельности: «Кроме прямой пастырской и
миссионерской деятельности, священник у нас еще и законоучитель народной школы.
Пол-дня ежедневно должен он провести в двух школах – министерской и
церковно-приходской. Но что же он за это получает? Пятнадцать рублей за годовой
урок в школах Министерства народного просвещения и десять рублей в
церковно-приходской. Нужно ли удивляться, принимая во внимание многие другие
условия, тому, что семинаристы наши спешат в университеты, а состоятельное
духовенство отдает своих детей в светские учебные заведения! Не удивляться
нужно, а стремиться скорее вырвать духовенство из материальной зависимости от
прихода и этим уже одним поставить его на известную высоту независимости в
материальном отношении от прихожан и тем избавить от всяких нареканий и упреков
со стороны прихожан и в особенности сектантов».
Устраиваемые при храмах библиотеки положительно
влияли на распространение грамотности среди населения. В 1900 г . во Владикавказской
епархии было 8 окружных благочиннических, 111 церковных и 76 церковно-училищных
библиотек, из которых в том году были открыты одна церковная и три
церковно-училищных. Количество библиотек постепенно росло, и в конце 1914 г . епархия располагала
222 библиотеками.
30 сентября 1909 г . Владикавказское
духовное училище отметило свое 75-летие. Оно было основано в Моздоке в 1834 г . и являлось «одним
из старейших здесь рассадников просвещения в начальной его стадии, и именно
преимущественно духовного юношества, получающего дальнейшее профессионально
пастырское образование в Духовной семинарии».
Основание училища было связано с учреждением в 1829 г . Новочеркасской
(Донской) епархии. После отчисления к Новочеркасской семинарии Ставропольского
и Екатеринодарского училищ снизилось число учеников Астраханской семинарии. Для
исправления ситуации было предложено открыть в Моздоке уездное и приходское
училища. Организация училища также обусловливалась величиной епархии,
путешествия по которой были затруднительны для детей духовенства по
материальным причинам и из соображений безопасности.
11 октября 1830 г . доклад Правления
был представлен на рассмотрение Комиссии духовных училищ. К докладу было
приложено резюме ревизора семинарии архимандрита Михаила, где он говорил, что
«предложения семинарского Правления, одобренные Высокопреосвященным Павлом,
архиепископом Астраханским, признаются и им уважительными, особенно в том
отношении, что заведение училищ в г. Моздоке много облегчит
священноцерковнослужителей в доставлении детей своих в училища и послужит
важным к сему поощрением. Как на расстоянии 315 верст между Ставрополем и
Астраханью доселе нет училищ для детей духовного звания, то неудивительно, что
многие родители, по бедности своей и вместе необразованности, лишали
образования и детей своих, как доносит семинарское Правление. Подчинение
предполагаемых в Моздоке училищ Астраханскому семинарскому Правлению обещает и
ту выгоду, что Моздок в отношении к Новочеркасску ближе к Астрахани на 106
верст, следовательно, и доставление детей из Моздока в Астрахань и надзор за
училищами со стороны местного начальства будет несколько удобнее».
23 декабря 1833 г . последовало определение
об открытии духовных училищ: «Комиссия духовных училищ, …уважив причины, в
представлении Преосвященного архиепископа Новочеркасского изъясненные,
положила: 1) открыть в Кавказской области в г. Моздоке уездное и приходское
училища; 2) училища сии поместить в наемном доме; 3) на первоначальное
обзаведение училищ отпустить из капиталов Комиссии не в зачет следующую по
штату на содержание оных сумму за один месяц, именно 231 р. 62 к., каковые
деньги и препроводить ныне же чрез почту в распоряжение сего Преосвященного…
что предоставить члену Комиссии С.Д. Нечаеву».
Нужно отметить, что вплоть до открытия в
сентябре 1842 г
. Казанской духовной академии моздокские училища входили в округ Московского
академического правления.
Ввиду огромной важности своей в деле воспитания
потенциальных кадров духовенства в 1887 г . училище перенесли из Моздока во
Владикавказ.
Проект и смета, на постройку здания для
духовного училища во Владикавказе, исчисленные в 53295 р., были утверждены
Строительным отделением Терского областного Правления в марте 1894 г .
Выпускники Владикавказского училища имели право
на поступление в Ставропольскую духовную семинарию вплоть до 1908 г ., когда, вследствие
переполнения семинарии воспитанниками своей епархии, из Владикавказа могли быть
принимаемы только сироты из духовного звания.
Указом Святейшего Синода от 17 сентября 1910 г . на место смотрителя
училища был назначен настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря
Черниговской епархии архимандрит Мелхиседек (в миру Михаил Львович Паевский).
Прежний смотритель, статский советник, магистр Богословия Николай Михайлович
Чернавский, перемещался на аналогичную должность в Пермское духовное училище.
Доходы училища образовывались преимущественно за
счет взносов с церквей епархии…
В январе 1913 г . Святейший Правительствующий Синод
предложил епархиальным преосвященным озаботиться организацией съездов
законоучителей. При Синодальном учебном комитете была образована постоянно
действующая подготовительная Комиссия по вопросам законоучительных съездов.
Синод «признал желательным, чтобы: «а) везде, где есть средние учебные
заведения, без различия ведомств и наименований, были организованы братства
законоучителей, и б) созывались возможно чаще съезды законоучителей по учебным
округам или применительно к иным районным подразделениям».
Для предварительного обсуждения на съездах
законоучителей подготовительный Комитет наметил ряд вопросов. Предполагалось
выяснить, с каким результатом для религиозно-нравственного настроения учащихся
совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях;
что требуется предпринять для повышения религиозной настроенности и дела
нравственного воспитания; какие изменения необходимы в постановке преподавания
Закона Божия для более успешного прохождения усвоения предмета; какие
недостатки встречаются в учебных пособиях по Закону Божию и по каким отделам
курса необходимо усовершенствование учебников; какие книги и журнальные статьи
следует рекомендовать учащимся для изучения. Необходимо было дать экспертную
оценку указанным Синодом примерным программам по Священной истории, вероучению
и нравоучению для светских средних учебных заведений, сообщить мнение о лучшей
постановке Богослужения в домовых школьных церквах.
Выработанные епархиальными съездами рекомендации
передавались Владыкам епархии, которые, вместе со своими заключениями,
направляли их в Синод. На Владык налагалась обязанность организации съездов, а
«постановления съездов, для сведения, и в чем следуют утверждения, сообщать
Попечителям округов».
Как следует из вышеизложенного, законоучителям
учебных заведений Империи были представлены значительная свобода и возможность
непосредственного влияния на важнейшее дело образования.
Первый епархиальный съезд состоялся 26–31
августа 1913 г
. во Владикавказе, в здании мужской гимназии. Для подготовительных работ к
съезду была образована комиссия из законоучителей под председательством
преподавателя Закона Божия I городского реального училища протоиерея Алексея
Цветкова. К участию в съезде были приглашены законоучителя Владикавказских
мужской гимназии I и II реальных училищ, Ольгинской женской гимназии, II
женской гимназии, женской прогимназии, Терской войсковой учительской семинарии,
Кадетского корпуса; Пятигорских мужской и женской гимназий; Георгиевской
женской гимназии и реального училища; Моздокского реального училища и женской
прогимназии; Грозненского реального училища и женской гимназии; Петровской
мужской и женской гимназий; Кисловодской мужской и женской гимназий;
Ессентукской мужской прогимназии; Минераловодской женской прогимназии и
реального училища; Нальчикского, Дербентского, Темир-Хан-Шуринского реальных
училищ...