БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЛАДИКАВКАЗКО-МОЗДОКСКОЙ ЕПАРХИИ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(конец XIX в. -1917 г.)

 

Исторически сложилось, что Церковь играла важную роль в осуществлении гуманитарных проектов общества, в том числе и светского. Тот факт, что Православное Христианство являлось религией государства, возлагало на Церковь дополнительно обязанность предстательствовать за подданных России не только молитвенно, но и оказывая конкретную материальную помощь. В последние годы история Русской Православной Церкви [далее РПЦ], и не в последнюю очередь новейшая, становится предметом тщательного изучения. Однако частные проблемы истории по объяснимой причине пока недостаточно изучены.

В данной статье были рассмотрены некоторые аспекты благотворительной деятельности, которую вела Владикавказско-Моздокская епархия РПЦ в Северной Осетии после выделения из состава Грузинского экзархата (1894 г.). Цель исследования – обосновать тождественность миссионерского служения Церкви выполнению ею благотворительных задач.

Условно общества, организуемые под эгидой РПЦ, можно разделить на две части. К первой группе относятся структуры, должные помогать непосредственно клиру. Это эмеритальные общества, кредитные товарищества и т.п. Ко второй – организации, созданные с целью нравственной, духовной, материальной помощи социуму. Особняком рассмотрена деятельность монастырей, являвшихся духовными, хозяйственными центрами и местами общественного призрения.

Общее число церковно-приходских попечительств по епархии к 1902 г. составляло 50. За один 1901 год ими было сделано пожертвований на поддержание и украшение церквей на сумму в 5354 р., на церковно-приходские школы и благотворительные учреждения в приходах – 2620 р., на содержание причтов – 800 р. [1]

К 1913 г. по епархии насчитывалось 49 попечительств, в 1914 г. было открыто одно. Ими было сделано пожертвований на 6644 р., из которых на церковно-приходские школы пошло почти 5 тысяч рублей [2]. Из них в I (Владикавказском) благочинии было попечительство при Константино-Еленинской церкви [3], в IX – два церковно-приходских попечительства в станицах Архонской и Ассинской [4], в Х (горные районы Осетии) – также два [5].

I. К 1877 г. относится начало деятельности Эмеритальной и взаимного вспомоществования кассы духовенства Владикавказской епархии. Разработка самого проекта положения о кассе затянулась и только к 1896 г. был готов предварительный вариант, который предполагалось доработать и утвердить на съезде духовенства епархии в 1897 г. За основу был взят устав братской кассы Ставропольской епархии. Целью ее было «доставить некоторое обеспечение вдовам и сиротам, а также вышедшим в отставку по старости или по болезни духовным лицам епархии, посредством выдачи им пенсии и вспомоществовании, независимо от других пособий, выдаваемых из епархиальных попечительских сумм или от других ведомств за выслугу лет вкладчика» [6].

На 1896 г. основной капитал братской кассы исчислялся в 18 тысяч рублей. Фонд образовывался из ежегодных взносов духовенства, пособий, ежегодно отпускаемых из церковных доходов, обязательного десятирублевого взноса от каждого причта и добровольных приношений от духовенства и участников кассы. Поскольку этих источников было недостаточно, причтам предложили отчислять от чистой свечной прибыли и от кошельковой суммы по 5%, а также по два рубля от проданного пуда свечей. Духовенство осетинских горных приходов, ввиду отсутствия у них свечной торговли (за исключением Рождественской церкви Владикавказа, Ардонской, Салугарданской, Нузало-Садонской и селения Ольгинского) вносило в кассу по 4% получаемого от казны жалования.

Касса успешно действовала и развивалась под руководством избираемых духовенством советов. В 1911 г. председателем был протоиерей А.П. Малиновский (в 20-е годы - борец с обновленчеством). Членами правления были о. Димитрий Беляев, Михаил Попов и делопроизводителем о. Евлампий Солнцев [7].

Владикавказское епархиальное попечительство о бедных духовного звания было основано в 1891 г. определением Святейшего Синода. В сентябре того года определился состав Попечительства. От Владикавказской епархиальной канцелярии были приняты суммы и дела, относящиеся к организации. Основной задачей Попечительства являлось призрение лиц духовного звания, оставшихся без средств. Капиталы общества складывались из процентных отчислений со свечных, кошельковых, кружечных сумм и по подписным листам сборов. В компетенцию общества входила опека над сиротами – детьми духовенства, не принадлежащими к потомственному дворянству. «В этой области деятельность Попечительства заключалась в назначении опекунов над сиротами и их имуществом, наблюдении за правильностью раздела имущества между сиротами, достигшими совершеннолетия, контроле над действиями опекунов и правильном хранении и употреблении денег, принадлежащих некоторым сиротам» [8].

С 1897 г. в ведение Попечительства были переданы дела о назначении, перемещении и увольнении просфорниц при храмах епархии. Целью было оказание материальной помощи вдовам и сиротам священнослужителей.

Все определения Попечительства по вопросам материальной помощи получали силу окончательных решений и приводились в исполнение только после утверждения архипастыря.

Общество вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Северной Осетии было учреждено в 1899 г. и являло собой типичную кассу взаимопомощи. После революционных событий начала века собрания Общества стали носить оттенок агитационных и антиправительственных. В сентябре 1905 г. владыка Гедеон в письме на имя Начальника Терской области выразил озабоченность деятельностью организации. Последовавшее расследование выявило грубые нарушения устава, выражавшиеся в частности в политической пропаганде. В конце января 1906 г. генерал-губернатор области А. Колюбакин сделал распоряжение о закрытии общества; архив его был опечатан. «Одновременно же с сим мною приказано арестовать за произнесение на собраниях общества резких противоправительственных речей и вообще за политическую пропаганду следующих учителей церковно-приходских школ: Ардонской – Увара Амбалова, Хумалагской - Михаила Гарданова и Беслановской Харитона Уруймагова» [9], - сообщал епископу начальник области.

 

II. Православное братство во имя святого архистратига Михаила (Михаило-Архангельское) было учреждено в 1895 г. при Владикавказском кафедральном соборе и ставило своей целью содействие религиозно-нравственному просвещению населения, благотворительность и развитие епархиальной миссии. Управлялось общество Советом, состоящим из председателя и шести членов, избираемым на три года из числа братчиков-владикавказцев. Председателем до 1908 г. являлся правящий архиерей. После изменений в Уставе «председатель Совета был избираем самим же Советом из членов, выбранных на общем собрании Братства и утверждался в должности епархиальным епископом» [10].

В состав братства могли поступать лица всех званий и состояний православного исповедания [11]. Однако нужно отметить, что участие в деятельности благотворительных организаций было почетным и уважаемым занятием. Товарищем Председателя Михаило-Архангельского Братства был Начальник Терской области С.В Каханов, а членами директор классической гимназии, д.ст.с. И.И. Виноградов, помощник Начальника области полковник С.И. Писарев, генерал-майор М.И. Сулимовский, смотритель духовного училища ст.с. Д.С. Луговенко, ключарь Кафедрального собора о. А. Цветков, законоучитель женской гимназии о. А. Малиновский [12]. В 1906 г. в состав Совета входил Товарищ Начальника Терской области генерал-лейтенант А.М. Колюбакин, действительный статский советник Г.В. Ковтунов, действительный статский советник И.И. Виноградов, генерал-майор И.В. Соловьев, протоиереи Иоанн Завитаев и Александр Малиновский (последние – делопроизводитель и казначей братства).

Братство выпускало «Троицкие листки», рассылало духовенству миссионерскую литературу. «Великую услугу просвещению города оказывает открытая и благоустроенная трудами и жертвами священника Иоанна Попова библиотека и читальня в помещении церковно-приходской школы при Соборе. Богатый и разнообразный подбор книг – около 3000 томов, ценностью почти на 3500 р., обилие периодических духовных изданий привлекают немало посетителей и читателей как из духовенства, так и из мирян… Кроме того, Братством в разных станицах открыто несколько народных библиотек; например, при Вознесенской церкви г. Владикавказа, в ст. Архонской, пос. Баксаны, ст. Калиновской, Слепцовской, Ермолаевской, Константиногорской, Александрийской, Нестеровской, в благочиниях Моздокском и Кизлярском и несколько библиотек в Осетии» [13].

Братство по мере своих средств содействовало благоустроению школ епархии, распространяло противосектантскую литературу, проводило собеседования, оказывало денежное вспомоществование нуждающимся. Средства братства слагались из членских взносов, кружечного сбора и пожертвований доброхотов.

Выступая перед попечительским Советом Свято-Троицкой (Братской) церкви, его председатель о. Алексей Никольский сделал доклад об открытии при церкви Общества трезвости для борьбы с пьянством и сквернословием, на что Совет изъявил согласие. Осенью того же 1913 г. Благочиннический совет имел суждение об открытии Общества и не нашел к тому препятствий, «с большим сочувствием и благожеланием» отнесшись к «такому благодетельному учреждению» [14]. Нужно отметить, что учреждение подобных обществ было достаточно распространенным делом в дореволюционной Осетии.

В середине 90-х годов XIX в. Обществом восстановления Православного Христианства на Кавказе (ОВПХ) был учрежден Владикавказский Ольгинский женский приют. Дочери из священнических и осетинских семей платили по 120 р. содержания в год, дети из русских и офицерских семей – по 150 р. В 1904 г. в приюте проживали 28 воспитанниц, пять преподавателей и пять человек обслуги. Заведовал приютом о. Иасон Мамацев [15].

В ноябре 1904 г. в г. Моздоке состоялся съезд членов Общества ревнителей Православия, на котором был избран председателем благочинный V округа о. Алексей Никольский (прежний председатель общества благочинный округа о. Павел Пшеницын был переведен на службу во Владикавказ). В декабре Консистория предписала благочинному «совместно с другими Членами общества ревнителей Православия выработать устав этого общества, каковой вместе с просьбою об утверждении Членов представить на усмотрение Епархиального Преосвященного» [16].

III. Монастырь был важнейшим центром общественного служения. На территории епархии действовали пять монастырей, два из которых находились в Северной Осетии. Непосредственно во Владикавказе – женский монастырь Покрова Божией Матери; Свято-Троицкий мужской монастырь у селения Редант; Бештаугорский Второ-Афонский мужской монастырь неподалеку от Пятигорска [17]; Кизлярский Крестовоздвиженский мужской монастырь; Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь; Георгиевский женский монастырь на реке Куре; Свято-Троицкая Серафимовская женская община в имении Хомяковой; Грозненская женская община во имя преподобной Анны Кашинской [18].

При открытии Свято-Троицкого мужского монастыря учитывалось, что учреждение монастыря в местности “Редант” было бы весьма необходимым в целях религиозно-нравственного воздействия на окружающее население. При монастыре предполагалось устроить школу для просвещения туземного населения и приют для безродных и неспособных к труду стариков, «в каковых учреждениях настоит, по местным условиям и недостаточности других благотворительных учреждений, крайняя необходимость» [19].

После начала мировой войны по предложению братии при монастыре был организован лазарет для раненых воинов. Иеромонах Анатолий, рясофорный монах Иоанн (Чередниченко), послушники Илья Гатилин, Хрисанф Горгола, Иоанн Сизый, Евдоким Клопот и Александр Фокин выразили желание отправиться на фронт в качестве сотрудников Красного Креста [20].

Владикавказская женская Покрова Божией Матери община была основана в первой половине 90-х гг. XIX в. Монастырь существовал на средства, добываемые трудом сестер и пожертвования доброхотов. Огородничество, хлебопашество на наемной земле, изготовление просфор, выделка восковых свечей и рукоделие были основным источником доходов монастыря. Монастырю принадлежали два дома во Владикавказе, в одном из которых располагалась церковно-приходская школа на 28 девочек. Преподавала детям сестра монастыря.

В 19 февраля 1910 г. Святейший Синод разослал епархиям циркулярное распоряжение об участии духовного ведомства в борьбе с детской преступностью. Епископ Владикавказский Агапит ответил, что «Покровский женский монастырь может принять на попечение четырех девочек-преступниц; Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь находит возможным поместить у себя не более 3-5 малолетних преступниц в одно и то же время» [21].

Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь был основан в 1736 г. игуменом Даниилом, родом из грузинских князей. Жизнь монастыря, первоначально активная, угасала – к 1902 г. в монастыре было всего 17 монашествующих и 11 послушников [22]. По этой причине в 1908 г. по ходатайству епископа Гедеона (Покровского) Святейший Синод определил обратить монастырь в женский с числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства.

Благочинный VIII округа протоиерей Василий Мокроусов в своем отчете, посвященном деятельности монастыря в 1912 г., сетовал на духовную неразвитость сестер, воспринимающих монастырь, как приют для малообеспеченных, в котором за известный труд должны кормить и одевать. «Необходимо внедрить в сознание сестер, что в монастырь поступают не для удобств жизни, а для служения Богу и спасения своей души» [23].

31 мая 1906 г. епископ Гедеон направил рапорт в Святейший Синод, в котором ходатайствовал об учреждении в Нальчикском округе женской общины во имя преподобного Серафима Саровского, с приютом для сирот и больницей для окружающего населения. Основание последней связано с именем дочери славянофила А.С. Хомякова Екатерины Алексеевны.

Синод не нашел препятствий к учреждению общины. Принимая во внимание, что создание женской общины в округе желательно в целях религиозно-нравственного воздействия на население, 17 января 1907 года Синод определил «учредить женскую общину в честь преподобного Серафима Саровского с таким количеством сестер, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства» [24]. Помощь общине оказывал генерал-губернатор А.М. Колюбакин [25].

При общине находился приют для девочек-сирот, в количестве 10 человек. Ее настоятельница мать Сидония, имевшая познания в медицине, оказывала помощь хуторянам и жителям окрестных сел.

2 декабря 1909 г. начальницей общины была назначена вдова инженера, воспитанница Санкт-Петербургского института благородных девиц Ольга Арнольд [26]. Ею был выстроен отдельный корпус, в котором поместились кельи сестер, трапезная, кухня, рукодельные классы, больничный покой, библиотека, приют, школа и временная зимняя церковь [27].

Арнольд неоднократно ездила в столицу, в результате чего министерством сельского хозяйства общине было выделено пособие на оборудование чулочно-вязальной и трикотажной мастерских. В 1911 г. были направлены в общину станки на 4000 р. То же министерство отпустило 3000 р. на развитие шелководства, 2000 р. – на садоводство. Общине были переданы двадцать швейцарских коров. В 1911 г. предполагалось открыть переплетную и башмачную мастерские [28].

Ольга Арнольд организовала женскую художественно-ремесленную учебную мастерскую, а после начала войны заявила о намерении создать при общине лазарет на 150 раненых воинов.

Георгиевский женский монастырь был основан на средства подполковника М.С. Ласточкина, который на свои средства приобрел в 1878 г близ станицы Государственной участок в 330 десятин.

Монастырь в силу своего удобного положения стал местом приюта для множества паломников, шедших в Моздок поклониться иконе Божией Матери

К концу XIX в. в монастыре насчитывалось свыше двухсот монахинь и послушниц [29], а в конце 1912 г. – 36 монахинь, 13 рясофорных, три указных и 131 находящихся на испытании послушницы. Насельницы проходили различные послушания – занимались сельским хозяйством, рукоделием в коверной, белошвейной, башмачной и переплетной.

В 1912 г. при монастыре была основана церковно-приходская школа. За год число обучающихся в ней возросло до 40 человек, из коих 34 девочки жили в монастырских кельях. Также монастырь призрел пять сирот.

При Георгиевском и Покровском монастырях имелись больницы. При первом на 15 кроватей, «построенная в 1892 г. на средства благотворителей, пожелавших остаться неизвестными» [30]; при Покровском – на 10-12 человек [31]. Больницы эти содержались на монастырские средства.

После начала Мировой войны объемы благотворительной деятельности Церкви выросли. 17 августа 1914 г. при Константино-Еленинской церкви было образовано приходское попечительство для оказания помощи проживающим в пределах прихода «беднейшим семействам лиц, призванных на войну и больным и раненым воинам» [32]. Председателем Попечительского Совета был избран настоятель храма Димитрий Кузнецов. С 17 августа по конец октября было собрано около 500 рублей. Деньги эти частью были выданы в качестве пособий семействам запасных, частью были отосланы в Главное управление общества Красный Крест.

Уже осенью 1914 г. во Владикавказе было более десяти лазаретов с ранеными. Священноначалие понимало свой долг служения их духовному утешению. 20 ноября владыка Антонин (Грановский) создал под председательством законоучителя Полоцкого кадетского корпуса, протоиерея Иоанна Васильева комитет в составе смотрителя Владикавказского духовного училища протоиерея Александра Нефедьева, настоятеля Кафедрального собора о. Димитрия Дьяченко и благочинного градских церквей о. Петра Путятина. Перед комитетом были поставлены задачи совершения богослужений в лазаретах, проведение духовных собеседований, снабжение раненых духовным и назидательным чтением. Комитет имел право приглашать в свои организационные собрания лиц, могущих быть полезными для осуществления поставленных целей. Курировал деятельность комитета епископ Антонин [33].

На «нужды военного времени» владикавказское духовенство отчисляло 2% казенного жалованья и кружечного дохода. При духовном училище был открыт на средства клириков лазарет, в котором на 1 января 1915 г. на излечении находились 12 солдат [34].

По постановлению Святейшего Синода от 7 марта 1911 г. монахини и послушницы Православных Российских монастырей привлекались к деятельности Красного Креста по уходу за больными и ранеными в период войны и других общественных бедствий [35]. В конце ноября 1915 г., также как в году предыдущем, при Владикавказском военном госпитале открылись курсы сестер милосердия, шестые по счету. Начальник Терской области генерал-лейтенант Флейшер выразил желание, «чтобы женские монастыри командировали на эти курсы шесть монахинь, по две из каждого монастыря» [36]. Монахини и послушницы Георгиевского, Крестовоздвиженского, Покровского монастырей привлекались в качестве сестер милосердия.

Епархия оказывали возможную поддержку учащимся детям из семей мобилизованных. Заведующим церковно-приходскими школами был направлен циркуляр, в котором говорилось: «с открытием военных действий многие учащиеся в церковных школах, родители коих призваны на военную службу, остались на попечении своих матерей, часто обремененных семьей и крайне нуждающихся в средствах пропитания. Такие дети по своей бедности часто нуждаются в одежде, обуви, в дневном пропитании, а иногда не располагают средствами на приобретение учебных принадлежностей. Озабочиваясь судьбою сих детей и правильным течением обучения их в школах, Училищный Совет при Святейшем Синоде просит Епархиальный Училищный Совет принять их под особенное попечение и располагать к тому же уездные отделения, членов церковно-школьной инспекции и заведующих церковными школами, для оказания детям воинов возможной помощи раздачею им одежды, обуви, учебных принадлежностей, также устройством для них бесплатных завтраков и ночлежных приютов. Большую помощь в этом отношении могут оказать церковным школам церковно-школьные Попечительства, об открытии которых Епархиальному Училищному Совету надлежит озаботиться безотлагательно, а равно и попечители и другие благотворители из местных приходов» [37].

По указу Синода и благословлению Владыки при всех приходских церквах епархии были открыты приходские попечительские советы для оказания нравственной и материальной помощи семьям военнослужащих. В августе 1914 г. такой совет был открыт при Кафедральном соборе. 17 августа на общем собрании прихожан и причта почетным председателем Совета был избран владыка Антонин, заместителем председателя и.д. настоятеля собора о. Д. Дьяченко, секретарем о. И. Андриевский, казначеем – Е.М. Сергеев. Во время собрания был произведен сбор пожертвований, составивший 177 р. [38]

В тот же день было образовано приходское Попечительство при Константино-Еленинской церкви. Председателем его Совета был избран отец настоятель Димитрий Кузнецов. За полтора месяца попечительством было собрано и распределено около пятисот рублей денег [39].

За июль-октябрь 1914 г. попечительский совет Вознесенской церкви (председатель о. Григорий Королев) собрал более тысячи рублей. В те же месяцы помощь оказывалась 250 беднейшим семействам прихода, размер пособия составлял от одного до четырех рублей [40].

 

Здесь приведены только несколько примеров благотворительной деятельности, которую осуществляло духовенство Владикавказско-Моздокской епархии. Разумеется, помощь эта была гораздо шире и разнообразнее. Так, священники порой были единственными грамотными людьми в небольших населенных пунктах. На них возлагалась обязанность информирования населения о политических, экономических, культурных новостях. Нередко само духовенство становилось проводником этих перемен в жизнь. Многие священники относились к пастве, как к своим детям и прилагали усилия к улучшению их быта.

Миссия РПЦ включала в себя ряд мероприятий, направленных на утверждение и распространение Православия. Организацию общественных, благотворительных организаций возможно оценить именно с позиций миссионерства. Способствуя борьбе с пьянством, табакокурением, сквернословием (осуществляя социальную миссию), развивая экономику села через кредитные общества, Церковь решала важнейшие вопросы миссии, экономического развития региона, способствовала утверждению политического влияния России на Кавказе.

 

Примечания

1. Центральный государственный архив республики Северная Осетия – Алания [далее ЦГА РСО-А]. Ф.143, оп.2, д.130, л.302.

2. там же. Д.307а, л.170.

3. там же. Л.104.

4. там же. Л.112.

5. там же. Л.113.

6. Проект положения о кассе эмеритальной и взаимного вспомоществования духовенства Владикавказской епархии, заимствованный из устава братской кассы Ставропольской епархии с некоторыми добавлениями // Владикавказские епархиальные Ведомости [далее ВЕВ]. – 1896. – 1 дек.

7. ЦГА РСО-А, Ф.143, оп.2, 349, л.116.

8. Отчет о состоянии Владикавказского Епархиального Попечительства за 1906-й год // ВЕВ. – 1907. – 28 окт.

9. ЦГА РСО-А. Ф.147, оп.1, д.67а, л.10.

10. Об изменении устава Владикавказского Михаило-Архангельского Братства // ВЕВ. – 1908. – 3 авг.

11. Устав Владикавказского Православного Братства во имя Св. Архистратига Михаила // там же.

12. Отчет о деятельности Михаило-Архангельского Владикавказского Братства за 1894/5 год // ВЕВ. – 1895. – 1 нояб.

13. Отчет о деятельности Михаило-Архангельского Владикавказского Братства за 1906/7 год // ВЕВ. – 1907. – 28 окт.

14. ЦГА РСО-А. Ф.143, оп.2, д.288, л.1.

15. там же. Ф.140, оп.1, д.10, л.л.1об.-2об.

16. там же. Ф.143, оп.2, д.158, л.3об.

17. Подробнее о монастыре смотри: Историческое описание Второ-Афонского Бештаугорского Свято-Успенского монастыря / Составил прот. Геннадий Беловолов. – СПб: Изд-во Леушинского Подворья, 2004; Илиади И.Х., Коваленко А.Н. Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь: Исторический очерк. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 360 с., ил. Помимо свода документов и материалов по истории монастыря в последней книге осуществлено переиздание книги о. Ф. Попова «Второ-Афонский Успенский общежительный монастырь». – Пятигорск, 1912.

18. Сведения об этой общине крайне скудны. Известно, что временно исполняющей обязанности начальницы состояла крестьянка Самарской губернии Евдокия Мигачева. В марте 1913 г. устроительницей общины называется монахиня Досифея.

19. Указ Святейшего Синода на имя Его Преосвященства об учреждении Свято-Троицкого монастыря близ г. Владикавказа // ВЕВ. – 1909. – 18 янв.

20. ЦГА РСО-А. Ф.143, оп.2, д.293 ч.1, л.л.167, 182-183.

21. там же. Д.220, л.л.109-109об.

22. там же. Д.130, л.304.

23. там же. Д.660, л.259об.

24. Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Гедеону, Епископу Владикавказскому и Моздокскому // ВЕВ. – 1907. – 11 марта.

25. А. Воскресенский. Троице-Серафимовская женская община близ г. Пятигорска. (Из путевых записок паломника) // ВЕВ. – 1908. – 24 авг.

26. Перемены по службе // ВЕВ. – 1909. – 15 дек.

27. Павел Городецкий. Св.-Троице-Серафимовская женская община в имении Хомяковой. (К вопросу о монастырях, как рассадниках культуры) // ВЕВ. – 1911. – 1 авг.

28. там же.

29. Священник Алексий Кардашевский. Георгиевский женский монастырь на реке Куре во Владикавказской епархии. (Окончание) // ВЕВ. – 1897. – 1 марта.

30. ЦГА РСО-А. Ф.143, оп.2, д.119 ч.1, л.154.

31. там же. Л.156.

32. Приходское Попечительство при Владикавказской Константино-Еленинской церкви // ВЕВ. – 1914. – 15 нояб.

33. ЦГА РСО-А. Ф.143, оп.2, д.293 ч.2, л.293.

34. там же. Д.308, л.132об.

35. там же. Д.312, л.л.118-118об.

36. там же. Л.91.

37. там же. Д.425, л.12.

38. Отчет о деятельности приходского попечительского Совета при Владикавказском Кафедральном Соборе по оказанию помощи семьям запасных, призванных в действующую армию, за август и сентябрь сего года // ВЕВ. – 1914. – 1 нояб.

39. Приходское Попечительство при Владикавказской Константино-Еленинской церкви. // ВЕВ. – 1914. – 15 нояб.

40. Отчет о приходе и расходе денежных сумм попечительского совета пи Вознесенской г. Владикавказа  церкви по оказанию помощи семьям запасных за июль, август, сентябрь и октябрь месяцы 1914 г. // ВЕВ. – 1914. – 1 дек.

 



Hosted by uCoz