АРДОНСКАЯ СЕМИНАРИЯ:

ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ И ЗАВТРАШНИЙ

 

В январе 2006 года на высоком уровне было принято решение о передаче здания бывшей Ардонской Александровской миссионерской духовной семинарии Русской Православной Церкви. Это достаточно значимое событие, которое нельзя обойти молчанием. Однако одновременно с восстановлением исторической справедливости перед Ставропольско-Владикавказской епархией встанут новые масштабные задачи. Наша Церковь недаром зовется Соборной – задачи, поставленные перед отдельной ее частью, касаются всех ее членов. Что стоит за этим событием? Какие проблемы предстоит решать собственнику здания в обозримом будущем?

 Для начала вспомним, когда, кем и с какой целью создавалась Ардонская семинария.

Здание Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне«Высшим кавказским начальством было признано необходимым открыть в Ардоне миссионерскую духовную семинарию. С таким ходатайством оно обратилось в Святейший Правительствующий Синод. Вскоре, по указу Его Императорского Величества от 12 августа 1895 года, Александровское Осетинское духовное училище в селении Ардон (Терской области) было преобразовано в Александровскую миссионерскую духовную семинарию… Синод в своем циркуляре подчеркивал, что Ардонская семинария имеет особую цель в сравнении с духовными семинариями, открытыми по уставу 1884 года, а именно: во-первых, имеет своей целью готовить миссионеров в пределах Владикавказской епархии и Южной Осетии, во-вторых, учебный курс в этой семинарии, как по составу учебных предметов, так и по объему их преподавания, значительно меньше общего курса духовных семинарий. Содержание учебы в семинарии, ее формы и методы были подчинены задаче подготовки квалифицированных церковнослужителей с миссионерским направлением… Синод отдавал себе отчет, что на маленьком осетинском православном островке… необходимо готовить высокообразованных церковнослужителей, которые бы смогли противостоять мусульманским миссионерам и успешно решать проблему восстановления христианства на Северном Кавказе ».

Итак, учреждение семинарии по времени совпало с учреждением самостоятельной Владикавказско-Моздокской епархии, а изначально ставящейся перед ее педагогическим коллективом стала задача подготовки квалифицированных миссионеров. Действительно, само месторасположение Северной Осетии предполагает активную деятельность по возрождению Православия, некогда доминировавшего в регионе, а лучшие миссионеры, как правило, получаются из местных жителей, хорошо знакомых со спецификой той среды, в которой предстоит вести проповедь.

До своего преобразования Ардонская семинария была духовным училищем. Как отметил в своем кандидатском сочинении «История Владикавказской епархии» иеромонах Андрей (Мороз), «значение Ардонского Александровского духовного училища в деле распространения христианства в Осетии сейчас оценить сложно, поскольку учебное заведение сделало всего лишь два выпуска (менее 40 человек), из которых только 5 стали священниками». Почему так произошло? Обучение в д уховной семинарии было единственной возможностью для детей из небогатых семей получить образование. Обучавшимся в ней предоставлялся пансион, а уровень подготовки соответствовал требованиям общеобразовательных учреждений. Известен и такой факт: в прошлом семинария была подвержена влиянию революционных идей: «С наступлением XX века для России началась эпоха серьезных общественных потрясений. Идеи революции из столиц стали проникать и в тихую провинцию. Наиболее подверженной влиянию «передовых» взглядов оказалась учащаяся молодежь, из числа которой нельзя исключить и воспитанников духовных учебных заведений», – пишет отец Андрей и далее рассказывает об истории участия ардонских семинаристов в революционном движении. Оставляя за скобками политическую оценку этих событий, трудно не признать, что именно учащаяся молодежь духовных заведений, с ее тягой к установлению социальной справедливости, наиболее активно отражала нравственные идеалы социума, который она представляла.

Помимо подготовки миссионеров в конце позапрошлого – начале прошлого веков перед руководством семинарии ставилась цель – консолидировать приходскую жизнь соседних епархий, сделать общение между ними более активным: в семинарии готовились священники для Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. Кроме того, факт концентрации в относительно небольшом пространстве Северной Осетии высококультурных преподавателей, интеллигенции оказывал положительное влияние на уровень образованности в обществе – педагоги не могли оставаться в стороне от культурной, общественной жизни региона. «В Ардонскую семинарию поступали многие наши соотечественники с юга Осетии и внутренних районов Грузии, – пишет И. Сланов, – а также грузины, абхазцы и представители различных национальностей Северного Кавказа. В семинарию был открыт доступ и представителям других религиозных конфессий… Педагогический коллектив… семинарии проводил большую культурно-просветительскую работу и за пределами семинарии, … принимал активное участие в подготовке и проведении съездов учителей и духовенства Владикавказской епархии».

 

 Что представляет собой здание семинарии в настоящее время?

В 1918 году она была преобразована в общую гимназию.Позже в капитальном трехэтажном здании семинарии располагалась школа-интернат, а впоследствии ардонская средняя школа №3.

В прошлом году в связи с аварийным состоянием здания учащихся этой школы перевели в 4-ю СШ города Ардона, находящуюся в значительном отдалении от прежней, что, разумеется, создало неудобства как для школьников и их родителей, так и для педагогического коллектива. И в районной прессе в свете описываемых событий появились публикации, где всерьез обсуждалась возможность постройки Русской Православной Церковью нового здания школы взамен утраченного. С одной стороны, конечно же, отрадно, что некоторой частью жителей Ардонского района Православная Церковь воспринимается как финансово сильная организация, могущая себе позволить такие крупные проекты, как строительство школ. С другой, было бы интересно выяснить: что же такое «передача здания бывшей семинарии Церкви»? Это дар государства, спешное избавление от ставшего обременительным имущества или возвращение собственности законному владельцу? Ответ, на наш взгляд, очевиден. При этом, разумеется, никакой выплаты за амортизацию в течение долгого периода использования здания, которое сейчас если не в аварийном, то требующем срочного ремонта состоянии, не предполагается…

Семинария поступит на баланс епархии. Но кому будет поручено ее содержание? Сможет ли Северо-Осетинское благочиние самостоятельно содержать Ардонскую семинарию? Пожелает ли государство хотя бы частично компенсировать затраты, предполагаемые к обеспечению учебного процесса – хотя бы из соображений престижа?

Зданию необходим капитальный ремонт – последний проводился здесь более двадцати лет назад. Во многих местах межэтажные перекрытия, полы, часть окон и прочее нуждаются в замене. Разумеется, сами классные и хозяйственные помещения пусты – их необходимо оборудовать, начиная от мела и классных досок и заканчивая тарелками в столовой.

И вот здесь открывается широкое поле для деятельности спонсоров и меценатов, без которых новообретенной семинарии просто не обойтись. Впрочем, как не обойтись и без помощи любого желающего поучаствовать в таком богоугодном деле…

Важнейшим и нелегким вопросом, который встанет перед руководством семинарии, будет кадровый. В настоящее время активно дискутируется вопрос о государственной аттестации религиозных вузов. Если правительство страны положительно решит этот вопрос, то дипломы выпускников семинарий будут приравнены к дипломам светских университетов. Разумеется, и уровень преподавания в семинарии должен быть не ниже уровня светского образования. В идеале же – получить образование в семинарии должно быть престижнее, нежели в светском вузе. Т.е. уже сейчас, параллельно с восстановлением Ардонской семинарии, необходимым является подбор преподавателей для нее.

Напомним, что епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном в прошлом году была поставлена задача перед благочиниями епархии – до конца 2006 года открыть в каждом из них православную гимназию. В настоящее время во Владикавказе идет оформление документов для открытия православной прогимназии при центре «Покров», выпускников которой предполагается далее обучать в гимназии им. Аксо Колиева, строящейся при Свято-Георгиевском соборе.

Итак, в Северной Осетии, на второй кафедре в ладыки Феофана, создается, так сказать, «православный образовательный цикл»: прогимназия – гимназия – семинария.

Проведенный в Северной Осетии в конце 2005 года социологический опрос показал, что из 700 опрошенных жителей (1 респондент на 1000 населения) 45% отнесли себя к исповедующим Православие. Еще 28,4% назвали себя следующими «Православию и традиционным осетинским верованиям». Поэтому несомненно то, что возрождение д уховной семинарии после почти 90-летнего забвения станет еще одной значительной страницей истории Православной Церкви в Осетии.

Артур ГОРОБЕЦ

(Автор выражает благодарность настоятелю Ардонского Свято-Георгиевского храма протоиерею Виктору Жукову за помощь, оказанную при подготовке материала для этой статьи).

 

Hosted by uCoz